Понятие договора морского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:11, реферат

Описание работы

Законодательства всех стран мира выделяют морское страхование в специальный вид страхования вследствие исторической традиции, особого характера объектов страхования, специфических страховых рисков, наличия нескольких участников страхового отношения, растянутости морских путешествий во времени и пространстве, высокого уровня интернационализации, а также ввиду комплексности самого вида страхования, которая проявляется в том, что договор охватывает совокупность рисков, связанных с основными видами страхования: имущества, ответственности, предпринимательских рисков и личного страхования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

5. СОДЕРЖАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА

Содержание договора морского страхования составляют права и  обязанности его сторон: страхователя и страховщика. Правоотношения по морскому страхованию являются длящимися, и  в процессе своего развития они могут  изменять содержание, которое во многом зависит от того, наступил страховой случай или нет.

Наверное, точнее говорить не об этапах развития страхового правоотношения, а о двух разных вариантах его  развития. Ведь в большинстве случаев  обязательство страховщика в  части выплаты страхового возмещения остается нереализованным по той  причине, что не наступает событие, которое предусмотрено в договоре страхования в качестве страхового случая. И это нормальный ход развития страхового правоотношения (первый вариант  его развития), в этом случае услуги страховщика страхователю считаются  оказанными и проявляются в том, что в течение срока действия догвора страхования риски страхователя были покрыты страхованием.

Размер страховой премии устанавливается по соглашению сторон в договоре морского страхования  и зависит от множества различных  факторов, основными из которых являются характер и объем страхового покрытия, предусмотренного условиями страхования, а также степень страхового риска, являющегося объектом страхования.

При наступлении страхового случая страхователь несет две основные обязанности, исполнение которых одновременно признается необходимым условием для  получения суммы страхового возмещения от страховщика.

Во-первых, страхователь должен немедленно известить страховщика  о наступлении страхового случая и следовать указаниям последнего. Аналогичная обязанность по уведомлению  страховщика о наступившем страховом  случае лежит и на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на получение страхового возмещения.

Во-вторых, при наступлении  страхового случая страхователю вменяется  в обязанность принять все  возможные разумные и доступные  в сложившихся обстоятельствах  меры по предотвращению или уменьшению убытков.

В таком же порядке страховщик возмещает страхователю расходы, произведенные  в связи с составлением диспаши  по общей аварии. Такие расходы  страхователь может понести, в частности, когда он выступает в качестве стороны, требующей распределения  общей аварии, интересы которой могут  быть затронуты составлением диспаши. В этом случае страхователь должен подать диспашеру заявление в  письменной форме о потерях или  расходах, возмещения которых он требует, в течение 12 месяцев со дня окончания  общего морского предприятия. За составление  диспаши взимается сбор, который  включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными  лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Общая авария (general average) – убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Частная авария (particular average) – убытки, не признаваемые общей аварией, которые несут исключительно владельцы судна, потерпевшего аварию Вов время шторма, или владельцы груза, которому был нанесен ущерб.

К частной аварии также  относятся: стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне  с нарушением правил и обычаев  торгового мореплавания; убытки, причиненные  в связи с тушением пожара на судне  вследствие воздействия дыма или  нагревания; убытки, причиненные обрубанием обломков или частей         судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности; убытки, причиненные форсированием  работы двигателей либо иной работой  двигателей, других машин или котлов судна, находящегося на плаву; любые  убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности  рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).

Морской протест – документ, подтверждающий страховой случай, описывающий  обстоятельства и причины происшествия и свидетельствующий о размере  причиненного ущерба и принятых по его предотвращению или уменьшению мерах. Документом, который может  иметь доказательственное значение для установления факта страхового случая и причиненных им убытков, является также коммерческий акт.

Страховщик не несет ответственность  за убытки, причиненные умышленно  или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его  представителя. На самом деле, в данной статье речь идет о том, что страховщик освобождается от исполнения своего обязательства по выплате страхового возмещения в случае, если страховой  случай наступил в результате действий самого страхователя, выгодоприобретателя  или их представителей либо они, имея все возможности предотвратить  указанное событие, не приняли для этого необходимых мер.

Так, при страховании судна  страховщик освобождается от выплаты  страхового возмещения, если страхователь понес убытки вследствие следующих  причин: отправки судна в немореходном состоянии, если только такое состояние  судна не было вызвано скрытыми недостатками судна; ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности; погрузки на судно  с ведома страхователя или выгодоприобретателя  либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и  самовозгорания. При страховании груза или ожидаемой прибыли в дополнение к указанным основаниям освобождения страховщика от исполнения обязательства по выплате страхового возмещения страховщик получает возможность также доказать, что убытки причинены страхователю по вине (умысел или грубая неосторожность) отправителя, получателя или их представителей; вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и др.); вследствие ненадлежащей упаковки груза. Все перечисленные основания освобождения страховщика применяются также при страховании фрахта. Страховщик также не должен компенсировать путем выплаты страхового возмещения убытки страхователя, понесенные вследствие ядерного взрыва, радиации или радиационного заражения, а также возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, конфискации, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию властей.

Особый порядок исполнения обязательства страховщиком установлен для случаев пропажи судна  без вести. Судно считается пропавшим  без вести, если от судна не поступило  никакого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый  в нормальных условиях для перехода от места, откуда поступило известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна  пропавшим без вести, не может  быть менее чем один месяц и  более чем три месяца со дня  последнего известия о судне, а в  условиях военных действий не может  быть менее чем шесть месяцев. В подобных случаях страховщик должен выплатить страховое возмещение в размере всей страховой суммы. Абандон – отказ страхователя в пользу страховщика от своих  прав на имущество, застрахованное от гибели. Он дает страхователю право  на получение страховой суммы  в полном объеме.

 

В определенных случаях страхователь может значительно упростить  расчеты по договору морского страхования. Если имущество застраховано от гибели, страхователь (выгодоприобретатель) может  заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую  сумму в случаях: 1) пропажи судна  без вести; 2) уничтожения судна  или груза (полной фактической гибели); 3) экономической целесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна); 4) экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения); 5) захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев. Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих обстоятельств; указанное заявление должно быть безусловным, и не может быть взято страхователем (выгодоприобретателем) обратно. Абандон- традиционная форма вознаграждения страхователя, значительно упрощающая расчеты между ним и страховщиком по договору морского страхования.

Выводы: размер страховой  премии устанавливается по соглашению сторон в договоре морского страхования  и зависит от множества различных  факторов. Содержание договора морского страхования составляют права и  обязанности сторон: страхователя и  страховщика. В определенных случаях  страхователь может значительно  упростить расчеты по договору морского страхования, используя заявление  на абандон.

6. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА

Договор морского страхования, если страховое правоотношение развивается  по первому варианту (т.е. без наступления  страхового случая), прекращается истечением срока его действия.

При наступлении страхового случая (второй вариант развития страхового правоотношения) договор морского страхования  прекращается его надлежащим исполнением, т.е. выплатой страховщиком страхователю или выгодоприобретателю суммы  страхового возмещения ( с соблюдением всех правил, содержащихся в главе XV КТМ).

Кроме того, имеется несколько  специальных оснований для досрочного прекращения договора морского страхования. К их числу относятся следующие обстоятельства: несообщение страхователем сведений, имеющих существенное значение для определения степени риска, а также о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования; отчуждение застрахованного судна; несообщение или несвоевременное сообщение страхователем об отдельных отправках грузов, подпадающих под действие генерального полиса, либо неправильное указание рода и вида груза, его страховой суммы; возмещение страхователю (выгодоприобретателю) третьими лицами убытков в размере не менее страховой суммы.

7. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ  В РОССИИ

Если говорить в целом  про мировой рынок страхования, то доля морского страхования в общем  объеме страховых услуг за последние  десятилетия неуклонно снижается (хотя объемы собираемых премий естественно  растут). Если несколько десятков лет назад на «море» в Ллойдс (объединение индивидуальных страховщиков и страховых брокеров в Лондоне) приходилось около 50% премий, то сейчас эта доля составляет примерно 1-2%. В России та же ситуация – если, к примеру, у «Ингосстраха» лет 20-30 назад (как единственного морского страховщика в то время) доля морского страхования составляла под 60%, то сейчас – примерно 5%. В РЕСО-Гарантии она в настоящее время составляет чуть меньше  2%,  включая КАСКО, P&I  и страхование грузов. В любом случае морское страхование (являясь прародителем всех остальных видов страхования) никогда не утратит своей актуальности, по крайней мере пока люди продают, покупают и перевозят грузы. Надежда на перспективы развития морского страхования в России, конечно же, есть: грузовая база должна будет расти (после сегодняшнего спада), соответственно флот все равно рано или поздно придется обновлять, банки плохо, но все-таки финансируют судовладельцев, создана Объединенная судостроительная корпорация.

Морское страхование в  нашей стране регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (глава XV "Договор морского страхования"), утвержденным законом РФ от 30 апреля 1999г.№81-ФЗ.

Услуги по страхованию  грузов в настоящее время оказывают  практически все российские страховщики. Однако, несмотря на такое высокое  предложение, спрос на этот вид страховки  невелик. Страхование грузов в России пока не стало популярной услугой  среди российских компаний. Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены  страховать груз по условиям контрактов. Остальные компании предпочитают не тратиться на страховку. Эксперты отмечают, что проблема кроется в отсутствии культуры страховки грузов и низком уровне товарооборота.

Собственно, та половина грузов, которая сейчас страхуется в России в основном приходится на компании, которые работают с иностранными фирмами. Для последних, такой вид страховки является обязательным условием ведения бизнеса. Что касается внутреннего грузооборота, то на него приходится меньше чем пятая часть от всего объема застрахованных в России грузов.

В российской страховой практике грузы страхуются на одном из следующих условий, это:

1. С ответственностью  за все риски. По этому договору  возмещение от гибели или повреждения  груза или его части, произошедшей  по любой причине, за исключением  случаев предусмотренных договором,  а так же убытки, расходы и взносы по общей аварии.

 В морском страховании  под аварией понимаются убытки  и расходы , причинённые морскому предприятию. Аварии бывают общими и частными. При общей аварии убытки делятся между всеми участниками аварии. При частной аварии убытки ложатся на владельца имущества.

 Договор, заключающийся  на данным условиях обеспечивает  объём страхового покрытия, так  как он страхует от всех  рисков: стихийные бедствия; пожар,  взрыв, затопление, выброс газа, авария  транспортного средства, крушение, кража со взломом, действия третьих лиц.

2. С ответственностью  за частную аварию. Обеспечивает  возмещение убытков от повреждения  или полной гибели груза или  его части в результате: стихийных  бедствий, крушения или столкновения  перевозочных средств между собой,  удары перевозящих средств о  неподвижные или плавающие предметы, включая посадку судна на мель  и повреждение об лёд, при  погрузке, укладке, заправке топливом. Кроме того, этот договор покрывает  убытки вследствие пропажи транспортного  средства без вести, а так  же убытки, расходы и взносы  по общей аварии. Вместе с тем  этот договор не покрывает  следующие риски: наводнение и  землетрясение, кража или недостатки  груза, отпотевание груза, «подмочки» груза осадками, обесценение груза вследствие загрязнения или порчи тары при целостности наружной упаковки.

3. Без ответственности  за повреждение. По договору  возмещается убытки о полной  гибели груза, если его части  в тех же случаях и на  тех же условиях, что и за  страхование в пункте 2. Не возмещаются ущербы от повреждения груза.

Эти договоры страхования  груза могут заключаться, как  на единую перевозку, так и на перевозку  всего груза в течение определённого  срока, то в этом случае оформляется  «генеральный» полис. Договор страхования  может предусматривать перевозку  груза партиями или по частям, но при этом в договоре страхования  страховая сумма указывается  полностью на весь груз, а ответственность  страховщика по каждой партии груза  определяется исходя из доли этой партии в общей страховой сумме.

Информация о работе Понятие договора морского страхования