Акционерное общество– общество,
уставный капитал которого разделен
на определенное число акций.
Участники АО (акционеры) не отвечают
по его обязательствам и несут риск
убытков, связанных с деятельностью общества,
в пределах стоимости принадлежащих им
акций. Акционеры, не полностью оплатившие
акции, отвечают солидарно по обязательствам
АО в пределах неоплаченной части стоимости
принадлежащих им акций.
Совет директоров может созываться
по инициативе председателя, его
членов, ревизионной комиссии, аудитора,
исполнительного органа общества
и иных лиц, если это специально
определено уставом общества.
Исполнительные органы общества
имеют остаточную компетенцию и осуществляют
текущее руководство деятельностью АО.
В своей деятельности они подотчетны общему
собранию акционеров и совету директоров.
По решению общего собрания акционеров
полномочия исполнительного органа на
договорной основе могут быть переданы
управляющей организации или управляющему.
Такое решение может быть принято общим
собранием только по предложению совета
директоров.
Важное значение имеет положение
Закона об АО о том, что на
отношения между членами исполнительных
органов и обществом приоритетно
распространяются нормы акционерного
законодательства (п. 3 ст. 69). Отсюда следует
возможность по инициативе общества досрочно
расторгнуть договор с единоличным и членами
коллегиального исполнительного органа.
Такое решение должно принять общее собрание
акционеров или совет директоров, если
образование исполнительных органов входит
в его компетенцию, при этом законодательство
не содержит перечня оснований, по которым
договор может быть расторгнут досрочно.
Следует отметить, что с принятием
Трудового кодекса РФ трудовое законодательство
адекватно требованиям времени регулирует
отношения с руководителем и членами коллегиального
исполнительного органа организации.
Так, согласно п. 13 ст. 81 ТК РФ трудовой
договор с руководителем организации
и членами коллегиального исполнительного
органа может быть расторгнут по инициативе
работодателя в случаях, предусмотренных
трудовым договором.
Для создания условий объективного
контроля за деятельностью органов
управления обществом законодательно
установлены ограничения: члены ревизионной
комиссии не имеют права заниматьдолжности
в органах управления обществом; при избрании
членов ревизионной комиссии акции, принадлежащие
членам совета директоров и других органов
управления обществом, не имеют права
участвовать в голосовании (ст. 85 Закона
об АО).
Основания проведения проверок,
компетенция ревизионной комиссии
в АО аналогичны правовому
регулированию этих вопросов
в ООО. Напротив, привлечение аудитора,
которое осуществляется в ООО
по усмотрению самого общества, для
АО, обязанных публиковать годовую отчетность,
является требованием законодательства.
К числу таких обществ относятся ОАО –
во всех случаях, ЗАО – в случаях, предусмотренных
законом (например, при публичном размещении
облигаций).
Аудиторская проверка должна
быть проведена во всех случаях
независимо от установленных
законом оснований, по требованию
акционеров, обладающих 10 % голосующих
акций. Утверждение аудитора относится
к исключительной компетенции
общего собрания акционеров.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ
Производственный кооператив (артель)–
добровольное объединение граждан
на основе членства для совместной
производственной и иной хозяйственной
деятельности, основанной на их
личном трудовом или ином участии
и объединении его членами (участниками)
имущественных паевых взносов. Признаки:
– добровольность возникновения;
– членство как принцип организации
производственного кооператива;
– равные права участников
независимо от размера пая;
– метод деятельности – на основе
взаимопомощи и самодеятельности;
– организация управления –
на основе выборности и самоуправления;
– совместное осуществление производственной
и иной хозяйственной деятельности.
Производственный кооператив относится
к числу коммерческих организаций (ст.
1 Закона опроизводственных кооперативах).
Предпринимательская деятельность
кооператива хотя и является
деятельностью, отвечающей общему
определению ст. 2 ГК РФ, она одновременно
характеризуется наличием специфических
особенностей, касающихся собственности,
труда и управления.
Думается, с этим вряд ли можно
согласиться, так как для кооперативов
характерны демократические принципы
управления, самоуправление.
Кооператив строит свою деятельность
на демократических принципах самоуправления,
и это является одной из его характерных
особенностей. Производственная демократия
– от уровня рабочего места до реализации
предпринимательских функций на уровне
предприятия в целом – один из факторов
высокой устойчивости производственных
кооперативов.
В паевом кооперативном товариществе
при вступлении в члены кооператива
необходим значительный паевой
взнос. Однако здесь остро стоит
проблема расширения производства,
которая чаще всего решается
путем привлечения в кооператив
наемных работников, что ведет одновременно
к концентрации капитала в руках небольшого
числа основателей кооператива. Все это,
безусловно, может привести паевой кооператив
к его превращению в обычное хозяйственное
общество или товарищество.
Производственный кооператив отличается
и от акционерных компаний, находящихся
в собственности их работников(данные
предприятия отвечают в большей степени
условиям крупного производства). Кооперация
и рынок, рыночные отношения тесно взаимосвязаны.
Кооперация входит в рынок посредством:
а) образования особой организационно-правовой
формы предпринимательской деятельности
– производственных кооперативов;
б) создания потребительских кооперативов,
которые хотя и не являются
коммерческими организациями и
преследуют не цели извлечения прибыли,
а удовлетворение потребностей пайщиков
в товарах и услугах, однако либо сами
функционируют на рыночной основе, либо
обеспечивают предпринимательские (коммерческие)
потребности своих пайщиков;
в) создания производственными кооперативами
(организационно-правовой формой предпринимательской
(коммерческой) деятельности) и потребительскими
кооперативами (организационно-правовой
формой некоммерческой деятельности)
производственных кооперативных предприятий,
осуществляющих предпринимательскую
деятельность;
г) создания предназначенной для
обеспечения предпринимательских
структур(производственных кооперативов)
рыночной кооперативной инфраструктуры,
т. е. кооперативных банков, бирж
и т. д.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Государственные и муниципальные
унитарные предприятия(далее предприятие)
– коммерческие организации, не
наделенные правом собственности
на имущество, закрепленное за
ними собственником, этим они
отличаются от иных коммерческих
организаций.
Уставный фонд предприятия –
минимальный размер имущества
предприятия, гарантирующий интересы
его кредиторов, который может
формироваться за счет денег,
а также ценных бумаг, других
вещей, имущественных прав и иных
прав, имеющих денежную оценку.
Предприятия представляют собой
организационно-правовую форму, посредством
которой осуществляют деятельность
коммерческие организации – юридические
лица, являющиеся субъектами предпринимательского
права (ст. 113–115 ГК РФ).
Имущество предприятия является неделимым
и не может быть распределено по вкладам
(долям), в том числе между его работниками.
Виды:
– унитарные предприятия, основанные
на праве хозяйственного ведения,
– федеральное государственное
предприятие и государственное предприятие
субъекта Российской Федерации, муниципальное
предприятие;
– унитарные предприятия, основанные
на праве оперативного управления,
– федеральное казенное предприятие,
казенное предприятие субъекта
Российской Федерации, муниципальное
казенное предприятие.
Правоспособность предприятий не
общая, а специальная, т. е. они могут
осуществлять только те виды
деятельности, которые закреплены
в уставе предприятия.
Деятельность унитарных предприятий
в определенных сферах предпринимательской
деятельности ограничивается.
По согласованию с собственником
его имущества унитарное предприятие
может создавать филиалы и
открывать представительства.
Унитарное предприятие несет
ответственность по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом
и не отвечает по обязательствам собственника
его имущества.
Собственники имущества предприятия
не несут ответственность по
его обязательствам, за исключением
случаев, когда банкротство вызвано
самим собственником, при этом
на него при недостаточности имущества
может быть возложена субсидиарная ответственность
по обязательствам предприятия.
Устав унитарного предприятия–
его единственный учредительный
документ.
Предприятие распоряжается движимым
имуществом самостоятельно, в пределах,
не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, за исключением случаев,
установленных законом.
Предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое
имущество, сдавать его в аренду,
отдавать в залог или иным
способом распоряжаться этим имуществом
без согласия собственника имущества
государственного или муниципального
предприятия.
Собственник имущества предприятия
имеет право на получение части
прибыли от использования имущества,
находящегося в ведении предприятия.
Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий
бюджет часть прибыли.
Деятельность унитарного предприятия
осуществляется в соответствии
с планом (программой) его финансово-хозяйственной
деятельности.
Руководитель унитарного предприятия
является его единоличным исполнительным
органом.
Особенности реорганизации и
ликвидации унитарных предприятий
определены в Законе о государственных
и муниципальных предприятиях.
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малые предприятия– коммерческие
организации различных организационно-правовых
форм, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в небольших масштабах, соответствующие
определенным требованиям, установленным
действующим законодательством. Субъектами
малого предпринимательства являются
малые предприятия и индивидуальные предприниматели.
Критерии отнесения субъектов
хозяйствования к малому предпринимательству
содержатся в Законе о поддержке
малого предпринимательства. К субъектам
малого предпринимательства Закон
относит индивидуальных предпринимателей
и коммерческие организации, в уставном
капитале которых доля участия Российской
Федерации, ее субъектов, общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов не превышает
25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким
юридическим лицам, не являющимся субъектами
малого предпринимательства, не превышает
25 % и в которых средняя численность работников
за отчетный период не превышает определенных
предельных уровней в зависимости от сферы
деятельности организаций. Так, численность
работников малых предприятий в промышленности,
строительстве, на транспорте не должна
превышать 100 человек; в сельском хозяйстве,
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек; в розничной
торговле и бытовом обслуживании населения
– 30 человек; в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности
– 50 человек.
Для отнесения организаций к
числу малых предприятий применяются
два критерия: – относительная
экономическая независимость от
других лиц, лиц, не являющихся
малыми предпринимателями;
– численность работников в
зависимости от сферы деятельности.
К числу малых могут относиться
только хозяйственные общества
– акционерные, с ограниченной
и дополнительной ответственностью,
поскольку только эти коммерческие
организации имеют уставные капиталы.
В товариществах – складочные
капиталы, а в производственных кооперативах
– паевые фонды. К числу малых Закон не
относит государственные и муниципальные
предприятия.
Налоговый кодекс, устанавливая
в гл. 26.2 упрощенную систему налогообложения,
содержит иные критерии определения
малого предпринимательства.
Главное условие, позволяющее организации
перейти на упрощенную систему
налогообложения, – по итогам 9 месяцев
доход от реализации не превышает
11 млн руб. Средняя численность
независимо от сферы деятельности
организации не может превышать
100 человек. Стоимость имущества не может
превышать 100 млн руб. В НК приводится исчерпывающий
переченьтаких организаций.
Для субъектов малого предпринимательства
действуют следующие системы
налогообложения:
– общеустановленная для всех
субъектов, осуществляющих предпринимательскую
деятельность;
– упрощенная система налогообложения;
– система исчисления единого
налога на вмененный доход.
Субъекты малого предпринимательства
нуждаются для своего развития
в мерах государственной поддержки.
Законодательство декларирует большое
количество мер государственной поддержки.
Мероприятия государственной поддержки
аккумулируются в Федеральной и региональных
программах государственной поддержки
субъектов малого предпринимательства.
Многие мероприятия не реализованы.
ОБЪЕДИНЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Объединение коммерческих организаций
– форма интеграции, участники
которой осуществляют согласованную
предпринимательскую деятельность.
Классификация может быть проведена
по ряду критериев. По организационно-правовым
формам выделяют: ассоциации и некоммерческие
партнерства, холдинги, финансово-промышленные
группы, объединения предпринимателей,
основанные на договоре простого товарищества.
По экономическому содержанию
выделяют: концерны, конгломераты, консорциумы,
картели, синдикаты, пулы и пр.