Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике

1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общее состояние делового климата в России

2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

мировая экономика образец1.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

 

В Новосибирской области  для обеспечения конкурентоспособности  инновационные компании получают те же условия взаимодействия с внешним  миром, что имеют компании в технологически развитых странах. Сегодня практически  любая научно-техническая инновация  реализуется по принципу «конструктора» - имея новую идею, разработчик собирает новый продукт из «кубиков» - комплектующих, собираемых с глобального мирового технологического рынка. Но в условиях России, получение комплектующих  из-за рубежа выливается в проблему длительностью, как минимум, три  месяца.

 

Особые проблемы возникают  у компаний биотехнологической специализации. Для оформления вывоза и ввоза  биотехнологической продукции необходимо получать санкции (заключения) от Росздрава, что значительно удлиняет сроки таможенного оформления, требует дополнительных расходов на командировки и вынуждает компании прибегать к «серым» схемам экспортно-импортной деятельности. Также проблемой является транспортировка биотехнологической продукции. Российские транспортные компании не способны обеспечить технологические стандарты перевозки таких грузов (соблюдение температурных условий и скорости доставки).

 

Для компаний приборостроительного профиля характерна проблема значительных затрат, возникающих при сертификации их продукции за рубежом и создании собственных зарубежных сервисных  центров.

 

Общей проблемой является несовершенство российского валютного  законодательства. В целом Новосибирская область опережает Иркутскую по всем основным показателям развития малого бизнеса. Она имеет ряд преимуществ за счет грамотной региональной политики, направленной на развитие малого и среднего инновационного бизнеса. По этой причине и экспортный потенциал Новосибирской области значительно превышает потенциал Иркутской области.

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ  ГОРОДА ИРКУТСКА

 

 

Проанализировав систему  поддержки малого и среднего предпринимательства  можно сделать ряд выводов:

 

1. В России малый бизнес  не развит. Наша страна находится  на последнем месте в сравнении  с некоторыми странами ЕС и  США по всем основным показателям.

 

2. Бизнес - сообщество чувствует  себя сегодня в России не  комфортно. Причиной тому недостаточно  благоприятная деловая среда  в стране.

 

3. Меры государственной  поддержки недостаточны. Хотя на  всех уровнях власти стараются  исправить ситуацию, однако многие  регионы не могут грамотно  распорядиться выделенными финансовыми  средствами, или их крайне мало, для решения той или иной  проблемы.

 

4. В целом в России  наблюдаются положительные тенденции,  однако в других более развитых  странах темпы роста развития  данного сегмента протекают быстрее.  В России тормозит этот процесс  неразвитость инфраструктуры поддержки  развития малого и среднего  бизнеса.

 

Итак, основная проблема неразвитости малого и среднего бизнеса в городе и области - неразвитость инфраструктуры поддержки СМП. В частности - отсутствие объектов складской недвижимости, которые  соответствуют современным требованиям  по хранению, и их доступность для  малых и средних предпринимателей.

 

Проанализировав состояние  малого и среднего бизнеса в Иркутской  области, нами были сделаны следующие  выводы:

 

1. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.

 

2. Наибольшее число малых  и средних предприятий Иркутской  области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают  последнюю позицию в отраслевой  структуре малого и среднего  бизнеса нашего региона. Новосибирская  область, напротив, бросает все  силы на развитие инноваций  в регионе, отсюда и высокий  экспортный потенциал 

 

3. Сфера торговли в Иркутской  области самая динамично развивающаяся,  однако состояние инфраструктуры  данного сегмента рынка оставляет  желать лучшего. В первую очередь  это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения  сертификации, и т.д. Ситуацию, характеризующую  развитие малого предпринимательства  в г Иркутске за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 2.2 (по данным Иркутскстата).

 

Общие данные, приведенные  в таблице 3.1 свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии СМП. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2007 году увеличилась в 2,4 и 4 раза соответственно. Наблюдается увеличение заработной платы более чем в 2 раза и превышает данный показатель по России.

 

Таблица 3.1 Основные показатели состояния СМП в г. Иркутске

Структура малых предприятий  по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически  неизменной. Сфера торговли и общественного  питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в  малом бизнесе. За периоды 2003-2007 годы в общем количестве малых и  средних предприятий, предприятия  розничной и оптовой торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторым по удельному весу в структуре по видам экономической  деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением  услуг (13-15%). Строительные организации  составляют около 13%, предприятия обрабатывающего  производства - 7%.

 

С 2003 года налоговые поступления  от малых предприятий города Иркутска выросли в 2,3 раза. В 2007 году оценочно доходы в бюджет составили 20% от всех доходов, поступающих в бюджет города.

Наиболее острые проблемы, среди прочих являются следующие:

 

Ш Низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателя недостаточно навыков ведения бизнеса)

 

Ш Дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

 

Одним из препятствий в  оказании действенной поддержки  малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.

 

Инфраструктурой поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  является система коммерческих и  некоммерческих организаций, которые  создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях  размещения заказов на поставки, выполнения работ, оказания услуг для государственных  и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных  программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

 

 В настоящее время  в городе инфраструктура поддержки  действует в различных направлениях, основными из которых можно  назвать:

 

Ш Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

 

Ш Проведение маркетинговых исследований.

 

Ш Информационное обеспечение.

 

Ш Консалтинговые услуги.

 

Ш Помощь в регистрации предприятий.

 

Ш Юридические услуги.

 

Ш Аудиторские услуги.

 

Ш Содействие в получении инвестиций и кредитов.

 

Ш Предоставление оборудования в лизинг.

 

Ш Сдача в аренду (на льготных условиях) помещений.

 

Однако существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том  числе в обеспечении офисными и производственными площадями. Городские власти, конечно, содействуют  развитию и поддержке малого и  среднего предпринимательства на столько, на сколько это максимально сегодня. В сфере совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства основными предложениями является улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске, способствующих устойчивому росту благосостояния граждан, формированию среднего класса, занятости и самозанятости населения, ускорению развития малого и среднего предпринимательства в г Иркутске. Оно предусматривает реализацию ряда мероприятий, представленных в таблице 2.3.

При успешной реализации мероприятий, представленных в таблице 2.3 планируется достичь следующие социально-экономические показатели, характеризующие социальную и экономическую эффективность развития сектора малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске:

 

Ш Увеличение количества малых предприятий на 1000 жителей до 15.

 

Ш Увеличение доли занятых на малых предприятиях до 21%.

 

Ш Увеличение среднемесячной заработной платы на малых предприятиях до 15000 рублей.

 

Ш Увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий до 6%.

 

Ш Увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности малых предприятий до 32%.

 

Ш Увеличение доли отгруженной малыми предприятиями продукции, выполненной работы, оказанных услуг малыми предприятиями до 48%.

 

Ш Увеличение доли налоговых поступлений от средних и малых предприятий до 23-25%

 

Ш Развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности.

 

Ш Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.

 

Ш Насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий.

 

Ш Укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.

 

Как отмечалось выше - торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в  сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли  приходится менее 10 процентов по России, в Иркутской области и в  областном центре сложилась аналогичная  ситуация - наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного  питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных  средств, стабильным потребительским  спросом.

 

Тенденции развития этого  сектора малого и среднего бизнеса, конечно, впечатляют (в сравнении  с остальными), однако не следует  выпускать из внимания проблемы, тормозящие развитие этого сектора. На наш взгляд, к таковым относится неразвитость инфраструктуры поддержки малого и  среднего предпринимательства.

 

Функционирование предлагаемого  проекта позволит местному бизнес-сообществу выйти на более современный уровень развития. У него появится возможность вести дела с мировыми производителями, получать опыт, учиться у более развитого бизнеса, представлять наш регион на международной арене. Кроме того, данный проект повышает и имидж и инвестиционную привлекательность территории.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

 

Малый бизнес, являющийся одним  из важнейших секторов современной  рыночной экономики сегодня в  России не развит. Не для кого не секрет, что причиной тому неразвитость инфраструктуры поддержки и развития. Почти во всех регионах России уровень развития инфраструктуры крайне низок. Иркутская область - не исключение. Сектор малого и среднего бизнеса Иркутской области характеризуется, тем, что большая часть малых и средних предприятий (46%) заняты в сфере торговли. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.

 

Бизнес-сообщество чувствует  себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная  деловая среда в стране. Меры государственной  поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить  ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными  финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы. В целом в России наблюдаются  положительные тенденции, однако в  других более развитых странах темпы  роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.

 

Особенно остро это  ощущают на себе отдаленные регионы, в их числе и Иркутская область. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.

 

Наибольшее число малых  и средних предприятий Иркутской  области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса  нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и  высокий экспортный потенциал 

 

Сфера торговли в Иркутской  области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного  сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это  касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Решить эту проблему в нашем  регионе мы предлагаем по средствам  реализации проекта строительства  логистического центра, который будет  заниматься сертификацией и экспертизой  товаров, обращающихся на региональном рынке, а так же предоставлением  качественных складских услуг. Проведенные  нами исследования и расчеты проекта  строительства логистического центра позволяют сделать следующие  выводы:

Информация о работе Понятие предпринимательства. Его роль в экономике страны