Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общее состояние делового климата в России
2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ полученных данных свидетельствует, что лучше всего дела обстоят с телекоммуникациями (их состояние получило среднюю оценку в 4,99 балла из 7 возможных), а также железными дорогами, банковской системой и страхованием (4,73-4,79 балла).
Таблица 2.2 Средняя оценка представителей бизнеса к состоянию бизнес среды в регионе
Статус предприятия
малые предприятия
средние предприятия
крупные предприятия
Средний балл
3,57
3,76
3,82
Приведенные данные в таблице
2.2 говорят о том, что лучше
других работу власти по совершенствованию
инфраструктуры для бизнеса оценивают
представители крупного бизнеса, предприятий
и организаций в сфере
Из приведенных данных видно, что оптимистическое отношение к основным проблемам развития бизнеса только у крупных компаний. Средние и малые предприниматели очень болезненно относятся к проблемам делового климата в России, развития бизнеса, экономики и каким либо другим факторам, непосредственно влияющим на их деятельность. Слабый сектор среднего и малого бизнеса свидетельствует лишь о неразвитости экономики страны. Однако потенциал у малого бизнеса в России очень велик. Причиной тому и то, что государство все - таки положило начало развитию, а не поддержке этого сектора; и увеличение численности человек, которые хотели бы открыть свой бизнес. Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Проблемы малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Государство, совместно с муниципальными властями разрабатывает множество целевых программ, и проектов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса. На протяжении последних 10-15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку недостаточно. На сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ задействовано около 17 млн. человек, при этом его доля в общенациональной экономике не превышает 10%. В 2004 году вопросы развития малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. Динамика основных показателей развития малого предпринимательства к 2007 году в России сложилась следующим образом: 1) ежегодный прирост общей численности малых предприятий - на 5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост - около 50 тысяч предприятий);
2) ежегодно увеличивается число занятых в малом бизнесе. Сейчас 9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысяч рабочих мест больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз. Увеличивается постоянная занятость. (По сравнению с 2002 годом на 30% сократилось количество временных рабочих).
3) ежегодный рост инвестиций
в основной капитал - не менее
30%, текущий год опережает
4) вклад малого бизнеса
в валовой внутренний продукт
по сравнению с европейскими
странами и США низок - не
более 15%. Но после 1 января 2008 года
- даты вступления в силу нового
Федерального закона «О
5) отраслевая структура
сектора малых и средних
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов. Предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ (1,4%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%). Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 года в рассматриваемой сфере должны стать:
· рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
· увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
· увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).
2.2 Анализ тенденций развития
предпринимательства в
В январе-июне 2008 года в Иркутской
области сохранялась
· объем промышленного производства - 100,7%;
· объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» - 157,5%;
· агропромышленное производство - 103,2%;
· оборот розничной торговли - 111,0%;
· реальные денежные доходы населения - 107,3%.
Однако если сравнивать Иркутскую
область с соседкой - Новосибирской,
то у соседей дело обстоит намного
лучше. На 1 июля 2007 года на территории
Новосибирской области
Рост объемов выпуска продукции малыми предприятиями в 2008 году относительно уровня 2007 года в 1,3 раза, а также увеличение численности занятых малых предприятий на 7,7% стали результатами согласованных действий областных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по созданию условий и стимулированию развития малого бизнеса.
В 2008 году на территории Иркутской области действовало 10440 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения области приходится 4,1 малых предприятий против 3,6 в 2007 году. По сравнению с 2007 годом наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.
На малых предприятиях
работало на постоянной основе 78,6 тыс.
человек. В области зарегистрировано
51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность без образования
юридического лица. Общее количество
занятых в малом
В 2008 году объем выпуска собственной продукции, работ, услуг малого предпринимательства достиг суммы 31 млрд. рублей (темп роста составил 136%). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1
Изначально сложившаяся отраслевая структура практически не меняется на протяжении многих лет, как в других регионах Сибирского федерального округа, так и в Иркутской области.
Таблица 2.1 Основные показатели,
характеризующие состояние
Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
Малое предпринимательство
Иркутской области
1. Упрощение территориального
и ценового доступа
2. Усиление роли общественных
и профессиональных
3. Изменение отношения
населения к
Если в Иркутской области
большую часть малых и средних
предприятий занимают предприятия
торговли, то в Новосибирской - предприятия
научно исследовательского сектора. Характерной
особенностью структуры малого и
среднего бизнеса Новосибирской
области является преобладание компаний,
научно-технического, инновационного
сектора в структуре экспортно-
В Иркутской области несколько другая направленность поддержки развития инфраструктуры малого бизнеса. Инструментом реализации поставленных задач является Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы», в которой сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов, она является седьмой по счету программой с 1993 г. Предыдущие программы были направлены на становление инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационное обеспечение и обучение предпринимательства.
В регионе в целом была создана сеть территориальных агентств поддержки малого бизнеса в 17 основных муниципалитетах и блок опорной инфраструктуры поддержки в областном центре, в который вошли Фонд микрокредитования, Иркутское Агентство развития бизнеса, учебные центры «Байкал-линк» и Ангарская школа предпринимателей, Бухгалтерская служба и Центр защиты прав предпринимателей. Учитывая высокий ресурсно-сырьевой рейтинг и научно-производственный потенциал региона в целях развития инновационных малых предприятий в соответствии с программой Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области 2003 - 2005 гг.» создан Иркутский инновационный бизнес- инкубатор. Бизнес - инкубатор представляет собой нежилое здание общей площадью 1840мІ с офисными помещениями, оснащенными телефонной сетью и выходом в глобальные компьютерные сети, в том числе в Интернет. Произведено оборудование мебелью и оргтехникой 48 комнат полезной площадью 800мІ для размещения инкубируемых предприятий. Постановлением администрации области от 11.05.2006 г. N 70-па утверждено Положение об Иркутском инновационном бизнес - инкубаторе, проведен конкурс на размещение в бизнес - инкубаторе и в настоящий момент 21 СМП, осуществляющих инновационную деятельность, на условиях льготной аренды получили в инкубаторе офисные помещения, оснащенные оргтехникой и мебелью.
В 2006 году завершено строительство бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово, который рассчитан на стартующий малый бизнес в инновационной сфере и предполагает создание более 200 рабочих мест. Из областного бюджета на создание бизнес-инкубатора выделено 33,8 млн. рублей.
Существенное влияние на развитие малого предпринимательства в сельских районах области оказала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части поддержки развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» выдано 6582 кредита на общую сумму 830 млн. рублей. Создано 83 потребительских кооператива.
Основными барьерами выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки являются:
· низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
· высокие затраты предприятия для выхода на внешний рынок;
· отсутствие информации о зарубежных рынках и уровне спроса на ту или иную продукцию;
· высокие затраты предприятий
для внедрения современных
· отсутствие информации о требованиях к сертификации и качеству продукции для продажи её на зарубежных рынках;
· низкая доступность инвестиционных ресурсов, отсутствие информации об источниках и возможностях привлечения иностранных инвестиций;
· ограниченные возможности для коммерциализации инновационных технологий и разработок;
· слабая правовая подготовка в области внешнеэкономической деятельности;
· отсутствие информации о проектах и программах содействия экспорту
· отсутствие возможности
для продвижения своей
· отсутствие доступа к источникам информации о благонадёжности иностранных партнёров;
Все вышеназванные причины, наряду с курсовыми валютными разницами и не очень благоприятной налоговой и тарифной экспортной политикой, значительно повышают риски предпринимательской деятельности и отталкивают потенциальных экспортеров от работы на внешних рынках.
Администрация Иркутской
области уверена, что в результате
целенаправленной совместной работы с
инфраструктурой поддержки
Информация о работе Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны