Предпринимательская деятельность на рынке финансовых улуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий. Коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в казахстанской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.

Файлы: 1 файл

к.работа.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

1) рынок кредитов;

2) рынок ценных бумаг;

3) валютный рынок.

Место финансовых рынков в  современной рыночной экономике  трудно переоценить. Уровень производства, ВВП, инфляции, инвестиций в различные  финансовые инструменты и основные фонды и т.д. - это взаимозависимые  и взаимообуславливаемые экономические  процессы. Руководитель предприятия, принимающий  решение направить свободные  денежные средства на покупку дополнительного  сырья в расчете на дальнейшее их подорожание, создает предпосылки  для изменения спроса на определенный вид товара, что, в свою очередь, может  привести к повышению уровня цен  и инфляции в целом. Покупка СКВ  участниками ранка уменьшает  золотовалютные резервы Центрального банка. Инвестирование свободных денежных средств в новое оборудование, корпоративные или государственные  ценные бумаги выразится в увеличении объемов инвестиций в основной капитал, росте стоимости акций и снижении доходности государственных ценных бумаг соответственно. Покупка предприятием нового оборудования позволит предпринимателю  увеличить выпуск продукции, нарастить  объемы продаж, создать дополнительное предложение товаров на рынке и новые рабочие места. Если данный продукт идет на экспорт, то при постоянном уровне импорта увеличатся золотовалютные резервы. Инвестирование средств в корпоративные ценные бумаги вызовет рост цен на данный финансовый инструмент и увеличит капитализацию конкретных предприятий. За счет этого они смогут привлечь необходимые инвестиции и в конечном счете увеличить предложение своей продукции на рынке, а это - рост производства в целом и ВВП в частности. Инвестирование финансовых ресурсов в государственные ценные бумаги снижает доходность по ним и ведет к общему удешевлению заемных средств в целом. Обслуживание государственного долга станет менее дорогим и государство получит реальную возможность больше средств направлять на социальные выплаты гражданам, что, в свою очередь, вызовет дополнительное потребление товаров и услуг с вытекающими отсюда положительными последствиями. Снижение доходности по государственным ценным бумагам участники рынка воспримут как сигнал снижения уровня инфляции в стране. Как следствие, многие инвестиционные средства переориентируются на производство товаров и услуг.

 

 

    1. Структура и виды финансового рынка

 

Познание рынка как  экономической категории невозможно без глубокого анализа его  структуры, то есть элементов, из которых  он состоит, и которые взаимодействуют  между собой. Для этого следует  избрать критерий, за которым можно  размежевать элементы рынка. Таких  критериев может быть много, поскольку  рынок является сложным и багатоманитним образованием экономической жизни. Наиболее распространенным является рассмотрение структуры рынка с точки зрения экономического назначения объектов рыночных отношений: [4]

1) товарный рынок: рынок  предметов потребления и услуг,  рынок средств производства, рынок  научно-технических разработок;

2) финансовый рынок: рынок  инвестиций, рынок ценных бумаг,  валютный рынок; 

3) рынок труда; 

Каждый из названных рынков очень разнообразный и в свою очередь разделяется на рынки  обуви, рынки косметики но др., что  существуют внутри рынка предметов  потребления; рынки машин, станков  и тому подобное - рынку средств  производства. Рыночная экономика состоит  из большого количества отдельных рынков. Каждый товар или услуга имеет  свой рынок. Существует и такой критерий разграничения рынка, как степень  зрелости рыночных отношений: развитой рынок; рынок, который формируется; рынки с разной степенью ограничения  конкуренции: монопольный, олигопольный. Рынок можно характеризовать в соответствии с действующим законодательством: легальный (официальный), нелегальный (теневой, черный). Структура рынка может быть охарактеризована по административно-территориальному признаку: местный, отдельных территорий, страны (внутренний), мировой (внешний). Каждый вид рынка имеет свои особенности. Все они системно взаимоувязываются и органично взаимодействуют: если происходят нарушения в одном из них, то это вызывает перебои в работе других рынков и системы в целом.

Рассмотрим содержание отдельных  видов рынка. Рынок предметов  потребления и услуг. Рынок потребительских  товаров и услуг являет собой  сферу обращения, с помощью которой  реализуются товары народного потребления  и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей разных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Услуга - это особенная потребительская  стоимость, которая удовлетворяет  определенные потребности человека. Особенностью услуги как товару (в  сравнении с обычным товаром, воплощенным в вещи) есть то, что  она полезна не как вещь, а как  деятельность. Поэтому потребление  услуги совпадает с процессом  ее создания, с деятельностью, а их невозможно накапливать, транспортировать. Составными элементами рынка предметов  потребления является производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники и тому подобное) и  текущего потребления. Данный рынок  наиболее склонен к колебанию  спроса и предложения денежного  оборота, инфляции. Этот рынок непосредственно  влияет на благоустройство нации. Для  функционирования рынка товаров  и услуг нужная развитая гуртовая и розничная торговля. В пределах потребительских товаров и услуг  нужно выделить рынок продовольственных  товаров и рынок промышленных или непродовольственных товаров. Каждый из них владеет собственной  спецификой как разных сфер, которые  выпускают товары и услуги, так  и способами и формами их продвижения  от производителей к потребителям. Главным условием расширения рынка  услуг в Украине является рост производительности труда в сфере  материального производства, насыщения  рынка товарами широкого потребления, которое даст возможность увеличить  занятость в сфере невещественного  производства, значительно расширить  ассортимент платных и бесплатных услуг для населения. Кроме этого, важными условиями роста объема рынка услуг является повышение  реальной заработной платы, формирования полноценного рынка рабочей силы и другие факторы. Рынок средств  производства. Свобода экономической  деятельности хозяйничающих субъектов, их самостоятельность зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления цен на нее, заключение договоров. Предпринимательство  существует лишь тогда, когда каждое юридическое или физическое лицо имеет возможность свободно приобрести любые средства производства. В рынке  средств производства выделяют рынок  средств труда и рынок предметов  труда. Рынок средств труда разделяется  на рынок нового и употребимого оборудования, а также рынок специфического оборудования, которое изготовляется  на индивидуальные заказы. [5]

Для создания широкомасштабного  и высокоэффективного рынка средств  производства в Украине должны состояться коренные превращения и как можно  более быстрый переход к свободной  торговле средствами производства, где  бы ее субъектами были разные владельцы, то есть необходимо обеспечить реальный плюрализм форм собственности. Это  обусловит формирование конкурентной среды, создаст стимулы для нововведений, массового обновления основных производственных фондов. Кроме того, нужна активная амортизационная политика государства, следует предоставлять налоговые, кредитные льготы тем предприятиям, которые внедряют новую технику. Финансовый рынок - это определенная совокупность экономических отношений  по поводу организации и покупки-продажи  свободных денежных средств и  их превращения на денежный капитал. Субъектами этих отношений являются предприятия разных форм собственности, населения, коммерческие банки, финансово-кредитные  организации, и др. Объектами финансового рынка являются особенности сбережения населения, временно свободные средства, которые образуются в процессе оборота промышленного и торгового капитала но др. Финансовый рынок включает: рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютный рынок. К рынку капиталов относят прежде всего товары и услуги производственного назначения или такие товары и услуги, которые непосредственно не предназначаются для удовлетворения потребностей населения, а непрямым чином (через поставку оборудования, машин, технологии, сырье, материалы) направленные на решение заданий из удовлетворения потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерное постоянство и долгосрочность производственных связей, великомасштабность коммерческих операций, поскольку, как правило, с этим рынком связано решение проблем инвестиций или капитальных вложений. Поскольку конкуренция стимулирует активное внедрение новой техники и технологии, разработку новых моделей товаров, повышения их качества, предприятия нуждаются во все новых инвестициях. Важным их источником является кредит, который предоставляется в виде ссуды и являет собой необходимый компонент финансового рынка - кредитный рынок. Кредитный рынок является системой отношений между ссудодателями и заемщиками по поводу ссуды в товарной или денежной форме. Субъектами кредитного рынка выступают юридические лица (предприятия, организации, банки, государство) через свои полноправные органы, а также физические лица (граждане). Рынок ценных бумаг является прямым продолжением кредитного рынка. Ценные бумаги - это денежные документы, которые определяют взаимоотношения между субъектами, что их выпустили и теми, кто приобрел их. Они предусматривают выплату доходу в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и других прав, предусмотренных настоящими документами, лицам, которые являются их владельцами. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке осуществляется продажа новых бумаг после их эмиссии (выпуску). Вторичный рынок ценных бумаг, на котором вращающиеся раньше выпущенные акции и облигации, то есть осуществляется их перепродажа, обслуживается фондовой биржей. Валютный рынок - это такой специфический рынок, где предметом покупки-продажи являются разные национальные валюты. Его функционирование предопределенно развитием внешнеэкономических связей между разными странами и необходимостью взаимных расчетов. С точки зрения организационных отношений этот рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран, в виде валютных бирж. Важнейшими для мировых валютных операций Нью-йоркская, Лондонская, Парижская и Токийская валютные биржи. Практика функционирования рыночной системы свидетельствует, что запрещение осуществлять валютные операции всем участникам экономической жизни приводит до формирования черного или так называемых параллельных рынков валюты, на которых курсы валют отклоняются от официальных курсов. Рынок труда - это саморегульована система распределения рабочей силы со специфическими факторами конкуренции между ее владельцами за наиболее выгодные условия и оплату труда, а также между работодателями - за привлечение наиболее квалифицированной рабочей силы. Субъектами отношений на рынке труда выступают владельцы предприятий (работодатели) - "покупатели" и отдельные личности - "продавцы". Рынок труда выполняет такие функции: [6]

1) оценивает полезность (потребительскую  стоимость) и ценность (стоимость)  рабочей силы, то есть того  или другого вида труда; 

2) регулирует спрос и  предложение труда, распределяет  рабочую силу между отраслями  экономики и регионами страны.

Функционально организационная  структура рынка труда включает у себя принципы государственной  политики в отрасли занятости, правовую регуляцию трудовых отношений, систему  подготовки кадров, систему найма, систему  переподготовки и переквалификации рабочих, которую осуществляют биржи  труда.

Рынок информации - это совокупность экономических отношений по поводу сбора, проработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит  правильность принятого решения. Информация является редким благом, для получения  которого нужны определенные расходы. Между производителем и потребителем на рынке информации есть посредники, основное задание которых - сбор и  продажа информации. Эти рынки  отличаются один от другого степенью осведомленности и возможности  реальных действий таких посредников  в реализации товаров и услуг.

Важным элементом рынка  информации является информация о конкурентах. Средством сбора соответствующей  информации является пересмотр профессиональных журналов, встречи со специалистами, приглашение консультантов и  тому подобное. Особенностью такого товара как информация есть то, что засекреченная, малоизвестная информация стоит  дорого, ведь "кто владеет информацией - владеет миром" и "любая монополия  начинается с монополии на информацию", а информация известна всем не стоит ничего. Этот товар не имеет второй свежести.

 

 

2.3 Финансовое предпринимательство  и финансовые услуги

 

Финансовое предпринимательство  является разновидностью коммерческого  предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический  товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли. С переходом  к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают  коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели. Поскольку финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской  сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что  товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг  и маркетинговой деятельности. Последняя  связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным  обладателем "финансового товара" может быть сам предприниматель (им ранее были накоплены деньги, валюта, ценные бумаги). Он выступает  как бы в роли продавца или ростовщика, предоставляющего деньги, валюту и  другое потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент. Еще одной формой финансового  предпринимательства является своеобразная эмиссия ценных бумаг, таких, как  собственные акции, облигации, кредитные  билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Ценные бумаги предприниматель продает, размещает  при определенных условиях и обязательствах о качестве "финансового товара". Эту форму предпринимательства  ведут, как правило, предприятия, банки, а не отдельные предприниматели. Наиболее распространенной формой является покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Смысл ее состоит в том, что  предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму (Дф), а затем продает их другому  покупателю за большую сумму (Дв) (разница  между Дв и Дф дает доход). Если у  предпринимателя нет денег для  покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит либо обращается в банк за кредитом (Дк). Финансовое предпринимательство, как никакой  другой вид предпринимательства, нуждается  в наличии достоверной информации, в обеспечении вычислительной и  организационной техникой. За все  предприниматель должен платить  сам. При проведении финансово-кредитной  сделки он предоставляет потребителю  свои деньги, валюту, ценные бумаги в  долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму  на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделить проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за покупателя. Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет не менее 5% объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках этот процент повышается до 10-15%.

Финансовые услуги.

Финансовые услуги — это  услуги финансового посредничества, а часто, и/или кредита. Примерами  организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2009 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %

Банковские услуги. Основная статья: Банковские услуги. Как правило, во всех странах особым образом регулируются ряд финансовых услуг право совершения которых принадлежит только банкам. К этим услугами относятся

  1. привлечение денежных средств во вклады; [7]
  2. Расчётно-кассовое обслуживание;
  3. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
  4. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  5. выдача банковских гарантий;

Существуют финансовые услуги, которые предоставляются не только банками:

  1. Кредитование (включая жилищное кредитование или ипотеку);
  2. Факторинг;
  3. Форфейтинг;
  4. Денежные переводы.

Существует также понятие  микрофинансирования и микрофинансовых  услуг (микрокредитования , микрострахования и т. п.). Эти услуги оказываются в развивающихся и отсталых странах людям, которые по своему бедственному материальному положению не могут претендовать на обычные финансовые услуги.

- Инвестиционно-банковские  услуги

- Основная статья: Инвестиционный  банк

- Управление активами

- Управление крупным частным  капиталом

- Доверительное управление  финансовыми ресурсами

- Депозитарные услуги

- Брокерские услуги

- Финансовое консультирование

- Оценка собственности  [править]

- Страховые услуги

- Основная статья: Страхование

- Страховые брокерские  услуги

- Страхование

- Перестрахование [править]

- Прочее

- Лизинговые услуги

- Биржевые услуги

Информация о работе Предпринимательская деятельность на рынке финансовых улуг