Правовое положение торговых организаций с иностранными инвестициями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

1.Понятие торговой организации с иностранными инвестициями и ее правовой статус
2.Гарантии и льготы, предоставляемые торговым организациям с иностранными инвестициями по Федеральному закону РФ от 25 июня 1999г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
3.Создание и ликвидация торговых организаций с иностранными инвестициями
Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема 6 (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Принимая гарантии правовой защиты иностранных инвестиций, государство обязуется не совершать определенных действий в отношении иностранных инвестиций, обеспечить стабильность правового режима инвестиций, безопасность инвестиционных вложений в экономику.

К сожалению, статья 5 ФЗ мало говорит о механизме реализации представленных гарантий. Отдельные вопросы механизма реализации защиты инвесторов закреплены в п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений". Согласно указанной норме создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, происходит на федеральном уровне путем:

а) совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

б) установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

в) защиты интересов инвесторов;

г) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

д) расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

е) создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

ж) принятия антимонопольных мер;

з) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

и) развития финансового лизинга в Российской Федерации;

к) проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

л) создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

 

Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

 

Статья 6 ФЗ допускает использование любых форм иностранных инвестиций, не запрещенных отечественным законодательством. Однако закон не раскрывает понятие "формы иностранных инвестиций". К сожалению, государственное регулирование инвестиций носит не общесистемный, а "селективный" характер. В самом законе закреплена только одна форма иностранных инвестиций - прямая инвестиция, под которой понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) определенного оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей. Таким образом, не сложно заметить, что законодатель пошел по самому простому пути, указывая 3 вида инвестиций, входящих в данную форму, но, не раскрывая ее природы и содержания. Иных форм инвестиций в рассматриваемом законе не названо.

Однако формой инвестиций являются и портфельные инвестиции, то есть приобретение иностранным инвестором менее 10% уставного (складочного) капитала отечественной коммерческой организации, приобретение ее ценных бумаг или иное инвестирование, не дающее прав на участие в управлении организацией. Портфельные инвестиции являются спекулятивными вложениями. Инвестора интересует не само предприятие, а перспектива роста цены его акций. В связи с относительно небольшим объемом вложений, портфельные инвестиции являются более мобильным капиталом, чем прямые. Портфельные инвестиции быстро реагируют на изменения конъюнктуры товарного рынка и рынка ценных бумаг, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с целью скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения - также быстро его покинуть. Кроме того, в связи с развитием национального законодательства, международных отношений и международного права следует отметить, что назваными формами иностранные инвестиции не ограничиваются. В самом комментируемом законе указано, что он не распространяет свое действие на вложение иностранных средств в кредитные, страховые и некоммерческие организации, то есть формы инвестирования в указанные организации имеют свою специфику.

В рамках регулируемых отечественным законодательством иностранных инвестиций можно также провести дифференциацию форм инвестиций по способам инвестирования. Выделяются договорная и корпоративная формы инвестирования. К договорной форме относятся инвестиционный договор, лизинг (финансовая аренда) и организация работ в соответствии с соглашением о разделе продукции.

Приоритетным инвестиционным проектам и иным прямым иностранным инвестициям предоставляется более благоприятный режим по сравнению с портфельными инвестициями. Поскольку одним из основных отличий данных форм инвестиций является размер вклада, то оценка вкладываемого капитала производится в валюте Российской Федерации, согласно законодательству РФ. Размер капитала учитывается на момент регистрации.

 

Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

Статья 7 рассматривает вопросы регламентации цессии и перевода долга. В соответствии с ней к данным вопросам применяется отечественное законодательство о перемене лиц в обязательстве (глава 24 ГК), а так же международных договоров. Должник должен быть обязательно уведомлен о переходе права требования к новому кредитору. В случае, если производится перевод долга к новому должнику, требуется обязательное согласие кредитора. Суд может своим решением обязать иностранного инвестора произвести цессию или перевод долга.

Гарантии иностранными государствами или международными организациями капиталовложений в экономику другой страны закреплены во многих международных соглашениях[5]. Большую роль в международном гарантировании иностранных инвестиций играет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, учрежденное Сеульской конвенцией 1985 года. Право требования нового кредитора признается действительным. Поскольку наиболее часто в международной практике платежи по гарантии осуществляет упомянутое Агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), то к отношениям России и Агентства применяются нормы Сеульской конвенции. На использование или конвертацию сумм в валюте, полученных Агентством после перевода долга распространяется правовой режим, применяемый к прежнему владельцу гарантии (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим или др.). В любом случае такие суммы могут использоваться Агентством для оплаты своих административных расходов или иных издержек. Таким образом, отечественная правовая доктрина признает право на суброгацию иностранного государства или организации, выплатившей иностранному инвестору гарантированную сумму. При применении суброгации и выплате инвестору гарантированной суммы государством, отношения между частными лицами (если инвестор - иностранный гражданин, лицо без гражданства, юридическое лицо или организация, не имеющая статуса юридического лица) перерастают в отношения между организацией и суверенным субъектом - государством, причем значительную роль в таких отношениях играет так же государство регистрации организации, принимающей инвестиции.

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями

Согласно ч. 1 ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.)[6] каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права[7].

Устанавливая высокий уровень гарантий от реквизиции и конфискации, государство повышает уверенность иностранных инвесторов в стабильности деятельности на территории страны, способствуя улучшению инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций.

 

Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации

Статья 9 ФЗ регламентирует применение в отношении иностранных инвесторов и российских предприятий с иностранными инвестициями так называемой стабилизационной "дедушкиной" оговорки. Кто же может применять стабилизационную оговорку?

В ранее действующем законодательстве отношение к стабилизационной оговорке было неоднозначным. Так, Статья 9 Основ законодательства СССР об иностранных инвестициях в СССР от 4 июля 1991 г. закрепляла десятилетний срок применения законодательства, которое действовало на момент осуществления инвестиций. Но данная статья содержала ряд принципиальных изъятий, которые в значительной степени разрушали эту важную юридическую конструкцию. "Дедушкина оговорка" не распространялась на изменения законодательства, касающиеся обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, налогообложения, кредитов и финансов, охраны окружающей среды, нравственности и здоровья населения, а также антимонопольного законодательства.

Различен подход к гарантированию стабильности инвестиционной деятельности путем предоставления стабилизационной оговорки или иными способами и в государствах - членах Содружества независимых государств:

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений пункта 2 статьи 4 ФЗ или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

      доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

      денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

      денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

      компенсаций, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального закона.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.

Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

В соответствии с статьей 16 ФЗ, российским организациям с иностранными инвестициями, осуществляющим приоритетный инвестиционный проект должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов. Благоприятный налоговый режим не может полностью нивелировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат). В то же время указанный режим должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, увеличив тем самым инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики. Как отмечено в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития "Разумные и стабильные ставки налогообложения лучше стимулируют предпринимательскую инициативу, чем освобождение от налогов, создающее неопределенность и увеличение бремени налогообложения" (ч. III п. 9).

Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

а) не являются подакцизными;

б) относятся к основным производственным фондам;

в) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала[8].

Иностранным инвесторам и российским организациям с иностранными инвестициями предоставляются так же значительные льготы при исчислении и уплате налогов и сборов. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Следует отметить, что при исчислении налогооблагаемой базы не учитываются доходы российских организаций в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) (в том числе и иностранных инвесторов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером); средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения. Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Информация о работе Правовое положение торговых организаций с иностранными инвестициями