Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Российская экономика, совершая переход к рынку, имела предельно монополизированную экономику. На протяжении многих десятилетий строились заводы-гиганты, создавались комбинаты, производственные, торговые и иные объединения. Закрывались или объединялись малые предприятия, свертывалась ремесленная деятельность. Господствовала экономическая теория, о якобы более высокой эффективности труда при концентрации производства и капитала. Выход монополистических предприятий на свободный рынок с отпущенными ценами привел к серьезным негативным последствиям. Скрытая инфляция, имевшая место в нашей стране в прошлом перешла непосредственно в денежную инфляцию, за которой последовало снижение объемов производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве
1.2 Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
2.2 Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах
2.3 Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1 Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
3.3 Индивидуальный предприниматель как работодатель
3.4 Правовая ответственность индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовой статус индивидуального предпринимателя000000.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

     Для поддержки в развитии Индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации задействованы:

     1. Ораны государственной власти  РФ.

     В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

     1) специальные налоговые режимы, упрощенные  правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

     2) упрощенный порядок составления  индивидуальными предпринимателями  статистической отчетности;

     3) льготный порядок расчетов за  приватизированное индивидуальными предпринимателями государственное и муниципальное имущество;

     4) меры по обеспечению прав и  законных интересов индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного контроля;

     5) меры по обеспечению финансовой  поддержки индивидуальных предпринимателей;29

     2. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации.

     К полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ по вопросам развития малого предпринимательства относятся:

     1) участие в осуществлении государственной  политики в области развития индивидуального предпринимательства;

     2) разработка и реализация региональных  и межмуниципальных программ  развития индивидуального предпринимательства;

     3) финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ по проблемам развития индивидуального предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

     4) содействие развитию межрегионального  сотрудничества индивидуального  предпринимательства;

     5) поддержка муниципальных программ  развития индивидуального предпринимательства;

     Постановлением  администрации Иркутской области  от 11 июня 2008 № 156-па была одобрена областная государственная целевая программа Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008-2010 годы. Данная программа соответствует долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Иркутской области и направлена на достижение стратегической, экономической, социальной и организационной целей областной государственной политики в сфере развития предпринимательства, в том индивидуального предпринимательства.

     Стратегической  целью данной программы является повышение конкурентоспособности предпринимательской среды в Иркутской области.

     Экономическая цель Программы – увеличение вклада индивидуального предпринимательства  в валовом региональном продукте.

     Социальная  цель – минимизация социально-экономических  рисков, связанных с дисбалансом развития муниципальных образований Иркутской области.

     Организационная цель – приложение усилий органов  государственной власти Иркутской  области, общественных объединений  предпринимателей, организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства.

     Для достижения указанных целей ставятся следующие основные задачи.

     1) Структурные изменения в предпринимательской  среде;

     2) Упрощение территориального и  ценового доступа действующих  или потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства к консалтинговым или образовательным услугам;

     3) Формирование позитивного мнения  у населения о предпринимательской  деятельности и снижение социальной  напряженности путем вовлечение  части населения в предпринимательскую деятельность и создание новых рабочих мест.30

     Мероприятия данной программы условно можно  объединить в два блока:

     1) поддержка начинающих индивидуальных  предпринимателей;

     2) создание условий для развития  уже действующих индивидуальных  предпринимателей.

     Одним из эффектов реализации Программы должно стать повышение конкурентного потенциала экономики Иркутской области за счет наращивания преимуществ индивидуального предпринимательства в различных сферах предпринимательской деятельности.

     3. Органы местного самоуправления.

     К полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для развития сферы индивидуального предпринимательства, в том числе:

     1) формирование и осуществление  муниципальных программ развития  индивидуального предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

     2) анализ финансовых, экономических,  социальных и иных показателей  развития индивидуального предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития индивидуального предпринимательства на территориях муниципальных образований;

     3) формирование инфраструктуры поддержки  индивидуального предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

     4) образование координационных или совещательных органов в области развития индивидуального предпринимательства.

     В поддержку индивидуального предпринимательства  в городе Братске постановлением Мэра города от 23.01.2008 № 152 был утвержден порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг из бюджета города.

     Субсидии  предоставляются на безвозмездной  и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются на цели, предусмотренные решением о бюджете города на очередной год.

     Предложение о предоставлении бюджетных субсидий формирует функциональный (отраслевой) или территориальный орган администрации города Братска по собственной инициативе либо по ходатайству юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица о выделении бюджетных средств с обоснованием и приложением необходимых расчетов.

     Данное  предложение направляется в финансовое управление, экономическое управление и юридический отдел администрации города Братска для получения соответствующих заключений о возможности и целесообразности предоставления бюджетных средств.

     Финансовое  управление администрации города Братска  в течение 10 рабочих дней с момента поступления предложения готовит заключение об обоснованности представленных расчетов, наличии источников финансирования для предоставления бюджетных средств.

     На  основании заключений финансового  управления, экономического управления и юридического отдела администрации города Братска готовится проект муниципального правового акта о предоставлении бюджетных средств.31

     Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены виды поддержки индивидуального предпринимательства в России. К ним относятся:

  1. оказание финансовой поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам индивидуальных предпринимателей;
  2. оказание имущественной поддержки осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
  3. информационная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки индивидуального предпринимательства;
  4. консультационная поддержка осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечения деятельности таких организаций. На этой основе Федеральная налоговая служба проводит консультации по вопросам регистрации и прекращению деятельности индивидуальных предпринимателей, порядок перехода на специальные налоговые режимы, вопросам внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
  5. поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для индивидуальных предпринимателей, на основе государственных образовательных стандартов, создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов;
  6. поддержка в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки индивидуального предпринимательства. 32

 

      2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 

     2.1 Государственная  регистрация индивидуального  предпринимателя  как хозяйствующего  субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя 

     Граждане  Российской Федерации, а также иностранные  граждане законно находящиеся на территории России и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрированы, в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом.

     В то время как учредители юридического лица при регистрации обращаются в регистрирующий орган за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения. Процедура государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой – для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля, за экономической деятельностью, обеспечение содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях их контрагентов, других лиц, государственные, муниципальные и иные органы и организации получение статистической информации. 33

     Порядок государственной регистрации физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя определен принятым Государственной Думой 13 июля 2001 года Федеральным законом «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

     Основной  задачей данного закона является регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

     А также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. 34

     Стоит обратить внимание на то, что процедура  государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать такие вопросы, как на пример о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличия у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и тому подобное. Задача данного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в размере 400 рублей.35 При этом регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые были предоставлены при государственной регистрации.

     В настоящее время в России первичная  регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства, предоставление не всех необходимых для регистрации документов, либо их не предоставление а также предоставление заведомо ложных документов..

     В отличие от Российского законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает то, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица.36

     Государственная регистрация физического лица, выразившего  желание заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин обязан уплатить государственную пошлину, так называемый регистрационный сбор, который в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей.37 Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя