Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть предпринимательство в рыночной экономике, его роль и функции.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие предпринимательской деятельности.
Рассмотреть функцию и роль предпринимательства в рыночной экономике
Исследовать особенности развития предпринимательства в России.
Введение…………………………………………………………………….....3
1. Понятие предпринимательской деятельности…………………………....4
1.1 Теоретические основы малого предпринимательства……………..…...4
Предпринимательство: сущность, виды, субъекты…………….…..…5
1.3.Структура малого предпринимательства……………………………..9
2. Функция и роль предпринимательства в рыночной экономике……...15
2.1Роль малых, средних и крупных фирм в экономике………………….....19
3. Особенности развития предпринимательства в России……………….22
Развитие малого предпринимательства в России………………..….22
Заключение……………………………………………………………..……30
Список использованной литературы…………………………………….…31
В экономике России есть некоторые исторические предпосылки к такому взаимодействию, достаточно вспомнить, что многие российские малые предприятия возникли на базе развалившихся государственных крупных предприятий. Но до последнего момента в малом бизнесе доминируют в основном независимые предприятия, не имеющие устойчивых связей с крупными предпринимательскими структурами. Малые предприятия, имеющие стабильные отношения с крупными, обычно функционируют в нишах сформированных крупными предприятиями, при этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого бизнеса.
Многообразие существующих форм организации бизнеса, порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм - разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм - количественный и качественный.
Согласно наиболее известному методу классификации фирм - количественному, - предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации фирм. Так, Администрация малого бизнеса (АМБ), учрежденная при правительстве США в 1953 г., разработала классификацию малых фирм для США. Ее структуру можно определить как двухступенчатую. Сначала формируется граница размера фирмы по отраслевому принципу.
Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.
В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирландия, пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 занятых - малая фирма; от 50 до 199 занятых - средняя фирма; свыше 200 занятых - крупная фирма. В Дании даже под такое «заниженное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компаний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.
Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.
В последние несколько десятилетий широкое распространение получила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы, появившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга - науке о продвижении товара на рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка:
0) этап разработки нового продукта
1)этап внедрения на рынок
2)этап роста
3) этап зрелости
4) этап насыщения
5) этап упадка.
Этот подход, впервые разработанный американским экономистом - маркетологом Т. Левиттом в 1965 г., также способствовал распространению качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориентированной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.
Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конкуренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой -сдерживая ограничительную деловую практику строгим антимонопольным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.
Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее деятельность, как правило, диверсифицирована по различным отраслям и даже странам. Эти субъекты рынка обладают значительными преимуществами перед малыми и средними компаниями с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым, неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».
Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, легко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические компании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследований, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.
В силу возрастания трансакционных издержек административного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению.
Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм - «венчурные» (от англ. venture - рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.
3. Особенности
развития предпринимательства
Предпринимательство в России зародилось еще во времена Киевской Руси — в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689—1725), когда по всей России создавались мануфактуры и бурное развитие получили такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшими представителями династии предпринимателей промышленности в ту пору, да и позже, были Демидовы.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 1890-е годы в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство в России стало массовым.
В тот период формировался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь» и др.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций — Февральской и Октябрьской — обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921—1926 гг.). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
Этапы становления малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 1).
Таблица 1. Этапы развития
малого предпринимательства в
Нормативный акт |
Дата принятия |
Основное содержание |
Последствия применения в экономике |
Закон СССР «О кооперации в СССР» |
26 августа 1988 г. |
Созданы привилегированные условия для одной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) |
Опок квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
Положение об организации деятельности малых предприятий (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) |
6 июня 1988 г. |
Введен упрошенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода |
Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны |
Закон СССР «О предприятии в СССР» |
4 июня 1990 г. |
Объявлено
о равенстве организационно- |
Рост предприятий различных форм собственности |
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» |
8 июля 1990 г. 18 июня 1991 г. |
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. Определены
направления государственной |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании Развитие малого бизнеса в стране |
Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» |
27 декабря 1991 г. |
Определены дополнительные льготы для малых предприятий |
Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
Постановление Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» |
11 мая 12 мая |
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП |
Эффективность работы малых предприятий Развитие и повышение эффективности деятельности МП |
Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» |
8 декабря 1995 г. |
Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций |
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране |
Информация о работе Понятие предпринимательской деятельности