Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:22, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………………………………….5
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие………………5
1.2 Функции предпринимательства……………………………………….9
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе…………………12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..15
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения………………………………………………………...15
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……..22
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………41
Если в создании предпринимательской
организации наряду с белорусскими
участниками принимают участие
иностранные учредители (участники),
такое предпринимательство
По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной ответственностью, а также с солидарной и субсидиарной ответственностью.
В зависимости от механизма
создания, числа учредителей (участников),
процессов функционирования и управления
следует выделить простые и сложные
предпринимательские
Организационно-правовые формы
предпринимательской
Сложные предпринимательские
организации как объединения
могут создаваться в различных
организационно-правовых формах, но на
практике, как правило, учреждаются
в форме акционерного общества. К
сложным предпринимательским
Из различных групп населения, способных заняться предпринимательством, следует выделить две наименее защищенные и потому более нуждающиеся в начальных знаниях о том, как сделать первые шаги к рынку.
Первую группу составляют люди старшего возраста, которые вынуждены или хотят сменить профессию по различным причинам, но в основном в связи с потерей рабочего места, вторую - молодые люди, не имеющие профессионального образования и необходимых средств.
Людям старшего возраста необходимо
с самого начала убедить себя в
том, что зарабатывание денег
в негосударственных
Молодым людям, начинающим предпринимательскую
деятельность, важно не потерять ориентиры,
не опуститься до зарабатывания денег
любыми способами, результатом чего
может стать моральная
Форма участия в предпринимательстве зависит от задач, которые люди ставят перед собой на начальном этапе. Такими задачами могут быть:
- зарабатывание денег
на повседневные расходы (для
увеличения семейного бюджета,
снижения имущественной
- занятие определенной ниши на рынке и накопление средств для расширения предпринимательской деятельности.
В первом случае необходимо учесть свои возраст, физические возможности, наличие свободного времени, круг общения и затем принять решение: работать от собственного имени или по найму.
При работе от собственного имени следует получить свидетельство в местных органах власти, дающее право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и открывать счет в банке. Это легализует предпринимательство, дает возможность осуществлять безналичные расчеты с партнерами, что расширяет масштабы деятельности.
Работа по найму осуществляется от имени фирмы работодателя.
Наиболее доступными способами
зарабатывания денег при
- торгово-посреднические
услуги, или перепродажа товаров.
Основные проблемы, возникающие
при этом, заключаются в поиске
партнеров, имеющих
- «челночные» поездки
и страны ближнего и дальнего
зарубежья с целью купли-
- оказание различных услуг - информационных, педагогических, экономических и др.
Разнообразны возможности зарабатывания денег по найму: продажа товаров народного потребления, реклама, сбор информации, услуги по страхованию, перевод с иностранных языков, работа гидом на выставках и многое другое.
Задачи по открытию своего дела значительно усложняются, если целью его является занятие определенной ниши на рынке и накопление средств для дальнейшего расширения бизнеса. Речь в данном случае идет о создании собственного предприятия.
Перечень возможных вариантов выбора деятельности приведен ниже.
1. Организовать производство товара.
2. Комплектовать товар из готовых изделий.
3. Дорабатывать изделие и продавать его как новое.
4. Продавать товар,
5. Продавать технологии производства товаров.
6. Обучать специалистов по производству, использованию товара.
7. Продавать информацию о рынке товаров.
8. Устраивать ярмарки для производителей товаров.
9. Устраивать ярмарки технологий для производителей товаров.
10. Организовать биржу труда специалистов профессий узкого профиля.
11. Заниматься рекламой
товара по контракту с его
производителями или
12. Консультировать но производству или использованию товара.
13. Организовать ассоциацию производителей, продавцов, пользователей товара.
14. Организовать профсоюз производителей товара.
15. Посредничать между
фирмами-заказчиками и
16. Продавать подержанные товары.
17. Осуществлять лизинг товара.
Как видно, перечень охватывает только варианты деятельности, связанные с производством какого-либо товара. Но существует еще огромный ассортимент бытовых, интеллектуальных, информационных услуг, рынок которых еще организуется и недостаточно насыщен.
Варианты создания собственной фирмы многообразны и определяются главным образом наличием ресурсов, рыночной конъюнктурой, системой налогообложения. Наиболее доступной сферой деятельности в республике, учитывая приведенные обстоятельства, является торговля. Достаточно приобрести киоск, организовать его охрану, договориться с местными или зарубежными оптовыми фирмами, предприятиями, наладить поставку товара из-за границы собственными силами, наконец, принимать на комиссию вещи от населения.
Значительно сложнее создать
собственное предприятие в
2.2 Анализ
По информации Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.07.2008 г. в Республике Беларусь функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 01.07.2007 г. - 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%) [13].
Списочная численность работающих
на малых предприятиях за
I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек
(за I полугодие 2007 г. - 407,5 тыс. человек).
По численности работающих лидируют промышленные
предприятия - 38,6% от общего количества
занятых на малых предприятиях,
на предприятиях торговли и общественного
питания занято 25,2%, в строительстве - 16,5%,
на транспорте - 8,1%.
Удельный вес валового
внутреннего продукта, произведенного
субъектами малого предпринимательства,
составил 8,9% от общего объема ВВП и
вырос по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года на 0,9 процентных
пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами
малого предпринимательства
Уровень регионального развития малого предпринимательства зависит от таких факторов, как выгодное экономическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка малых предприятий со стороны местных органов управления. Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий).
По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.08.2008 г. сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 2437,5 млрд. руб. (12,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.08.2008 г. составило 215,8 тыс. человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 419,8 млрд. руб.
Реализация мероприятий
Программы государственной
За 2008 год субъектами малого
предпринимательства
Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила 17,1 процента, за 2007 год этот показатель составил 13,7 процента. При этом по предприятиям, не относящимся к малому бизнесу, уровень рентабельности составил 16,3%.
Наиболее рентабельной была
реализованная продукция (услуги) в
сфере операций с недвижимым имуществом
- 71,9 %, в сфере материально-
По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 68 тысяч предприятий, что на 16,8 тысяч больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента.
Отраслевая структура
малого предпринимательства
Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3% и 15,1% соответственно от общего количества малых предприятий).
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике республики: с 14,4 % в 2003 году до 17,1 % в 2007 году. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2008 году, составила 535,7 тысяч человек, за 2007 год этот показатель составил 429 тыс. человек.
По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .