Понятие предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть предпринимательство в рыночной экономике, его роль и функции.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие предпринимательской деятельности.
Рассмотреть функцию и роль предпринимательства в рыночной экономике
Исследовать особенности развития предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Понятие предпринимательской деятельности…………………………....4
1.1 Теоретические основы малого предпринимательства……………..…...4
Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………….…..…5
1.3.Структура малого предпринимательства……………………………..9
2. Функция и роль предпринимательства в рыночной экономике……...15
2.1Роль малых, средних и крупных фирм в экономике………………….....19
3. Особенности развития предпринимательства в России……………….22
Развитие малого предпринимательства в России………………..….22
Заключение……………………………………………………………..……30
Список использованной литературы…………………………………….…31

Файлы: 1 файл

Курсовая по предпринимательству.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

    Для принятия такой стратегии необходима глубокая проработка, в первую очередь, факторов управления, сбыта и маркетинга на предприятии, потребностей потребителей и посредников, поведения конкурентов.

    Расширение границ рынка используется достаточно редко, что обусловлено общим низким качеством товаров собственного производства и преобладанием на рынке предприятий торговли. Для проработки такой стратегии наиболее важен потенциал исследовательской службы маркетинга по работе с конечными потребителями. В оценке рыночных условий наиболее важны потребности потребителей.

     Совершенствование товара характерно для сферы услуг: страхования, туризма, программирования, грузоперевозок, и т.п. Для разработки стратегий наиболее важен потенциал исследовательской службы маркетинга и сбыта, потребности потребителей, емкость и платежеспособность рынка.

    Регрессивная интеграция чаще выражается не в покупке готовых фирм поставщиков или производителей, а в их создании. Предприятия арендуются или строятся. Для разработки стратегий наиболее важны финансовый анализ и потенциал управления предприятия, а также функция прогнозирования ситуации маркетинговой службы. На рынке необходимо оценить его емкость и платежеспособность, потребности посредников. Из факторов макросреды наиболее важны технологические и экологические.

    Прогрессивная интеграция практически не применяется в классическом виде. Вместе с тем собственные сбытовые сети активно формируются предприятиями-производителями и иногда — оптовыми торговцами.

    Горизонтальная интеграция не применяется на российском рынке, практически ни в каком виде. Покупка предприятий конкурентов просто нецелесообразна, т.к. они не имеют еще устойчивой репутации и верных марке потребителей. В ближайшей перспективе 3— 5 лет такая целесообразность может возникнуть. Основными факторами, существенными для принятия такой стратегии, будут финансовый, управленческий и маркетинговый потенциал предприятия.

    Концентрическая  диверсификация применяется предприятиями достаточно часто. Такая стратегия требует налаженного сбыта, эффективного управления, тщательной проработки потребностей потребителей и посредников.

    Горизонтальная  диверсификация практически не применяется на российском рынке.

    Конгломеративная диверсификация, сопоставимая с созданием предприятия «с нуля», применяется российскими предприятиями повсеместно. Предпосылками для нее часто является значительное накопление капитала в сочетании с нецелесообразностью его применения в основном бизнесе из-за ограниченной емкости рынка, и представления руководства о рыночных возможностях в несвязанных с основной деятельностью областях. Стратегия конгломеративной диверсификации требует тщательной проработки всех рыночных факторов, финансов и управления предприятия.[2]

     Реализация стратегического плана предполагает не только развитие новых сфер деятельности, но и ликвидацию неперспективных производств с тем, чтобы высвободить необходимые ресурсы и снизить расходы фирмы. Для этого необходимо использовать стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие-, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих Случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление, и всеобщее ускорение — взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функция и роль предпринимательства в рыночной экономике

  

    Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

    Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.

    Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

     Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

     Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

     Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

     Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

 

     Малое предпринимательство является подлинной базой развития рыночных отношений. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на отдельном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать свое дело с относительно небольшим стартовым капиталом — все эти качества являются достоинствами малого предпринимательства, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке. Более того, важнейшей особенностью малого предпринимательства выступает способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. В силу этого малое предпринимательство позволяет за короткий период накопить средства для энергичного рывка в социально-экономическом развитии региона.

   Малые предприятия обладают следующими преимуществами перед крупными:

  • быстрые темпы внедрения современных видов продукции и технологических изменений, оживленная конкурентная борьба за потребителя, ведущая  к предоставлению им продукции и услуг достаточно высокого качества при умеренных ценах;
  • ускорение перевооружения, быстрая смена моделей при наличии прогрессивной производственной технологи ческой базы, создание которой требует относительно не 
    больших затрат;
  • более гибкая реакция на изменение рыночной конъюнктуры, знание клиентуры, умение широко использовать близость к местным рынкам;
  • большая мобильность, приближение производства товаров и услуг к потребителям;
  • относительная дешевизна их продукции, возможность сокращения издержек производства за счет узкой специализации;
  • увеличение рентабельности малых предприятий в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств и капиталовложений;
  • относительная простота систем управления, планирования, контроля, координации работы внутри фирмы.

     Анализ развития малого предпринимательства в России свидетельствует о том, что этот сектор экономики переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности.

     В 90-х гг. в России сложилась весьма специфическая отраслевая структура малых предприятий, а также выделился ряд сфер экономической деятельности, где малые предприятия не проигрывают в сравнении с крупными и средними предприятиями. Наибольшее число зарегистрированных малых предприятий по-прежнему приходится на сферу торговли и общественного питания, более того, ее удельный вес продолжает возрастать.[1]

    Следующими по численности малых предприятий и количеству занятых являются промышленность и строительство. Наибольшее развитие малые предприятия получили в таких отраслях промышленности, как машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, а также пищевая промышленность. На эти отрасли приходится свыше 75% зарегистрированных промышленных малых предприятий, так как барьер для входа в перечисленные отрасли, то есть минимальный размер предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными, здесь ниже, чем в других отраслях.

     Распределение малых предприятий по сферам деятельности определяется рядом факторов, среди которых можно назвать специфику конкурентной среды на разных отраслевых рынках, барьеры для входа на рынок, в том числе и административные, особенности лицензирования деятельности, спрос на соответствующую продукцию и услуги, рентабельность (в отношении малых предприятий можно говорить об официальной и неофициальной нормах), характер разгосударствления собственности. Некоторое воздействие на рассматриваемые показатели оказывают и особенности статистического учета, прежде всего различные отраслевые критерии отнесения к малым предприятиям.

    По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распределении зарегистрированных малых предприятий по российским регионам. На Центральный федеральный округ приходится 36,7% от общего числа зарегистрированных малых предприятий. Только в Москве на начало 2007 г. было сосредоточено 21,6%, в Московской области — 5,5%, в Санкт-Петербурге — 9,3%, в Ленинградской области — 1,1%, в Ростовской области - 3,0%, в Краснодарском крае — 2,4%, в Новосибирской области — 2,8% малых предприятий.

    Аналогичная картина характерна и для любого другого абсолютного показателя малых предприятий, будь то среднесписочная численность занятых или объем производства.

     Более широкое использование на малых предприятиях методов ускоренной амортизации позволяет проводить более активную политику в области обновления основных фондов. Коэффициент обновления по малым предприятиям составил 20% (против 5% по крупным и средним коммерческим организациям), коэффициент ликвидации соответственно 8 % против 1%. Полная балансовая стоимость основных фондов малых предприятий увеличилась за исследуемый период на 16% против 3% по крупным и средним предприятиям.

    Необходимо отметить, что на создание и воспроизводство основных фондов субъектами малого предпринимательства было направлено 54,2 млрд. рублей. Основная часть инвестиций (59%) шла на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря, в целом по России эта доля составила менее 36%. Почти треть от общего объема инвестиций малых предприятий приходится на предприятия промышленности, 21% — строительства, 18% — торговли и общественного питания. Суммарная величина уставного капитала малых предприятий по результатам обследования составила 141,7 млрд рублей, а наибольшая его доля приходиться на физические лица (70% от суммарного уставного капитала).

    Помимо активной инвестиционной деятельности можно также выделить очевидные плюсы малых предприятий:

  • наличие стабильного трудового коллектива;
  • обеспечение вторичной занятости, прежде всего в социальной сфере;
  • ориентация своего экономического развития на собственные ресурсы;
  • организация воспроизводственных процессов на базе 
    технико-технологической модернизации производства.

    Помимо выделенных положительных тенденций, необходимо выделить факторы, ограничивающие рост производства на малых предприятиях промышленности:

  • высокий уровень налогообложения;
  • неплатежеспособность заказчиков;
  • изношенность оборудования;
  • недостаточный спрос на внутреннем рынке;
  • высокая конкуренция на рынке со стороны отечественных предпринимателей;
  • отсутствие или несовершенство необходимой нормативно-правовой базы;
  • высокий процент коммерческого кредита.

     Будущее российского предпринимательства, в том числе и малого бизнеса, напрямую определяется возможностями формирования тесных кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями. Опыт западных стран показывает, что в нормальной рыночной экономике доминирующая часть малых фирм, так или иначе, находится в сфере интересов крупных. Малые предприятия охвачены системой кооперационных связей с крупным бизнесом. Крупные корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Сотрудничество крупных предприятий с малыми фирмами помогает корпорациям быстрее проникать на новые рынки сбыта, реализовывать новые технологических решения, оперативно получать важную информацию, другими словами малые предприятия выступают в качестве неотъемлемой части производственной структуры крупных корпораций.[19]

Информация о работе Понятие предпринимательской деятельности