Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:22, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности;
3) провести анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ……………………………………………………………………………….5
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие………………5
1.2 Функции предпринимательства……………………………………….9
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе…………………12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..15
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения………………………………………………………...15
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь……..22
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………41
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009 г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,4%.
По состоянию на 1 мая 2009
г. в республике состоит на учете
70101 субъект малого предпринимательства
- юридических лиц. По сравнению с
аналогичным периодом 2008 г. количество
юридических лиц - субъектов малого
предпринимательства
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц - 13,5%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.
По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%). Сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).
Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.06.2009 г. представлена данными таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Региональная
Число малых предприятий |
Количество индивидуальных предпринимателей | |||
единиц |
в % к итогу |
единиц |
в % к итогу | |
Республика Беларусь |
70627 |
100,0 |
217283 |
100,0 |
области: | ||||
Брестская |
6998 |
9,9 |
34195 |
15,7 |
Витебская |
6557 |
9,3 |
29624 |
13,6 |
Гомельская |
6895 |
9,8 |
29818 |
13,7 |
Гродненская |
5372 |
7,6 |
26370 |
12,1 |
г. Минск |
27866 |
39,5 |
46849 |
21,6 |
Минская |
11122 |
15,7 |
28465 |
13,2 |
Могилевская |
5817 |
8,2 |
21962 |
10,1 |
Примечание - Источник: [14]
По состоянию на 1 июля 2009 г. по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в республике состоит на учете 72204 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11634 (или на 19,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 5784 (или на 8,7%) .
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 216411 человек. К уровню 1 июля 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1107 человек (или 0,5%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 827 человек (или на 0,4 %). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 6 месяцев 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,2%, от индивидуальных предпринимателей - 2,5%.
3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности [14].
В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:
Декрет Президента Республики Беларусь
от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании
производства и реализации товаров
(работ, услуг)“. Названный Декрет принят
в целях активизации
Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [14].
Указ Президента Республики Беларусь
от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и
условиях продажи юридическим лицам
предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций“ Нормами этого Указа
предусмотрена продажа
При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину;
Указ Президента Республики Беларусь
от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу
с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо
месячных введены квартальные сроки
представления налоговых
Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:
- стоимость объектов
- прибыль организаций, доходы
индивидуальных
- строительство и (или)
Банкам, уполномоченным обслуживать
государственные программы, предложено
предоставлять кредиты
Программа государственной поддержки
малого предпринимательства в
Перспективы развития предпринимательства
определяется, прежде всего, проводимой
в стране политикой по отношению
к негосударственным формам собственности.
По сути, к частным предприятиям
относятся терпимо в силу их очевидной
нужности для насыщения рынка
потребительскими товарами и снижения
уровня безработицы. В то же время
руководящие органы должны сознавать,
что на предпринимателей целесообразнее
воздействовать экономическими, а не
административными методами. Попытки
волевого руководства развитием
предпринимательства приводят к
перемещению
Наиболее актуальными задачами
развития малого предпринимательства
на ближайшую перспективу
- применение заявительного
- сокращение числа
- гарантия упрощенного
- гарантия сохранения уровня
налогообложения
- расширение сети финансовых
институтов, осуществляющих кредитование
малых предприятий на льготных
условиях, таких как пониженный
процент, более
- активизация государственной
поддержки субъектов малого
- создание системы
- повышение достоверной
Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 21 января 2009 г.
№ 65 утверждена Программа государственной
поддержки малого предпринимательства
в Республике Беларусь на 2009 год. Мероприятия
Программы направлены на дальнейшее
формирование благоприятных условий
для устойчивого развития малого
предпринимательства на основе совершенствования
форм и методов государственной
поддержки данного сектора
Программа предусматривает:
- совершенствование
- финансовую поддержку
- совершенствование
- развитие производственной