Предпринимательская деятельность на рынке финансовых улуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий. Коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в казахстанской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.

Файлы: 1 файл

к.работа.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

- Рейтинговые услуги

Управление активами (инвестиционный менеджмент) - профессиональное управление различными типами ценных бумаг (акциями, облигациями и т. д.) и другими активами (например, недвижимостью), целью которого является получение прибыли инвесторами. Инвесторами в данном случае могут выступать как компании (страховые компании, пенсионные фонды, корпорации и т. д.), так и частные инвесторы (непосредственно или с помощью коллективного инвестирования).

Обзор индустрии:

Управление активами - большая и важная глобальная индустрия, распоряжающаяся активами, общей стоимостью в триллионы долларов. Управление активами как бизнес включает в себя такие аспекты как поиск профессиональных инвестиционных менеджеров, исследования (отдельных активов и их классов), проведение торговых операций, маркетинг, внутренний аудит и подготовку отчетов для клиентов. Крупнейшими инвестиционными менеджерами являются компании со сложной структурой, соответствующей размеру контролируемых ими активов. Помимо инвесторов и управленцев активами, в работе компании-менеджера также задействованы сотрудники, следящие за соблюдением законодательных требований, внутренние аудиторы, финансовые ревизоры, компьютерные специалисты и сотрудники бэк-офиса. Среди проблем ведения подобного бизнеса можно выделить основные:

- доход непосредственно связан с валюциями рынка.

- выдающуюся доходность  тяжело поддерживать на неизменном  уровне, и крупные доли фонда  могут быть изъяты клиентами  в периоды понижения доходности.

- компании приходится  нести высокие расходы, связанные  с наймом успешных управленцев  активами.

- доходность фонда в  наибольшей степени зависит от  способностей управленцев активами, однако клиенты больше склонны  верить в какой-либо уникальный  концепт инвестирования и внутреннюю  дисциплину компании, чем в способности  нескольких человек, занимающихся  распределением активов.

- многие успешные аналитики,  работая в сфере управления  активами, накапливают достаточно  средств, чтобы в будущем покинуть  компанию и зарабатывать управлением  собственных активов. [8]

Наиболее успешными в  мире инвестиционными компаниями являются те компании, которые смогли физически  и психологически отделиться от банков и страховых компаний. Лучшие результаты и наиболее успешные бизнес-стратегии (в этой области) обычно принадлежат именно независимым инвестиционным компаниям.

Депозитарная деятельность - финансовые услуги, связанные с хранением сертификатов ценных бумаг, и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, называется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор, регулирующий их отношения, именуется депозитарным (или договором о счете депо). Депозитарий выполняет достаточно много операций, но среди них можно выделить следующий ключевые:

Услуги по хранению сертификатов ценных бумаг - Ценные бумаги могут храниться в хранилище депозитария, возможно также ведение учета ценных бумаг в нематериальном виде в виде записей в электронных реестрах.

Услуги по учету прав на ценные бумаги. Передача ценных бумаг  на хранение депозитарию не означает переход к депозитарию прав собственности  на данные ценные бумаги.

Расчеты по сделкам с ценными бумагами - осуществление операций на биржевом и внебиржевом рынке.

Услуги по выплате дивидендов - Начисления и выплаты дивидендов, уплата налога на доход.

Прочие услуги - депозитарии также предлагают и другие услуги, включая кредитование ценными бумагами, осуществление сделок РЕПО, информационные услуги и др. Депозитарий обязан обеспечить сохранность ценных бумаг или прав на ценные бумаги и действовать исключительно в интересах депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами, управлять ими или совершать с ними какие-либо операции. В связи с тем, что находящиеся на хранении у депозитария ценные бумаги не являются его собственностью, на них не может быть обращено взыскание по его обязательствам. Депозитарную деятельность, возможно совмещать с другими видами деятельности:

- брокерская деятельность

- дилерская деятельность

- деятельность по управлению  ценными бумагами

- деятельность по определению  взаимных обязательств (клиринг). [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы регулирования финансовых услуг

 

Развитие финансовых рынков играет особую роль в развивающейся  рыночной экономике. Так, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям значительно расширить  круг источников финансирования, не ограничиваясь  бюджетными средствами, самофинансированием  и банковскими кредитами. Мировой  опыт показывает, что в конце ХХ столетия именно фондовый рынок стал основным источником инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах. Рынок ценных бумаг, обеспечивая  превращение сбережений в инвестиции и перелив финансовых ресурсов между  секторами экономики, в решающей мере способствует экономическому росту  и повышению благосостояния населения. Регулирование является важнейшей  составляющей финансовых рынков. Регулирование  финансовых рынков в различных странах  мира функционирует, как правило, в  рамках двух различных моделей.

Первая предполагает регулирование  преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть  полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передается объединениям профессиональных участников рынка – саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции). Вторая подразумевает  передачу максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям. При этом государство сохраняет  за собой основные контрольные функции  и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (Великобритания). В преобладающем  большинстве стран степень централизации  и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. При этом структура государственных  органов, регулирующих рынок, зависит  от модели рынка, принятой в той или  иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США - штатам, в Германии – землям). Общей тенденцией в мировой практике регулирования финансового рынка является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками – более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора (в случае его образования). Исключением из общего правила является Швейцария, которая не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам). Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке, регулирующий орган берет на себя функцию организации отношений на рынке. Во многих случаях это подразумевает жесткую систему допуска организаций или физических лиц к работе на фондовом рынке. Таким органом является в США Комиссия по ценным бумагам. В соответствии с действующим порядком на нее возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка, деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение реестров акционеров, а также брокерской дилерской, депозитарной, клиринговой и деятельности по организации торговли ценными бумагами. В частности, Комиссия квалифицирует работу на организованном фондовом рынке как исключительный вид деятельности и ограничивает доступ таких организаций как коммерческие банки, промышленные и торговые предприятия лишь возможностью работать через брокерские компании. Помимо центрального органа в США важнейшую роль в регулировании фондового рынка играют саморегулирующие организации (такие как все биржи, Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке. Их решения не являются обязывающими, но способны значительно ограничить доступ к рынку и даже лишить участника профессиональной квалификации, наличие которой является необходимым требованием Комиссии по ценным бумагам. Деятельность саморегулирующих организаций в Великобритании была подвергнута критике из-за попыток нанести ущерб интересам инвесторов, и сейчас работа на фондовом рынке в стране регулируется в основном государством.    Необходимо отметить, что кроме профессиональных участников фондового рынка на нем работает большое число институциональных инвесторов, обладающих значительными финансовыми ресурсами, которые, попадая на рынок, во многом определяют ситуацию на нем. К таким участникам можно отнести банки, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. В Германии традиционно основными действующими лицами на финансовых рынках являются коммерческие банки. Они оказывают значительное влияние на работу фондового рынка, и сами могут предоставлять брокерские услуги на фондовом рынке и пользоваться привилегированным положением и брокера и инвестора одновременно. Следует, однако, отметить, что нарушений этического характера со стороны банков в Германии отмечено намного меньше, чем в США и Великобритании. Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. Лучшие из них представляют собой “золотую середину” между жестким централизованным управлением и коллегиальным регулированием профессиональными организациями. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к органу регулирования и объем обращающегося на этом рынке капитала. Финансовый кризис 1998 года особенно остро выявил следующие недостатки отечественного рынка ценных бумаг:

1) ориентация участников  рынка на получение спекулятивного  дохода и отсутствие заинтересованности  в долгосрочных вложениях; 

2) отсутствие на рынке  российских институциональных инвесторов  и крайне незначительные масштабы  участия индивидуальных инвесторов; 3) концентрация операций;

4) узкий круг эмитентов,  чьи бумаги котируются на рынке; 

5) слабая координация деятельности государственных органов регулирования фондового рынка;

6) существенные пробелы  и противоречия в нормативно-правовой  базе функционирования фондового  рынка. [10]

Весь опыт 90-х г.г. показывает, что подход, основанный на идее "самоформирования" рынка, и ограничения роли государства  защитой прав инвесторов, раскрытием информации, созданием правил "игры" и контролем за их исполнением, которого придерживались регуляторы рынка, приводит к невыполнению рынком своих базовых  задач, к деформациям организации  рынка, к огромным значениям рыночного  риска. В период глубоких структурных  преобразований необходимо повышение  роли государства в регулировании  фондового рынка.

Однако повышение роли государства состоит не в создании излишней регулятивной инфраструктуры, а в поэтапном строительстве  рынка вместе с профессиональным сообществом, стимулировании его развития и формировании его направленности на инвестиции в реальный сектор. Работа должна быть подчинена целям финансирования экономического роста через рынок  ценных бумаг. Конечным результатом работы должно считаться количество привлеченных через рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор экономики. В последнее время произошло некоторое усиление полномочий , дающее ей возможность осуществления нормальной деятельности. Эти процессы должны сопровождаться наращиванием ответственности за реализацию этих полномочий.

Кодекс корпоративного поведения  носит рекомендательный характер. В настоящее время идет дискуссия, стоит ли его сделать обязательным нормативным документом. Среди аналогичных национальных документов в мире 76% носят рекомендательный характер, 24% кодексов являются обязательными , в частности, рекомендовало организаторам торговли на рынке ценных бумаг, фондовым биржам предусматривать в правилах допуска ценных бумаг к обращению на рынке, в качестве одного из условий, представление эмитентами ценных бумаг информации о следовании положениям Кодекса корпоративного поведения. Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для Казахстана тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям, биржам, различным участникам рынка. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка - на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости. Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. [11]

Эффективность саморегулируемых организаций зависит от их умения учитывать и отражать интересы сообщества участников рынка. Цель саморегулируемой организации должна состоять о том, чтобы на рынке работали только достойные, только цивилизованные участники. Не потому, что все те, кто не соответствуют  стандартам, оказываются изгоями, а  потому, что достойные подтягивают  их до своего уровня. Чтобы саморегулируемые организации жили и развивались, они должны не только заботиться о  своих участниках, но и о рынке  в целом, не изгонять нарушителей, а  воспитывать их, помогая государству  совершенствовать законы и правила, исключающие повторение нарушений. В настоящее время начата дискуссия по подготовленному проекту закона "О саморегулируемых организациях". Наряду с реформированием процессов регулирования финансовых рынков в настоящее время необходимы также организационные изменения, такие как введение стратегического планирования (ежегодные Основные направления государственной политики на рынке ценных бумаг, создание Национального совета по финансовому рынку финансовых рынках .Данная модель применяется на крупнейших мировых рынках - в Великобритании, Японии и Южной Корее. Так, в Великобритании все финансовые рынки, включая рынок кредитных услуг, страховой рынок, срочный рынок и т.д. регулируется законом о финансовых услугах (Financial Services Act) и единым мегарегулятором - Агентством по финансовым услугам ( Financial Services Authority). Данная модель создает унифицированные условия деятельности этих рынков. Предлагается слить существующие регуляторы - Министерство финансов (страховая деятельность), Центральный банк (регулирование банков), Комиссию по негосударственным пенсионным фондам. Вместе с тем, многим участникам дискуссии эта концепция представляется как несоответствующая российским условиям. В Казахстане еще не сформировались финансовые конгломераты, кроме того велика вероятность ослабления совокупных ресурсов регуляторов.

В этой связи, важное значение приобретает разработка долгосрочной программы развития финансового  рынка, принятой на правительственном  уровне и жестко увязанной с основными  направлениями развития всей экономики  страны. В рамках этой программы  должна быть продумана система государственного регулирования финансового рынка  в целом, а также предусмотрено разделение функций по регулированию финансового рынка. Только в этом случае к российским финансовым инструментам появится доверие со стороны отечественных инвесторов. Одно из направлений совершенствования регулирования финансовой системы - создание качественно нового законодательства в сфере инвестиций, финансового рынка и финансовых услуг.

Основные недостатки действующего законодательства можно свести к  следующему перечню:

1) отсутствие ясных целей  и приоритетов в законотворчестве  о ценных бумагах и финансовых  рынках, не позволяющих в полной  мере использовать финансовое  законодательство в целях экономического  роста и повышения эффективности  функционирования всех элементов  финансовой системы; 

2) разрозненность, дублирование  и противоречивость правовых  норм, посвященных различным сегментам  финансового рынка, отсутствие  единого понятийного аппарата, унифицированных  требований к участникам финансового  рынка и единых подходов к  регулированию однотипных проблем,  возникающих в разных частях  финансовой системы; 

3) неспособность реализованной  в законодательстве модели управления  финансовым рынком, основанной на  множественности регуляторов и  методов регулирования, эффективно  управлять рисками в условиях  универсализации деятельности компаний, усложнения финансовых инструментов  и “взаимопереплетения” рисков, характерных для разных видов  деятельности;

4) игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, схем коллективных инвестиций и эмитентов ценных бумаг;

5) дисбаланс между требованиями  законодательства и возможностью  их исполнения, установление заведомо  неисполнимых требований к участникам  финансового рынка, непоследовательность  и противоречивость системы делегирования  полномочий государственной власти  саморегулируемым организациям  и профессиональным объединениям  профессиональных участников финансового  рынка, эмитентов и инвесторов  норм в развитии законодательства  других стран , требований международных  стандартов в сфере финансового  рынка и сложившихся на глобальных  рынках правил и обычаев делового  оборота; 

6) отсутствие системы  “сдержек и противовесов” при  определении прав, обязанностей  и ответственности органов исполнительной  власти, уполномоченных осуществлять  регулирование и надзор за  различными сегментами финансового  рынка. [12]

В этих условиях целесообразно  подойти к вопросу о модернизации российского законодательства о  финансовом рынке, опираясь на ясное  понимание места финансового  рынка в государственной системе  управления экономикой, целей и приоритетов  его развития, а также качественных и количественных параметров и ориентиров финансового рынка Казахстана на перспективу. За прошедшие годы было опубликовано множество концепций развития финансового рынка, подготовленных государственными органами, саморегулируемыми организациями и непосредственно профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Выделим следующие основные , все еще актуальные предложения, реализация которых позволила бы в ближайшие 2-3 года создать в стране эффективный финансовый рынок, направленный на решение приоритетных проблем, таких как подъем экономики, рост инвестиций и эффективности их использования, обеспечение условий для расширенного воспроизводства сбережений граждан, создание в стране достойной для гражданского общества системы социального обеспечения и социального страхования граждан .

Информация о работе Предпринимательская деятельность на рынке финансовых улуг