Предпринимательская деятельность как предмет предпринимательского-хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………………………………….5
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие………………5
1.2 Функции предпринимательства……………………………………….9
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе…………………12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..15
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения………………………………………………………...15
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……..22
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая прхд.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

- развитие малого предпринимательства  в малых и средних городских  поселениях, сельских населенных  пунктах;

- информационное обеспечение малого  предпринимательства;

- международное сотрудничество  и развитие внешнеэкономической  деятельности в сфере малого  предпринимательства;

- подготовка и переподготовка  кадров для малого предпринимательства.

С учетом планируемых к реализации в 2009 году мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, объем финансирования из республиканского бюджета составит 216,62 млн. рублей, из средств местных бюджетов - 6 286,0 млн.рублей, других источников - 1 501 657 млн. рублей, из которых 1,5 трлн. рублей составляют средства банков.

Реализация мероприятий Программы  будет способствовать доведению  доли малого предпринимательства в  общем объеме выручки, полученной в  народном хозяйстве от реализации товаров (работ, услуг), до 18,5 процентов; численности  занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 18,5 процентов  от общей численности занятых  в экономике республики, позволит вывести сферу предпринимательства  на качественно новый уровень  развития, повысить его вклад в  экономику страны.

На финансирование мероприятий  Программы 2008 года направлено 5 199,0 млн. рублей. Из республиканского бюджета  выделено 229,0 млн. рублей, местных бюджетов - 2 941,8 млн. рублей, Белорусского фонда  финансовой поддержки предпринимателей - 2 028,2 млн. рублей, что позволило  профинансировать 102 инвестиционных проекта  субъектов малого предпринимательства  и создать 518 новых рабочих мест.

Реализация мероприятий Программы 2008 года способствовала росту численности  субъектов малого предпринимательства  за 2008 год. Количество состоящих на учете малых предприятий увеличилось  по сравнению с 2007 годом на 18 % и  на 1 января 2009 г. составило более 66,0 тысячи, а количество индивидуальных предпринимателей - 215,6 тыс. человек.

В приложении А приведен перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г. Данные приложения Б содержат информацию о центрах поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется  значительное внимание: приняты соответствующие  законы, разрабатываются программы  государственной поддержки на общереспубликанском  и областном уровнях, созданы  центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических  зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что  желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства  снижается, следовательно, поиск действенных  и эффективных организационных  экономических инструментов государственной  политики поддержки малого бизнеса  по-прежнему актуален.

главной целью развития предпринимательства  на период до 2010 года является обеспечения  развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора  экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых  рабочих мест.

Для достижения указанной цели представляется необходимым комплексно решать следующие  основные задачи:

- улучшить предпринимательский  климат, создать благоприятную рыночную  среду для ускорения развития  субъектов малого и среднего  бизнеса;

- устранить причины, обуславливающие  отток предпринимательского и  научно-технического потенциала, а  также финансового капитала в  зарубежные страны. Создать условия  для его реинвестирования в  отечественную экономику;

- упростить систему регистрации,  учета и отчетности, а также  облегчить налоговое бремя. Упорядочить  лицензируемые виды деятельности  и упростить порядок выдачи  лицензий и других видов государственного  регулирования с учетом опыта  стран с переходной экономикой;

- формировать устойчивую финансовую  базу развития малого и среднего  бизнеса, его самофинансирования. Развивать рынок ценных бумаг,  залоговых форм привлечения частных  и иностранных инвестиций и  других форм инвестирования отечественного  бизнеса, обеспечить доступность  банковского кредита, повысить  привлекательность долгосрочного  кредитования, надежно гарантировать  возврат используемых инвестиционных  ресурсов;

- совершенствовать систему государственной  поддержки развития предпринимательства  и государственного регулирования  деятельности предпринимательских  структур, повысить всех форм  финансовой поддержки малого  и среднего бизнеса;

- совершенствовать отношения собственности  и внедрять корпоративное управление  производством.

Для выхода на новый уровень государственной  поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие  мероприятия:

- совершенствование нормативно-правовой  базы поддержки развития малого  предпринимательства, в том числе  и с учетом необходимости ее  унификации с законодательством  Республики Беларусь;

- установление ряда налоговых  льгот и льготирование долгосрочного  кредитования, расширение системы  микрокредитования и увеличения  объемов финансового лизинга,  в том числе и международного;

- внедрение залоговых и других  нетрадиционных форм привлечения  финансовых инвестиций;

- совершенствование и развитие  инфраструктуры и поддержки предпринимательства  (центры поддержки, «инкубаторы»  предпринимательства, инновационные  центры, технопарки, венчурные фонды,  общества взаимного кредитования  и страхования, а также другие  инновационно-инвестиционные структуры);

- формирование разветвленной системы  подготовки переподготовки кадров  для предпринимательских структур, использования для этих целей  потенциала высших и средних  специальных учебных заведений  страны.

Предпосылки к росту производственной активности малых и средних предприятий  могут быть реализованы при скорейшем  переходе на нетрадиционные формы привлечения  инвестиций, обеспечивающие перелив  капитала, накопленного в сфере услуг  и торговли. При этом должна быть обеспечена ориентация, прежде всего, на освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий, а также на создание благоприятных условий технологического и организационного обновления производства.

В республике должно предусматриваться  дальнейшее совершенствование системы  налоговых льгот и льгот по бюджетным и банковским кредитам и других мер по формированию стартового капитала вновь создаваемых предпринимательских  структур, а также по увеличению накоплений для самофинансирования инвестиционных решения на действующих  предприятиях, в том числе и  в сфере бытовых услуг населению.

Основная проблема руководителей  и других работников малых и средних  предприятий - это отсутствие фундаментальных  знаний в области стратегического  управления на производстве, что влияет на снижение конкурентоспособности  белорусских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Одним из условий успешного развития предпринимательского сектора Беларуси может стать организация специального переобучения предпринимательских  кадров для формирования необходимого профессионализма в условиях реформирования экономики страны.

Для активизации малого предпринимательства  необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий  уровень его государственной  поддержки.

Государственная политика в этой сфере  должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий  устойчивого развития малого бизнеса  на основе совершенствование форм и  методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также  вовлечение в предпринимательскую  деятельность широких слоев населения  и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Деятельность местных органов  власти и управления в этой среде  следует направить на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов  малого предпринимательства при  реализации инвестиционных проектов с  учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Еще одним шагом в направлении  развития малого бизнеса в регионах станет разрешение льготирования кредитов предпринимателям для финансирования проектов малых и средних предприятий  в проблемных городах. Это также  позволит увеличить количество новых  рабочих мест.

Отметим важность принятия программы  и указов, чтобы предприниматель, инвестор могли рассчитать свой бизнес и инвестиции на долгосрочную перспективу. Кроме того, эти документы не должны иметь обратной силы. В этом случае претензии предпринимателей к власти будут справедливы. Но государство  заинтересовано в стабильном развитии частного бизнеса, поэтому оно будет  стремиться не допустить здесь каких-либо узковедомственных интересов.

Немаловажную роль в расширении производственных возможностей также  будет играть производственная кооперация крупных производственных предприятий  с малыми, позволяющая достичь  высокой эффективности производства благодаря разделению труда, специализации, рациональному использованию имеющихся  производственно-технологических мощностей  и оптимизации использования  всех ресурсов участников кооперационных отношений.

Подчеркнем, что сегодня нужно  критически взглянуть, где существуют недоработки, где необходимо существенно  поднять планку, с тем чтобы успешно решать непростые задачи, а также своевременно принять дополнительные стимулирующие меры для обеспечения максимально высоких темпов роста экономики и развития социальной сферы в регионах. Масштабность стоящих задач требует самого тесного конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней власти, общественных организаций и населения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие  выводы.

Концепция государственной политики в отношении бизнеса должна претерпевать корректировку, базирующуюся на принципах  всемерной его поддержки и  осуществляться с учетом реально  складывающейся экономической конъюнктуры. Введение упрощенной системы налогообложения  является серьезным реальным шагом  государства по развитию сферы частного бизнеса в Беларуси, созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах, возрождению малых городов и  сельских населенных пунктов.

Главной целью финансовой политики государства в отношении предпринимательства  должно быть устранение неблагоприятного положения малых предприятий  на рынке кредитных ресурсов в  силу их недостаточной финансовой устойчивости и кредитоспособности, а также  целевое финансирование высоко эффективных программ и проектов, позволяющее раскрыть внутренний потенциал малых предприятий.

Анализ сфер деятельности малых  предприятий показал, что малый  бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную  отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком, данная позиция обусловлена особенностями  и функциями малого предприятия. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при  взаимодействии с крупными предприятиями  и, наоборот, это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

В настоящее время малые предприятия  представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Информация о работе Предпринимательская деятельность как предмет предпринимательского-хозяйственного права