Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Российская экономика, совершая переход к рынку, имела предельно монополизированную экономику. На протяжении многих десятилетий строились заводы-гиганты, создавались комбинаты, производственные, торговые и иные объединения. Закрывались или объединялись малые предприятия, свертывалась ремесленная деятельность. Господствовала экономическая теория, о якобы более высокой эффективности труда при концентрации производства и капитала. Выход монополистических предприятий на свободный рынок с отпущенными ценами привел к серьезным негативным последствиям. Скрытая инфляция, имевшая место в нашей стране в прошлом перешла непосредственно в денежную инфляцию, за которой последовало снижение объемов производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1 Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве
1.2 Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
2.2 Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах
2.3 Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1 Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
3.3 Индивидуальный предприниматель как работодатель
3.4 Правовая ответственность индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Правовой статус индивидуального предпринимателя000000.doc

— 417.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, Индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

     На  основании закона Российской Федерации  от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.57

     Данный  Федеральный закон определяет лицензирование как мероприятия, связанные с  предоставлением лицензий, переоформлением  документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.58

     Правовое  регулирование в сфере лицензирования осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство утверждает положения о лицензировании определенных видов деятельности, устанавливающие порядок лицензирования. После вступления в силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» были утверждены положения о лицензировании всех видов деятельности, предусмотренных этим Федеральным законом в качестве лицензируемых. Правительство также определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых относится к ведению органов исполнительной власти субъектов РФ.59

     Законодательством России установлено, что осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования признается правонарушением (незаконным предпринимательством). В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба оно влечет административную или уголовную ответственность. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснил следующее. Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 60

     В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный этим Федеральным законом перечень лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей, осуществляются со дня вступления в силу названного Федерального закона без лицензий.

     Пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривает следующие виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

     Для того чтобы приступить к осуществлению  любого из лицензируемых видов деятельности, индивидуальный предприниматель должен получить соответствующую лицензию в лицензирующем органе (то есть органе, уполномоченном на ведение лицензионной деятельности). Данная обязанность основана на требовании третьего абзаца пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это требование применяется к отношениям с участием индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 3 статьи 23. Его содержание было охарактеризовано выше.

     Лицензия  является специальным разрешением  на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданным лицензирующим органом хозяйствующему субъекту. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.61

     Лицензия  предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Иными словами, если предприниматель намерен осуществлять несколько лицензируемых видов деятельности, то он обязан получить лицензию на каждый из них в соответствующем лицензирующем органе.

     Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом  исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.62

     Деятельность, на осуществление которой предоставлена  лицензия, может осуществляться только получившим ее лицом. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но, по общему правилу, не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

     Для того чтобы получить лицензию ИП должен представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

     1) заявление о предоставлении лицензии  с указанием фамилии, имени,  отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; лицензируемого вида деятельности, который ИП намерен осуществлять;

     2) копия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

     3) копия свидетельства о постановке  соискателя лицензии на учет  в налоговом органе;

     4) квитанция об уплате государственной  пошлины. Размеры государственной пошлины определяются по правилам статьи 333.33 Налогового кодекса РФ;

     5) сведения о квалификации работников  соискателя лицензии.

     Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

     Не  допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иными федеральными законами.

     Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

     Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

     В течение трех дней после представления  соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.63

     Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

     1. Наличие в документах, представленных  соискателем лицензии, недостоверной  или искаженной информации.

     2. Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

     Не  допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой  для производства соискателем лицензии.

     Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

     Лицензирование  предполагает проведение последующего контроля, за соблюдением предпринимателем лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Такой контроль осуществляют лицензирующие органы в пределах их компетенции. Указанные органы вправе:

     1. Проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.

     2. Запрашивать у лицензиата необходимые  объяснения и документы при  проведении проверок.

     3. Составлять на основании результатов  проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений.

     4. Выносить решения, обязывающие  лицензиата устранить выявленные  нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений.

     5. Выносить предупреждение лицензиату.64

     В случае выявления неоднократных  нарушений или одного грубого нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензий. Лицензирующий орган в этом случае устанавливает срок устранения нарушений, повлекших приостановление действия лицензии. Данный срок не может превышать шести месяцев. Если в установленный срок предприниматель не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Если же лицензиат в установленный срок устранил нарушения, то он должен письменно уведомить об этом лицензирующий орган. В таком случае указанный орган после проверки устранения нарушений принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату. Плата за возобновление действия лицензии не взимается.65

     Лицензия  утрачивает юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя.

     Лицензия  может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.

     Деятельность  контроля государства в сфере  лицензирования, призвана обеспечить права потребителей России на качественное и безопасное потребление товаров работ и услуг на территории Российской Федерации.

     В данной главе мною были рассмотрены  такие важные этапы как приобретения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя путем государственной регистрации, постановка на учет в налоговые и внебюджетные фонды и лицензирование индивидуальной предпринимательской деятельности, как способ контроля государства за качеством изготавливаемых индивидуальными предпринимателями товаров, выполняемых работ или оказываемых услугами.

 

      3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 

     3.1 Налогообложение  деятельности индивидуального предпринимателя 

     Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения.

     Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны вести учет и предоставлять  налоговую отчетность согласно правилам, установленным государственными налоговыми органами.

     Индивидуальные  предприниматели, осуществляя свою деятельность, оплачивают налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При использовании специальных налоговых режимов индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты ряда налогов.

     В соответствии с НК Российской Федерации, существуют общепринятая система налогообложения  и специальные налоговые режимы.

     В соответствии с общепринятой системой налогообложения, предприниматель обязан уплачивать все те налоги, которые предусмотренные для него Налоговым кодексом. При применении специальных налоговых режимов, несколько налогов, как правило, заменяются одним.66

     Если  же индивидуальный предприниматель  не использует специальные налоговые режимы, основной налог, который он должен уплачивать, это налог на доходы физических лиц. Помимо данного налога при применении общепринятой системы налогообложения предприниматель уплачивает целый ряд налогов. Налоговым кодексом предусмотрена уплата налога на имущество, налога на добавленную стоимость, единого социальный налог, налога с продаж, транспортного налога, налога на землю, ряд других налогов.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя