Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общее состояние делового климата в России

2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мировая экономика образец1.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

 

Анализ полученных данных свидетельствует, что лучше всего  дела обстоят с телекоммуникациями (их состояние получило среднюю оценку в 4,99 балла из 7 возможных), а также  железными дорогами, банковской системой и страхованием (4,73-4,79 балла).

 

Таблица 2.2 Средняя оценка представителей бизнеса к состоянию  бизнес среды в регионе

 

Статус предприятия 

малые предприятия 

средние предприятия 

крупные предприятия 

 

Средний балл 

3,57 

3,76 

3,82 

 

 

 

Приведенные данные в таблице 2.2 говорят о том, что лучше  других работу власти по совершенствованию  инфраструктуры для бизнеса оценивают  представители крупного бизнеса, предприятий  и организаций в сфере транспорта и связи. Напротив, наиболее критично настроены представители малого бизнеса, предприятий сферы обслуживания, услуг и торговли, где интегральный показатель принимает самые низкие значения (3,57 и 3,64 балла, соответственно).

 

Из приведенных данных видно, что оптимистическое отношение  к основным проблемам развития бизнеса  только у крупных компаний. Средние  и малые предприниматели очень  болезненно относятся к проблемам  делового климата в России, развития бизнеса, экономики и каким либо другим факторам, непосредственно влияющим на их деятельность. Слабый сектор среднего и малого бизнеса свидетельствует  лишь о неразвитости экономики страны. Однако потенциал у малого бизнеса  в России очень велик. Причиной тому и то, что государство все - таки положило начало развитию, а не поддержке  этого сектора; и увеличение численности  человек, которые хотели бы открыть  свой бизнес. Развитие малого предпринимательства  положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Проблемы малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Государство, совместно с муниципальными властями разрабатывает множество целевых программ, и проектов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса. На протяжении последних 10-15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку недостаточно. На сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ задействовано около 17 млн. человек, при этом его доля в общенациональной экономике не превышает 10%. В 2004 году вопросы развития малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. Динамика основных показателей развития малого предпринимательства к 2007 году в России сложилась следующим образом: 1) ежегодный прирост общей численности малых предприятий - на 5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост - около 50 тысяч предприятий);

 

2) ежегодно увеличивается  число занятых в малом бизнесе. Сейчас 9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысяч рабочих мест больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз. Увеличивается постоянная занятость. (По сравнению с 2002 годом на 30% сократилось количество временных рабочих).

 

3) ежегодный рост инвестиций  в основной капитал - не менее  30%, текущий год опережает предыдущий  по темпам инвестирования на 40%. Это в 3 раза выше темпов  роста инвестиций в основной  капитал по Российской Федерации.

 

4) вклад малого бизнеса  в валовой внутренний продукт  по сравнению с европейскими  странами и США низок - не  более 15%. Но после 1 января 2008 года - даты вступления в силу нового  Федерального закона «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», можно  будет правильно оценить место  данного сектора в экономической  жизни страны (в России учитываются  компании с числом занятых  до 100 человек, в ЕС и США - до 250 человек).

 

5) отраслевая структура  сектора малых и средних компаний  не может удовлетворять.

 

Торговля и сфера услуг  являются наиболее распространенными  отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота  всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов. Предельно низкое количество малых предприятий в  ЖКХ (1,4%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%). Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации  до 2020 года в рассматриваемой сфере  должны стать:

 

· рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

 

· увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и  информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

 

· увеличение числа малых  предприятий, занятых в здравоохранении  и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).

 

2.2 Анализ тенденций развития  предпринимательства в Иркутской  области

 

 

В январе-июне 2008 года в Иркутской  области сохранялась положительная  динамика темпов экономического роста  и социального развития, наметившаяся с начала года. Темпы роста основных экономических и социальных показателей  по отношению к соответствующему периоду прошлого года составили:

 

· объем промышленного  производства - 100,7%;

 

· объем работ, выполненных  по виду деятельности «строительство» - 157,5%;

 

· агропромышленное производство - 103,2%;

 

· оборот розничной торговли - 111,0%;

 

· реальные денежные доходы населения - 107,3%.

 

Однако если сравнивать Иркутскую  область с соседкой - Новосибирской, то у соседей дело обстоит намного  лучше. На 1 июля 2007 года на территории Новосибирской области действовало 26914 малых предприятий. В этой сфере  занято 150 тыс. работников. Суммарный оборот малых предприятий за первые 6 месяцев 2008 г. составил 105,38 млрд. руб. За тот же период объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства составил 4,37 млрд. руб. Новосибирская область является лидером в Сибирском федеральном округе по количеству действующих малых и средних предприятий, по численности их работников и обороту. В масштабах Российской Федерации по количеству действующих малых предприятий Новосибирская область занимает 8 место, по обороту организаций - 12 место.

 

Рост объемов выпуска  продукции малыми предприятиями  в 2008 году относительно уровня 2007 года в 1,3 раза, а также увеличение численности  занятых малых предприятий на 7,7% стали результатами согласованных  действий областных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по созданию условий  и стимулированию развития малого бизнеса.

 

В 2008 году на территории Иркутской  области действовало 10440 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения  области приходится 4,1 малых предприятий  против 3,6 в 2007 году. По сравнению с 2007 годом наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.

 

На малых предприятиях работало на постоянной основе 78,6 тыс. человек. В области зарегистрировано 51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования  юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве  составило 130 тыс. человек или 17,2% от общего количества занятых в экономике  области.

 

В 2008 году объем выпуска  собственной продукции, работ, услуг  малого предпринимательства достиг суммы 31 млрд. рублей (темп роста составил 136%). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1

 

Изначально сложившаяся  отраслевая структура практически  не меняется на протяжении многих лет, как в других регионах Сибирского федерального округа, так и в Иркутской  области.

 

Таблица 2.1 Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской  области

Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного  питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных  средств, стабильным потребительским  спросом.

 

Малое предпринимательство  Иркутской области сформировалось как самостоятельный сектор экономики. По многим показателям (количество малых  предприятий, товарооборот, объем выпущенной продукции, товаров, услуг) наблюдался рост. Малый бизнес активно развивается  в тех сферах деятельности, где  крупный бизнес медленно реагирует  на меняющийся спрос населения. Доказательством  тому служит развитие малых предприятий  по производству пластиковых изделий, мебели, пищевых продуктов, в сфере  услуг. Но малые предприятия крайне неравномерно размещены по территории Иркутской области, основная часть (98%) функционируют в городах Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское. Малые предприятия обеспечивают десятую часть рабочих мест и 11,2% оборота всех организаций. По этим показателям Иркутская область  среди регионов Сибирского федерального округа находится в «золотой середине» - 5-6 место. Структурные изменения  в предпринимательской среде. Увеличение доли малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг.

 

1. Упрощение территориального  и ценового доступа действующих  или потенциальных предпринимателей  к консалтинговым и/или образовательным  услугам. 

 

2. Усиление роли общественных  и профессиональных организаций  и объединений предпринимателей.

 

3. Изменение отношения  населения к предпринимательской  деятельности.

 

Если в Иркутской области  большую часть малых и средних  предприятий занимают предприятия  торговли, то в Новосибирской - предприятия  научно исследовательского сектора. Характерной  особенностью структуры малого и  среднего бизнеса Новосибирской  области является преобладание компаний, научно-технического, инновационного сектора в структуре экспортно-ориентированной  экономики. По отдельным направлениям экспорта инновационные компании Новосибирской  области занимают лидирующее положение  в России. Например, они обеспечивают 60 % российского экспорта средств  диагностики заболеваний (тест-систем), 70% экспорта искусственных кристаллов (в том числе - ювелирных), 10% экспорта лазерных систем и аксессуаров, 90% экспорта программных средств обеспечения  виртуализации хостинга, 80% экспорта оптоэлектронных устройств для приборов ночного видения и т.д. Устойчиво развивающиеся инновационные компании Новосибирской области демонстрируют неплохие темпы роста производства - в среднем 20-25% в ИТ-секторе и 12-15% в других технологических кластерах.

 

В Иркутской области несколько  другая направленность поддержки развития инфраструктуры малого бизнеса. Инструментом реализации поставленных задач является Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы», в которой сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов, она является седьмой по счету программой с 1993 г. Предыдущие программы были направлены на становление инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационное обеспечение и обучение предпринимательства.

 

В регионе в целом была создана сеть территориальных агентств поддержки малого бизнеса в 17 основных муниципалитетах и блок опорной  инфраструктуры поддержки в областном  центре, в который вошли Фонд микрокредитования, Иркутское Агентство развития бизнеса, учебные центры «Байкал-линк» и Ангарская школа предпринимателей, Бухгалтерская служба и Центр защиты прав предпринимателей. Учитывая высокий ресурсно-сырьевой рейтинг и научно-производственный потенциал региона в целях развития инновационных малых предприятий в соответствии с программой Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области 2003 - 2005 гг.» создан Иркутский инновационный бизнес- инкубатор. Бизнес - инкубатор представляет собой нежилое здание общей площадью 1840мІ с офисными помещениями, оснащенными телефонной сетью и выходом в глобальные компьютерные сети, в том числе в Интернет. Произведено оборудование мебелью и оргтехникой 48 комнат полезной площадью 800мІ для размещения инкубируемых предприятий. Постановлением администрации области от 11.05.2006 г. N 70-па утверждено Положение об Иркутском инновационном бизнес - инкубаторе, проведен конкурс на размещение в бизнес - инкубаторе и в настоящий момент 21 СМП, осуществляющих инновационную деятельность, на условиях льготной аренды получили в инкубаторе офисные помещения, оснащенные оргтехникой и мебелью.

 

В 2006 году завершено строительство  бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово, который рассчитан на стартующий малый бизнес в инновационной сфере и предполагает создание более 200 рабочих мест. Из областного бюджета на создание бизнес-инкубатора выделено 33,8 млн. рублей.

 

Существенное влияние  на развитие малого предпринимательства  в сельских районах области оказала  реализация приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» в части  поддержки развития личных подсобных  и крестьянско-фермерских хозяйств. По направлению «Стимулирование  малых форм хозяйствования» выдано 6582 кредита на общую сумму 830 млн. рублей. Создано 83 потребительских кооператива.

 

Основными барьерами выхода малого и среднего бизнеса на внешние  рынки являются:

 

· низкая конкурентоспособность  выпускаемой продукции;

 

· высокие затраты предприятия  для выхода на внешний рынок;

 

· отсутствие информации о  зарубежных рынках и уровне спроса на ту или иную продукцию;

 

· высокие затраты предприятий  для внедрения современных управленческих технологий, в частности систем менеджмента  качества ISO;

 

· отсутствие информации о  требованиях к сертификации и  качеству продукции для продажи  её на зарубежных рынках;

 

· низкая доступность инвестиционных ресурсов, отсутствие информации об источниках и возможностях привлечения иностранных  инвестиций;

 

· ограниченные возможности  для коммерциализации инновационных  технологий и разработок;

 

· слабая правовая подготовка в области внешнеэкономической  деятельности;

 

· отсутствие информации о  проектах и программах содействия экспорту

 

· отсутствие возможности  для продвижения своей продукции  на зарубежных выставках-ярмарках.

 

· отсутствие доступа к  источникам информации о благонадёжности  иностранных партнёров;

 

Все вышеназванные причины, наряду с курсовыми валютными разницами и не очень благоприятной налоговой и тарифной экспортной политикой, значительно повышают риски предпринимательской деятельности и отталкивают потенциальных экспортеров от работы на внешних рынках.

 

Администрация Иркутской  области уверена, что в результате целенаправленной совместной работы с  инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленной палатой Восточной Сибири по реализации вышеназванных мероприятий по поддержке  экспорта в секторе малого бизнеса  доля инновационной продукции в  экспорте области может ощутимо  возрасти. Для наиболее объективной  оценки состояния экспортного потенциала среднего и малого бизнеса в нашем  регионе, необходимо знать, как обстоит  дело в других регионах.

Информация о работе Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны