Планирование затрат на производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Переход экономики стран к рыночным отношениям превратил предприятия из объекта планирования в субъект. Это привело к тому, что значительно сместились акценты в сфере планирования:
- реформы перенесли центр тяжести с государственного и отраслевого на уровень хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия;
- главным стала разработка плановой программы и способов ее реализации непосредственно на предприятии, а не на директивность и обязанность выполнения установленных сверху заданий; усиление конкуренции;
- рост малого бизнеса, усиление конкуренции заставляет предприятия уделять внимание не столько показателям роста, сколько показателям развития предприятия; малые предприятия потребительского рынка, продукция которых рассчитана на определенный контингент потребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие от немногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение доли рынка путем создания новых и расширения действующих предприятий.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Переход экономики  стран к рыночным отношениям превратил  предприятия из объекта планирования в субъект. Это привело к тому, что значительно сместились акценты  в сфере планирования:

- реформы перенесли  центр тяжести с государственного  и отраслевого на уровень хозяйствующего  субъекта, т.е. предприятия;

- главным стала  разработка плановой программы  и способов ее реализации непосредственно  на предприятии, а не на директивность  и обязанность выполнения установленных  сверху заданий; усиление конкуренции;

- рост малого  бизнеса, усиление конкуренции  заставляет предприятия уделять  внимание не столько показателям  роста, сколько показателям развития  предприятия; малые предприятия  потребительского рынка, продукция  которых рассчитана на определенный  контингент потребителей, имеют  достаточно ограниченные возможности  роста в отличие от немногочисленных  крупных фирм, которые могут планировать  увеличение доли рынка путем  создания новых и расширения  действующих предприятий.

В процессе планирования выделяют, как правило, следующие, логически  увязанные между собой этапы:

- этап долгосрочного  планирования, который включает  в себя анализ внешней и  внутренней среды предприятия,  прогнозирование тенденций в  области изменений спроса и  предложения, а также определение  желаемого положения предприятия  в виде общих долгосрочных  целей, которые могут выражаться  числовыми значениями;

- этап стратегического  планирования, в ходе которого  анализируются все возможные  варианты достижения общих целей  и выявляются оптимальные из  них, после чего этот вариант  формируется в виде конкретной  стратегии или набора стратегий;

- этап текущего (тактического, краткосрочного) планирования, в ходе которого происходит  преобразования общих направлений  стратегического развития в цели  и задачи тактических планов  на более детализированной основе (производство, сбыт, кадры и т.д.) с дальнейшей детализацией среднесрочных,  краткосрочных и оперативных  планов с созданием в каждом  из них системы управления  ресурсами.

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1 Характеристика  затрат на производство: классификация  затрат на производство; перечень  статей себестоимости продукции;  формула расчета рентабельности  продукции

 

Затраты (издержки) на производство продукции представляют собой стоимостную оценку используемых в производстве продукции материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Классификация затрат на производство продукции по различным  признакам позволяет решить определенные экономические вопросы деятельности предприятия.

В теории и практике планирование производства общепринятой является группировка всех затрат по двум основным признакам: экономическим  элементам и калькуляционным  статьям. Группирование затрат по экономическим  элементам предусматривает их объединение  по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. Такая группировка применяется  при планировании сметы затрат на производство.

В смете выявляют три основные группы затрат:

1) на предметы  труда (затраты на сырье и  материал),

2) на средства  труда (затраты на здания, сооружения  и оборудование),

3) на труд (затраты  по оплате труда всех работающих),

В соответствии с  указанной группировкой формируются  элементы сметы. Элементами сметы называются затраты, характеризующиеся единым экономическим содержанием. В смету  производства включаются следующие  элементы:

- материальные затраты  за вычетом реализуемых отходов,

- расходы на оплату  труда,

- амортизация основным  фондов,

- прочие расходы.

Классификация затрат, используемая при составлении сметы  производства, непригодна при определении  затрат на производство конкретного  вида продукции, т.е. при исчислении себестоимости.

Себестоимость включает в себя все издержки по производству и реализации конкретных видов продукции. Эти издержки калькулируются по статьям  затрат. В статьи затрат калькуляционного листа включаются издержки, относимые  на себестоимость каждого вида продукции  и все продукции одинаковыми  методами.

В себестоимости  продукции издержки предприятия  классифицируются по признакам:

1) по способу  отнесения их на себестоимость  единицы продукции – прямые  и косвенные;

2) по характеру  зависимости от изменения объема  производства – условно-переменные  и условно-постоянные;

3) по составу  – простые (поэлементные) и комплексные;

4) по степени  участия в производственном процессе  – основные (технологические) и  накладные (управленческие);

5) по месту образования  – цеховые, общефабричные, внепроизводственные  (коммерческие).

Рассмотрим сущность этих затрат.

1. Прямыми называются  те расходы, которые непосредственно  относятся на конкретный вид  продукции: затраты на сырье,  основные и вспомогательные материалы,  основная заработная плата.

К косвенным расходам относят те, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость  конкретного вида продукции, а распределяются между ее видами пропорционально  другим затратам, в большинстве случаев  – пропорционально основной заработной плате основных рабочих. К косвенным относятся расходы по содержанию оборудования, цеховые расходы, затраты на подготовку производства и др.

2. К условно-переменным (пропорциональны объему производства) относят расходы, изменяющиеся пропорционально изменению объема производства. К ним относят затраты на материалы, энергию на технологические нужды, заработная плата.

 

Признаки классификации затрат

По экономическому содержанию (по составу)

По элементам

   

По калькуляционным  статьям

 

По степени участия  в процессе производства

Основные

   

Накладные

 

По способу отнесения  на себестоимость отдельных видов  продукции

Прямые

   

Косвенные

 

По составу

Простые

   

Комплексные

 

В зависимости от изменения объема производства

Условно-переменные

   

Условно-постоянные

 

По месту возникновения

Цеховые, общефабричные

   

Коммерческие


Рис.1. Классификация  затрат на производство продукции.

При принятом методе калькулирования себестоимости все статьи, кроме материалов и основной заработной платы, исчисляются косвенно и принимаются как постоянные затраты. Однако их суммарные величины меняются при изменении объема производства.

3. Простые затраты  включают один элемент (например, основные материалы или основная  заработная плата основных рабочих). Комплексные статьи затрат на  предприятиях легкой промышленности  рассчитываются как правило, как  косвенные затраты и включают  целый набор расходов. Например, цеховые расходы включают зарплату  цехового персонала, амортизацию  здания цеха, затраты на отопление  и освещение и т.д.

4. Основными называются  расходы, связанные с изготовлением  продукции. К ним относят затраты  на материал, топливо и энергия  на технологические нужды, амортизация  оборудования, заработная плата  рабочих и т.п. Накладные расходы  – расходы по управлению –  возникают в связи с необходимостью  обслуживания производственного  процесса и управления им (содержание  цеховой и общефабричной администрации,  ремонт, отопление, освещение, конторские  и канцелярские расходы).

5. Издержки по  обработке продукции, которые  несет цех, являются цеховыми; они формируют цеховую себестоимость  продукции. Издержки по выпуску  продукции с момента поступления  материалов на склады предприятия  до сдачи готовой называются  фабрично-заводской себестоимостью. Издержки предприятия, включающие затраты как по производству продукции, так и по ее реализации (на тару, хранение и транспортировку), т.е. включающие все затраты предприятия на отпущенную потребителя продукцию, называются полной себестоимостью.

Общие (валовые) издержки – это сумма постоянных или  переменных затрат при каждом данном объеме выпуска продукции. При увеличении объема производства валовые издержки изменяются на ту же величину, что и  сумма переменных затрат.

Средние издержки определяют величину производственных затрат в  расчете на единицу продукции, и  именно они используются при планировании и служат мерой для обоснования  оптимальных объемов выпуска  различных видов продукции.

Предельные издержки определяют дополнительные затраты, связанные  с производством еще одной  единицы продукции. Эти издержки можно найти для каждой добавочной единицы продукции отношением прироста валовых издержек к соответствующему приросту количества произведенной  продукции по формуле:

 

 

Где   – показатель предельных издержек,  - прирост валовых издержек,  - прирост выпуска продукции.

Состав элементов  затрат на производства.

Материальные затраты: 1) сырье и материалы;

2) покупные материалы,  предназначенные для обеспечения  нормального технологического процесса, упаковка продукции и других  производственных и хозяйственных  нужд (проведении испытаний, ремонт  и эксплуатация оборудования, сооружений  и др.);

3) комплектующие  изделия и полуфабрикаты;

4) запасные части  для ремонта оборудования, износ  инструментов, спецодежды и др.;

5) работа и услуги  производительного характера, выполняемые  хозяйствами предприятия, не относящиеся  к основному виду деятельности;

6) затраты, связанные  с использованием природных ресурсов, в том числе плата за воду;

7) топливо на  технологические цели, выработка  всех видов энергии, отопление  зданий, транспортные работы по  обслуживанию производства, выполняемые  транспортом предприятия;

8) покупная энергия  всех видов на производственные  и хозяйственные нужды;

9) расходы на  приобретение тары и упаковки  за вычетом стоимости этой  тары по цене ее реализации (кроме деревянной и картонной);

10) потери от недостачи  материальных ресурсов в пределах  норм естественной убыли (в  план не включаются, учитываются  только в отчетах).

Из расходов на материалы, включаемых в затраты на производство продукции, исключается стоимость  возвратных отходов и вторичных  ресурсов.

Расходы на оплату труда: 1) заработная плата по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным  окладам;

2) доплаты за  работу в ночное время, совмещение  профессий, расширение зон обслуживания;

3) премии;

4) оплата отпусков;

5) оплата льготных  часов подросткам, перерывов в  работе кормящих матерей, учебных  отпусков, времени вынужденного  прогула;

6) единовременные  вознаграждения за выслугу лет;

7) выплаты по  районным коэффициентам;

8) оплаты за работу  в выходные дни и праздничные  дни, в сверхурочное время,  простоев не по вине работника;

9) стоимость выдаваемой  бесплатно форменной одежды.

Себестоимость продукции  выражает в денежной форме издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема выпуска продукции. В себестоимости возмещаются  затраты производственных ресурсов в текущих рыночных ценах. На предприятиях легкой промышленности различают полную (коммерческую), производственную, цеховую и технологическую себестоимость изделия. Расчет издержек на производства отдельных видов продукции, проводимы по отдельным статьям затрат, называется калькулированием или калькуляцией себестоимости.

В себестоимость  продукции включаются следующие  статьи затрат:

1) сырье и основные  материалы;

2) реализуемые отходы;

3) стоимость сырья  и материалов за вычетом стоимости  реализуемых отходов;

4) покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты;

5) вспомогательные  материалы;

6) топливо и энергия  на технологические цели;

7) основная заработная  плата основных производственных  рабочих;

8) дополнительная  заработная плата производственных  рабочих;

9) отчисления от  заработной платы в единый  социальный налог от суммы  основной и дополнительной заработной  платы и премий, выплачиваемых  из прибыли (на социальное страхование,  в пенсионный фонд и на обязательное  медицинское страхование);

10) расходы на  подготовку и освоение производства  новых изделий;

11) расходы по  содержанию и эксплуатации оборудования;

12) цеховые расходы;

13) потери от брака  (не планируются, определяются  фактическим данным)

14) общехозяйственные  (общефабричные) расходы;

15) внепроизводственные  (коммерческие) расходы.

В плане предприятия  рассчитывается рентабельность продукции  и общая и расчетная рентабельность производства.

Для формирования цен  и проведения рациональной ценовой  политики большое значение имеет  определение рентабельности продукции. Этот показатель определяется как отношение  прибыли от реализации продукции  к ее себестоимости. Для рентабельности i-го вида продукции определяется как отношение прибыли на единицу продукции к себестоимости.

 

 

Расчетная рентабельность производства определяется делением расчетной  прибыли на ту же величину.

В рыночных условиях значительно расширяется применение показателей рентабельности для  оценки различных сторон деятельности предприятия. К ним относятся:

Информация о работе Планирование затрат на производство