Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:11, реферат
Законодательства всех стран мира выделяют морское страхование в специальный вид страхования вследствие исторической традиции, особого характера объектов страхования, специфических страховых рисков, наличия нескольких участников страхового отношения, растянутости морских путешествий во времени и пространстве, высокого уровня интернационализации, а также ввиду комплексности самого вида страхования, которая проявляется в том, что договор охватывает совокупность рисков, связанных с основными видами страхования: имущества, ответственности, предпринимательских рисков и личного страхования.
1.ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Законодательства всех стран мира выделяют морское страхование в специальный вид страхования вследствие исторической традиции, особого характера объектов страхования, специфических страховых рисков, наличия нескольких участников страхового отношения, растянутости морских путешествий во времени и пространстве, высокого уровня интернационализации, а также ввиду комплексности самого вида страхования, которая проявляется в том, что договор охватывает совокупность рисков, связанных с основными видами страхования: имущества, ответственности, предпринимательских рисков и личного страхования. С морского страхования началось развитие страхования вообще, данное обстоятельство предопределило его приоритетное правовое регулирование специальными нормами, что находит отражение и в системе современного законодательства о страховании.
Основным квалифицирующим признаком, позволяющим выделять договор морского страхования в качестве отдельного вида договора имущественного страхования, является особый объект морского страхования. Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием – судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование). Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования.
Итак, объектом морского страхования
может служить «всякий
Участники отношений, связанных с торговым мореплаванием, имеют различные имущественные интересы.
По договору морского страхования
страховщик обязуется за обусловленную
плату (страховую премию) при наступлении
предусмотренных договором
Предусмотрена обязанность страхователя сообщить страховщику при заключении договора морского страхования сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска и которые известны или должны быть известны страхователю, а также сведения, запрошенные страховщиком.
При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования.
Выводы: с точки зрения общей гражданско-правовой квалификации договора морского страхования указанный договор является одной из разновидностей (подвидов) договора имущественного страхования, который, в свою очередь, является отдельным видом договора страхования.
Договор морского страхования является двусторонним (так как права и обязанности по этому договору возложены на обе стороны), возмездным (поскольку услуги, оказываемые страховщиком, подлежат оплате в виде страховой премии) и реальным (так как он вступает в силу в момент уплаты страховой премии).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В виду специфических страховых рисков существует широкая классификация морского страхования. В зависимости от расположения объекта страхования – на берегу или на море зарубежная морская практика классифицирует морское страхование на берегу (on shore marine insurance) и на море(off shore marine insurance). В on shore marine insurance входят различные береговые сооружения – причалы, грузовые терминалы, заводы, обслуживающие порт и т.д. Оff shore marine insurance включает суда различного назначения, плавучие доки, буровые платформы и т.д.
Страхование судов (Hull & Machinery – H&M) обычно именуют страхованием каско (от немецкого Kasko – корпус) – страхование корпуса судна, судовых машин и механизмов и т.д. (кроме перевозимого груза).
Страхование судов относится
к страхованию имущества. Иногда
это страхование включает в себя
элементы страхования
В международной практике страхование груза обычно именуют «страхование карго» («cargo» – грузы или имущество, перевозимые морским судном с целью получения фрахта). Договор страхования груза обычно связан с договором морской перевозки груза.
Коносамент (Bill of Lading) – документ, содержащий условия договора перевозки грузов. Удостоверяет факт наличия данного договора и служит доказательством приема морским перевозчиком груза к перевозке, товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжения грузом. До подписания коносамента должны быть урегулированы все вопросы, связанные с оплатой фрахта (в соответствии с порядком взаиморасчетов, которые предусматривается по данной перевозке и указан в коносаменте). С момента подписания коносамента вся ответственность за груз возлагается на судно (перевозчика).
Фрахтование – использование грузовладельцем чужого судна с целью морской перевозки груза. Фрахт – денежное вознаграждение, которое судовладелец должен получить от грузовладельца за перевозку груза, предназначенного к морской перевозке. Фрахтователь – грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель). Сторонами договора фрахтования могут выступать судовладелец, который берет на себя риски, связанные с перевозкой груза, и фрахтователь (грузовладелец).
При страховании судовладельцем платы за проезд и провоз багажа по договору морской перевозки пассажира оказывается застрахованным риск судовладельца утратить указанные платежи (уплаченные пассажиром при заключении договора), когда есть основания для их возврата в случаях, предусмотренных законом. Имеются ввиду, например, ситуации, когда обязанность перевозчика возвратить полученную от пассажира плату за проезд и за провоз багажа возникает в связи с отказом пассажира от договора морской перевозки вследствие болезни или по причинам, зависящим от перевозчика.
В качестве имущественных интересов, связанных с торговым мореплаванием, которые могут быть объектами имущественного страхования, признаются также заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию.
В процессе исторического
развития торгового мореплавания возник
специфический вид морского страхования
– страхование ответственности
судовладельца. Судовладелец – это
лицо, эксплуатирующее судно от своего
имени, независимо от того, является ли
оно собственником судна или
использует его на ином законном основании.
Судовладелец в торговом мореплавании
может выступать как
Речь идет о риске имущественной
ответственности как по обязательствам,
возникающим вследствие причинения
вреда так и об ответственности
судовладельца за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Страхование ответственности
И, наконец, в качестве возможного объекта морского страхования упомянут принятый на себя страховщиком риск (перестрахование). Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика по заключенному с последним договору перестрахования.
Выводы: Как упоминалось
ранее морское страхование
3.СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА
Как видно из определения договора морского страхования, субъектами этого договора являются страховщик и страхователь. Состав участников договорных отношений при определенных условиях может быть расширен за счет третьего лица, в пользу которого заключается договор морского страхования – выгодоприобретателя.
Страховщиком может быть только такая страховая организация, которая изначально создана именно для осуществления страховой деятельности, что должно быть отражено в ее учредительных документах. Закон об организации страхового дела содержит ряд требований, направленных на обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций. К их числу относятся, в частности, следующие требования: минимальный размер уставного капитала на день подачи страховой организацией документов для получения лицензии на осуществление имущественного страхования должен составить не менее 25 тысяч установленных законом минимальных размеров оплаты труда; страховым организациям вменяется в обязанность образовывать из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы; страховщики, принявшие на себя обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков свой риск исполнения соответствующих обязательств.
В определенных случаях в страховых обязательствах допускается множественность лиц на стороне страховщика (сострахование), особенность правового регулирования отношений сострахования состоит в том, что, если в соответствующем договоре не определены прва и обязанности каждого из страховщиков, они отвечают за выплату страхового возмещения перед страхователем (выгодоприобретателем) как солидарные должники.
Другая сторона в договоре
морского страхования, являющаяся контрагентом
страховщика, - страхователь. В отличие
от страховщика, в роли страхователя
может выступать любое
Выводы: Субъектами договора морского страхования является страховщик и страхователь, в отдельных случаях состав может быть расширен за счет третьего лица – выгодоприобретателя.
4.ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ФОРМА ДОГОВОРА
Для того чтобы договор
морского страхования считался заключенным,
необходимо, чтобы между его сторонами
(страховщиком и страхователем) в
требуемой форме было достигнуто
соглашение по всем существенным условиям
этого договора. Договор морского
страхования должен быть заключен в
письменной форме. Если договор страхования
заключается в форме одного документа,
подписанного сторонами, страховой
полис, выдаваемый страховщиком, служит
доказательством, удостоверяющим факт
заключения договора страхования, а
также лишним подтверждением обязательства
страховщика выплатить
Под страховой суммой разумеется та денежная сумма, на которую страхователь страхует соответствующий имущественный интерес. Страховая сумма должна быть объявлена страхователем при заключении договора морского страхования. В случаях, когда объектом страхования является судно, груз или иное имущество, страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). Если страховая сумма, указанная в договоре, превысит страховую сумму имущества, договор морского страхования будет считаться недействительным в отношении той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. В случае если объявленная страхователем страховая сумма окажется ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения подлежит уменьшению пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
В отношении одного и того
же объекта страхования может
быть заключено несколько договоров
морского страхования с разными
страховщиками. О складывающихся при
этом правоотношениях говорят как
о двойном страховании. Применительно
к договору морского страхования
груза предусмотрена