Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общее состояние делового климата в России

2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мировая экономика образец1.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

 

Развитие любой формы  предпринимательства зависит в  основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В  большей степени эти факторы  воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна  к конкретным условиям хозяйственной  конъюнктуры и для которой  личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических  решений. Поэтому со стороны государства  малому и среднему предпринимательству  необходим целый комплекс мер  поддержки и системы развития этого сектора.

 

В нашей стране действует  федеральный закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

 

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

 

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

 

- установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их  продукции, представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

 

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами

 

Сравнивая государственную  политику в отношении малого предпринимательства  в различных странах, непросто сделать  ясные и четкие обобщения, поскольку  в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических  структур, даже специфики государственной  бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким  примером может служить сравнительное  рассмотрение политики государства  в таких странах как, например, США и Япония.

 

Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки  предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.

 

Японская политика в отношении  малого бизнеса является составной  частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые  высокоэффективные производства интегрируются  при поддержке государства в  вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса  остаются за рамками государственной  политики.

 

При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих  стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В  США в целом преобладают малые  предприятия в сфере услуг  и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых  предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

 

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем  малого бизнеса.

 

Если индивидуальные предприятия  в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить  эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения  кредита высока. Таким образом, кредитуются  в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит  порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений  поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный  период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

 

В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к  «малым» заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей  перспективе ставки кредитования заемщиков  малого бизнеса вряд ли опустятся  ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса  предполагает определенный риск и высокие  издержки, банки закладывают все  это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно  ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные  налоговые изменения, позволяющие  легализоваться малому бизнесу, могли  бы еще больше способствовать этому

 

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки  является льготное кредитование. Поэтому  законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено  льготное кредитование и страхование  субъектов малого предпринимательства  с компенсацией соответствующей  разницы кредитным и страховым  компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ  ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

2.1 Общее состояние делового  климата в России

 

 

Анализ состояния делового климата в России представлен  на основе официальных данных Российского  Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), который проводил опросы предпринимателей по всей России. Данные опубликованы на официальном сайте РСПП и являются официальным источником статистических данных, характеризующих тенденции  развития бизнес среды в России.

 

Как видно из рис. 2.1., отражающего  оценки предпринимателями основных параметров делового климата, большинство  из них находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора  развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями.

 

Рис.2.1. Значения основных показателей  делового климата

 

 Рис.2.1. показывает, что  наиболее выраженный признак  неблагополучия российской деловой  среды - ее неприспособленность  для численного роста бизнес-сообщества, появления новых единиц предпринимательской деятельности. Только один из каждых пяти респондентов считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц. Причем сложность создания предприятия с «чистого листа» даже уступает фактору конкуренции - противодействию, которое бизнес-среда оказывает появлению на рынке своего региона уже сложившихся компаний из других регионов.

 

Основные «проблемные  зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой - обществом, властью.

 

Самым уязвимым звеном бизнеса  является малый и средний бизнес. В современных рыночных условиях России, которые отличаются нестабильностью, жесткими условиями выхода на тот  или иной сегмент рынка малый  бизнес не может полноценно развиваться, выходить на международные рынки, и  использовать весь свой потенциал на 100%.

 

При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека  и преференции, а четкие и строго соблюдаемые «правила игры», которые  позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). На втором месте - создание инфраструктуры для  бизнеса, далее поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование  доступа на российские рынки иностранных  производителей (8-26%).

 

Одной из наиболее благополучно развивающихся компонент делового климата являются взаимоотношения  внутри самого бизнес-сообщества. Здесь уже сформированы и успешно функционируют «внутрицеховой» общий язык, правила и нормы взаимодействия. И яркое тому подтверждение - уверенность подавляющего большинства предпринимателей (82%) в добросовестности своих партнеров по бизнесу.

 

В пользу высокого уровня развития коммуникаций внутри бизнес-сообщества говорит и оценка отношений между предпринимателями по критерию их партнерства и цивилизованности - соотношение позитивных и негативных суждений здесь составляет 50% к 13%.

 

Исходным для анализа  состояния делового климата стал вопрос о том, насколько оптимистично представители предпринимательского сообщества оценивают развитие собственного бизнеса.

 

Этот вопрос аккумулирует в себе самые разные аспекты самооценки настроения предпринимателей - в зависимости  от того, какие стороны развития бизнеса в настоящее время  актуальны для предпринимателей (обретение устойчивой динамики, показатели доходности, освоение новых рынков и т.д.).

 

Результаты опроса, приведенные  на рис 2.2. и в табл. 2.3. свидетельствуют  в целом о высоком уровне оптимизма  российских предпринимателей.

 

Рис. 2.2. Средняя оценка собственного бизнеса (по всем типам предприятий)

Как видно из рис.2.1. большинство (54%) дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса (на уровне 5-7 баллов). Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали только 15% опрошенных. Средний балл по 7-балльной шкале оценок составил по данному показателю 4,65, что заметно выше срединного значения (4 балла).

 

Оценки предпринимателями  успешности собственного бизнеса различаются  в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и от их статуса (величины).

 

Об этом свидетельствуют  данные, приведенные в таблице 2.3. Наиболее оптимистично настроены владельцы  и топ-менеджеры крупных предприятий, средний балл их оценок составляет 4,93.

 

Напротив, уровень оптимизма  представителей малого бизнеса ниже - 2,86. Высокий уровень оптимизма  в отношении развития собственного бизнеса, который демонстрируют  российские предприниматели, не означает беспроблемности их деятельности.

 

Более того, в значительной мере этот оптимизм складывается не благодаря, а вопреки тем обстоятельствам, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности.

 

По оценкам большинства  предпринимателей, деловая среда, с  которой они непосредственно  взаимодействуют (в их регионе), не выполняет  своей стимулирующей функции  и является скорее препятствием для  формирования новых бизнес-единиц.

 

В частности, 63% опрошенных на вопрос о том, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дали негативные оценки (ниже 4 баллов по 7-балльной шкале), в том числе 21% выбрали однозначный ответ  «очень сложно». На противоположном  полюсе - 13% оптимистичных оценок. Обратим  внимание, что даже близкие к срединным  значениям ответы явно смещены к  негативному полюсу (21% отметили 3 балла  и только 8% указали на 5 баллов). Об этом свидетельствуют данные, приведенные  на рис.2.3

 

Рис 2.3. Средняя оценка бизнеса  деловой среды своего региона

 

Результаты опросов, представленные на рис 2.3 отражают фактическую ситуацию, сложившуюся сегодня в России. Предприниматели, принимавшие участие в опросах, не брали во внимание то, что сегодня государство делает для бизнеса.

 

Можно предположить, что такая  ситуация возникла из - за того, что государственная поддержка бизнеса практически не ощущается.

 

Ведь данные, приведенные на рис 2.3 свидетельствуют о крайне низко степени благоприятности бизнес - среды в стране.

 

Несмотря на важность аспектов делового климата, складывающихся внутри делового сообщества и в отношениях бизнеса и общества, следует учитывать, что они во многом являются следствием и отражением той политики, которая  реализуется в отношении экономики  и бизнеса государством.

 

На рис. 1.4. приведены результаты опроса предпринимателей, в отношении  государственной политики.

 

Рис 2.4. Средняя оценка государственной  политики в сфере поддержки бизнеса

 

Как показывают приведенные  данные на рис 2.4. меры государственной  поддержки не работают достаточно эффективно. Следует отметить, что близость интегральных оценок (средних баллов) тех или  иных сторон государственной политики к срединному значению (4 балла) формируется  за счет достаточно широкого разброса мнений предпринимателей - от крайне негативных до сугубо позитивных. Другими словами, за общей «средней» оценкой государственной экономической политики скрывается отсутствие у предпринимателей единого, консолидированного мнения о ней, неоднородность суждений.

 

Наконец, самая неоднозначная  составляющая деловой среды - размер рынка, величина потребительского спроса. Несмотря на многие признаки улучшения  социально-экономической ситуации, в том числе рост доходов населения, тем не менее, ограниченные потребительские  возможности вызывают серьезное  беспокойство бизнес-сообщества - как фактор, ведущий к диспропорциям региональных рынков и, сдерживающий предпринимательскую активность. В ходе опроса было протестировано и состояние инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. В целом можно отметить благополучное состояние большинства ее составляющих - из 14 тестируемых позиций 10 получили оценки выше среднего уровня (более 4 баллов по 7-балльной шкале).

Информация о работе Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны