Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:25, реферат
Словосочетание "товарный знак" известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Владеют данным вопросом специалисты - патентные поверенные, патентоведы. А что знают представители других профессий? Думается, что не очень много, хотя информация о товарных знаках может быть полезна как производителям, так и простому потребителю. Попробуем разобраться, что представляет собой товарный знак с юридической и экономической точек зрения.
Реферат: Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания
ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание "товарный знак" известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Владеют данным вопросом специалисты - патентные поверенные, патентоведы. А что знают представители других профессий? Думается, что не очень много, хотя информация о товарных знаках может быть полезна как производителям, так и простому потребителю. Попробуем разобраться, что представляет собой товарный знак с юридической и экономической точек зрения.
Появление товарных знаков как знаков, указывающих на производителя товаров, в основном связано с периодом становления товарно-денежных отношений. Отличительные знаки (клейма) ставили на свои изделия (оружие, кухонную утварь, кожу и др.) ремесленники и мастеровые еще в средневековье.
Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации. Дешевые подделки при наличии знака сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические меры защиты. В Англии меры защиты против таких нарушений были выработаны судами в середине прошлого столетия. Лицо, имевшее право использовать товарный знак, получало также право запрещать другим умышленно пользоваться репутацией, которая связана с этим знаком. Это был знаменитый запрет на ведение дел под чужим именем. Никто не имел права выдавать свои товары за товары другого лица. В России Законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.
По мере того, как все
большее число стран создавало
систему охраны изобретений, товарных
знаков, появилась необходимость
гармонизировать
ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Действующее законодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, которое физическое или юридическое лицо использует или собирается использовать в хозяйственной и коммерческой деятельности для отличия своих товаров или услуг от однородных товаров и услуг других физических или юридических лиц. (ст.4 Закона ЭР "О товарных знаках"). Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т.е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т.п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение.
Законы многих стран, закрепляют принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком, если только иное не вытекает из международных соглашений.
Признак новизны тесно
связан с понятием приоритета. Новизна
товарного знака определяется по
дате приоритета, которая, в свою очередь,
устанавливается по общему правилу
по дате поступления правильно
Таким образом, сущность требования новизны означает, что
обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть
тождественным или сходным с товарными знаками, уже
зарегистрированными или заявленными на регистрацию или
охраняемыми в силу международных соглашений. Тождественным
признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с
уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне.
Обычно установление тождественности
обозначений не вызывает больших
затруднений. Так, Госкомизобретений
СССР в свое время отказал
Гораздо сложнее решается данный вопрос тогда, когда речь идет о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешения. Хотя данное указание носит в значительной мере абстрактный характер, оно все же вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован прежде всего на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например, с позиции дизайнера, художника, графика и т.д., которые способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных знаний и навыков в этой области. В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить с учетом ряда факторов. Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений на восприятие изобразительных и словесных элементов как в совокупности, так и в отдельности.
В частности, буквы и слоги, прибавленные к тождественным словесным товарным знакам, не устраняют возможность их cмешения. Так, при экспертизе словесного товарного знака "Cirisol", заявленного в СССР западногерманской фирмой для фармацевтических препаратов, было выявлено сходство этого знака с товарным знаком "Ceritol", зарегистрированным ранее на имя американской фирмы. Отказ в регистрации товарного знака "Quanta" получила итальянская фирма "Инд. С. Оливетти Энд Ко СПА". Это произошло в силу того, что в реестре товарных знаков СССР уже значился по тому же классу товаров сходный знак "Quantab", зарегистрированный на имя американской фирмы "Эймс Компани ИНК., Элкхарт".
Наконец, обозначение может
считаться товарным знаком лишь тогда,
когда оно в установленном
законом порядке
Товарные знаки следует
отличать от некоторых других сходных
с ними объектов промышленной собственности.
Так, наиболее близко к товарным знакам
примыкают фирменные
Наконец, товарный знак весьма
сходен по выполняемым функциям с
производственной маркой, поскольку
и маркировка выпускаемой продукции,
и проставление на ней товарного
знака преследуют, в сущности, одну
и ту же цель, а именно связывают
изделие с конкретным производителем,
обеспечивая потребителю
ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ
Знаком обслуживания признается
обозначение, способное отличать услуги
одних юридических или
ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Действующее законодательство допускает к регистрации в качестве товарных знаков и знаков обслуживания разнообразные условные обозначения, которые различаются между собой по форме выражения, сфере использования, кругу пользователей и некоторым иным моментам.
По форме своего выражения
товарные знаки могут быть буквенными,
словесными, цифровыми, изобразительными,
объемными и их комбинациями . Словесные
товарные знаки, которые по общему признанию
специалистов являются наиболее эффективными,
представляют собой оригинальные слова,
словосочетания и фразы. Популярность
словесных товарных знаков определяется
тем, что они хорошо запоминаются,
удобны для рекламы и легко
различимы. Нередко они несут
в себе особое смысловое содержание,
которое в сочетании с удачным
звучанием слова или короткой
фразы способно вызывать у потребителей
благоприятные для
Словесные товарные знаки
чрезвычайно разнообразны. На более
ранних этапах в качестве словесных
товарных знаков чаще всего избирались
имена известных людей, героев художественных
произведений или мифологических персонажей
(Наполеон, Гамлет, Прометей), названия
животных, птиц, растений, драгоценных
камней (Лев, Сокол, Клен, Алмаз), наименования
природных явлений, небесных тел, географических
объектов (Рассвет, Комета, Эверест) и
т.п. Широкое распространение
веществ, препаратов, приборов и материалов. Как правило, они
подчеркивают новизну
и оригинальность товара и обладают
большей охраноспособностью. Например,
на имя Всесоюзного
Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде
Информация о работе Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания