Понятие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Достижение положительного финансового результата (валовой прибыли) за отчетный период зависит от состояния рынка и многих других факторов. Кроме того, для ряда предприятий (так называемых «неприбыльных» предприятий) достижение прибыли запрещено уставными документами.

Содержание работы

Вопрос №1 2
Вопрос №2 5
Вопрос №3 12
Вопрос №4 21
Задача 24
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

рпп контр.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Вопрос №1

1.1 Понятие  предпринимательства.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Легальные признаки предпринимательской деятельности:

- самостоятельность;

- на свой  риск;

- систематичность  (деятельности и извлечения прибыли);

- регистрация.

Предпринимательская деятельность - это инициативная и  самостоятельная деятельность по превращению  ресурсов в продукцию определенного  состава (изделия, товары, услуги) в целях:

- удовлетворения  потребностей потребителей или общества в данной продукции,

- получения  доходов (выручки от реализации  продукции) для покрытия всех производственных затрат,

- получения  прибыли, как возможного финансового  результата между суммой доходов и суммой затрат предприятия за год (необязательно).

 Достижение  положительного финансового результата (валовой прибыли) за отчетный период зависит от состояния рынка и многих других факторов. Кроме того, для ряда предприятий (так называемых «неприбыльных» предприятий) достижение прибыли запрещено уставными документами.

 При этом  обязательным и важнейшим условием  предпринимательской деятельности является соблюдении нормативных условий безопасности:

- безопасности  продукции для потребителя, 

- безопасности условий  труда для работников предприятия,

- безопасности окружающей  среды (соблюдение требований  экологии),

- обеспечение финансовой  безопасности потребителей и  государства (защита от финансовых афер и мошеннических сделок с участием предпринимателей)

1.2 Соотношение  понятий экономической, хозяйственной, коммерческой и предпринимательской деятельности.

Экономическая деятельность является видом общеполезной (социальной) деятельности, осуществляемой в сфере  экономики любыми праводееспособными лицами, а также некоторыми коллективными образованиями без статуса юридического лица, публичными образованиями в целях создания материальных и духовных (нематериальных) благ, удовлетворения разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества в целом за счет получаемого экономического дохода.

В настоящее время понятие «хозяйственная деятельность» можно рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае хозяйственная и экономическая деятельность - это совпадающие понятия. Те общественные явления, которые в советский период назывались «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи», «хозяйственная деятельность», сейчас приобрели иное звучание. Так, вместо словосочетания «народное хозяйство» используется понятие «национальная экономика». Соответственно термины «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи» заменены на понятия «экономические отношения», «экономические связи». Более того, ряд ученых предлагают идею и научную теорию экономического права.

В узком значении термин «хозяйственная деятельность» означает деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг стоимостного характера и ценовой определенности. Здесь понятия «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность» соотносятся между собой как род и вид. Именно такой позиции придерживается большинство исследователей проблем правового регулирования хозяйственной деятельности. Считается, что хозяйственной деятельностью могут заниматься не только субъекты предпринимательства (например, коммерческие организации), но и лица, не являющиеся предпринимателями.

Таким образом, предпринимательская  и хозяйственная деятельность - это  перекрещивающиеся понятия. Не всякая хозяйственная деятельность может  считаться предпринимательской.

Понятия «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность» - не синонимы. Известно, что процесс производства продукции (товара) в широком значении слова можно подразделить на отдельные этапы и виды деятельности. Это - маркетинг (поиск и изучение рынка); проектирование и (или) разработка технических требований продукции; подготовка и разработка производственных процессов; производство (в узком смысле); торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; монтаж и эксплуатация; техническое обслуживание; утилизация использования. Данные этапы и виды деятельности охватываются термином «жизненный цикл продукции», который получил легальное закрепление в российском техническом законодательстве и широко применяется на практике.

Обмен играет важную роль в  производственном процессе. В экономической литературе было справедливо обращено внимание на производительность обмена. Равно как и производство, обмен также производителен, ибо способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство общества. Производительный характер обмена разрушает сложившийся в общественном сознании стереотип мышления о том, что торговцы «ничего не создают».

Итак, производственная и  торговая (торгово-посредническая, торгово-закупочная) деятельность - это самостоятельные  виды «жизненного цикла продукции». По своему экономическому содержанию торговля входит в стадию обмена продуктами труда.

1.3 Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.

На сегодняшний  день в отечественной правовой науке  представлены, в основном, две концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.

Сторонники монистической концепции (профессор В.С. Мартемьянов, профессор И.В. Дойников, академик В.В. Лаптев) считают, что предпринимательское, или хозяйственное право, - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством. Эта отрасль представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. В современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности методами частного права (гражданского права) невозможно. Российское предпринимательское право преодолело границы торгового права как права частного, поскольку идет процесс коммерциализации управления государственным имуществом и осуществляется масштабная предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Можно сказать, что с этих позиций предпринимательское право является измененной концепцией сложившегося в советский период хозяйственного права.

Другой подход получил название дуалистической концепции  правового регулирования предпринимательской деятельности (профессор Е.А. Суханов). Исходя из данного названия, дуализм, или двойственность, заключается в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом, а отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и др.). Конечно, при этом допускается обособление соответствующего законодательного массива либо выделение учебной дисциплины, посвященной правовому регулированию предпринимательской деятельности. И законодательство о предпринимательстве, и учебный курс предпринимательского права носят комплексный характер, охватывая как частноправовые, так и публично-правовые правила и конструкции. С учетом прикладных целей их выделения это вполне допустимо.

Вопрос №2

2.1 Понятие предпринимательского объединения.

Предпринимательским объединением является не обладающая статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности, которое может быть создано как на добровольной основе, так и вследствие экономического контроля одного (их) участника (ов) над другими.

Предпринимательское объединение — устойчивая форма  интеграции, которая обладает признаками организационного единства, его участники являются составными частями (элементами) общей системы, управляются из единого центра и действуют для достижения интересов объединения в целом.

2.2 Виды  и особенности предпринимательских  объединений.

Холдинг - совокупность материнской (холдинговой) компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Холдинговой компанией  признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Материнская компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании. Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей - управляющей компании и дочерних предприятий).

Существует  несколько способов объединения  коммерческих организаций в холдинговые  компании:

1) Холдинговые  компании могут создаваться посредством  последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса. Это так называемая «горизонтальная интеграция». Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка.

2) Второй путь  образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла. Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.

3) Холдинговые  компании могут создаваться и  путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе.

4) Значительное  количество холдинговых компаний  образовалось и путем «деления»  больших компаний при их реструктуризации.

Считаю нужным упомянуть об управлении холдингом. В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию (ст.103 ГК РФ). Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.

На сегодняшний  день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом Федерального закона «О холдингах». Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие «холдинг». Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.

Финансово-промышленная группа — предпринимательское объединение, состоящее из самостоятельных юридических лиц, создаваемое в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. ФПГ обладает отдельными элементами правосубъектности; антимонопольное законодательство признает финансово-промышленную группу единым хозяйствующим субъектом.

Законодательство  называет две возможные разновидности финансово-промышленных групп:

— совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;

— совокупность юридических лиц, объединивших полностью  или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.

Поскольку это  не исключено законом, возможно создание ФПГ по смешанному типу с использованием элементов холдинговой модели и договорных отношений. ФПГ первого вида представляет собой предпринимательское объединение, основанное на «системе участия», на экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В первом случае от имени объединения выступает, реализуя его права и обязанности, основное общество, во втором — центральная компания, учрежденная участниками ФПГ в соответствии с договором простого товарищества.

Информация о работе Понятие предпринимательства