Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.
Обнаружение риска невостребованности продукции на стадии ее реализации может привести предпринимательскую организацию к банкротству, так как производство продукции завершено, изменить ничего нельзя, за исключением снижения цены, чтобы хоть как-то возместить потери.
6.2 Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов)
Многочисленные и
Практика показывает, что предприятия в производственной сфере во многом рискуют от ненадлежащего исполнения партнерами договоров, их неплатежеспособности. К внешней причине появления предпринимательского риска в настоящее время следует отнести в первую очередь неспрогнозируемую неплатежеспособность хозяйствующих партнеров. Этот фактор является в украинской экономике определяющим для обеспечения устойчивого положения предприятий в производственной сфере. Неплатежеспособность одного предприятия сказывается на неплатежеспособности других, а также на возможности предприятий (организаций) своевременно выдать заработную плату, что влияет на платежеспособность рядовых покупателей.
Риски по хозяйственным договорам (контрактам), как показывает анализ результатов заключения и исполнения договоров, включают следующие виды рисков:
1. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров. Этот риск может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера. Данный риск имеет место как из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или покупателя) на конкурирующие фирмы (покупателя или поставщика), которые могут предложить лучшие условия сделки или просто быть более оперативными и готовыми оформить размещение заказа, могут располагать более активными и профессиональными посредниками, так и из-за ухудшения рыночной конъюнктуры для партнера, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.
Для снижения риска в данной ситуации предпринимательской организации следует составлять протокол о намерениях, в котором определяется срок, в течение которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения и указывается размер материальной ответственности сторон в случае отказа от подписания контракта.
2. Риск заключения
предпринимательской фирмой
3. Риск вхождения в
договорные отношения с
Для избежания подобных
потерь предпринимательским
4. Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств, который заключается в возможности появления потерь производителя, связанных с нарушением графиков поставок, выполнения работ партнерами. Задержки выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции).
5. Риск нанесения ущерба
третьим лицам, который включае
6. Риск заключения контрактов на объемы текущего снабжения производства, не обеспеченные сбытом готовой продукции. Данный риск взаимосвязан с риском невостребованное™ продукции и заключается в том, что производственная фирма вынуждена была заказать сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты в количествах больших, чем требуется для изготовления готовой продукции в объеме, который удастся реализовать. В итоге производитель, использовав все закупленные ресурсы и изготовив продукции в объеме большем, чем объем, который распределен по договорам закупки, подвергается возникновению риска невостребованно-сти продукции либо сократит объем производства, не использовав в срок закупленные ресурсы в полном объеме. Но и в первом, и во втором случае средства производственной фирмы будут омертвлены, потеряют ликвидную форму, что ухудшит ее финансовое положение. Производитель может отказаться от получения части заказанного количества ресурсов, однако это повлечет за собой определенную материальную ответственность за нарушение контрактных обязательств.
6.3 Риски усиления конкуренции
Причин возникновения в процессе деятельности производственной фирмы риска усиления конкуренции множество, приведем основные, на которые фирмам следует обращать внимание в первую очередь. К ним относятся следующие:
• утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
• несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или наличие неверной информации о конкурентах;
• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
• недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции;
• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;
• появление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
• появление местных новых фирм-конкурентов;
• экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
Данная причина вероятнее всего возникает в том случае, если условия экспорта изменяются в благоприятную сторону для зарубежных производителей, что создает для них хорошие мотивы для выхода на локальный рынок.
Кроме вышеперечисленных
существуют и другие причины, влияющие
на уровень конкуренции в
Конкуренция — соперничество в достижении своих целей — остается основной формой борьбы производственных фирм за покупателя. В конкурентной борьбе используются ценовые и неценовые методы. Ценовая конкуренция основывается на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества производимой продукции. Используется на рынке и скрытая ценовая конкуренция, когда по такой же, как у конкурирующей фирмы, цене продается продукция более высокого качества. Разновидностью скрытой ценовой конкуренции является сокращение издержек потребления: более высокая экономичность в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия и т. п., атак-же за счет расширения комплекса предоставляемых услуг.
Неценовая конкуренция
предполагает изменение свойств
продукции, придание ей качественно
новых свойств, создание улучшенных
аналогов производимой продукции, повышение
потребительских свойств
Существуют и другие методы конкурентной борьбы, такие, как функциональная конкуренция, которая заключается в том, что некоторые потребности потенциального покупателя можно удовлетворить разнообразными способами. Из-за наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по некоторым важным характеристикам, возникает видовая конкуренция. Скоростная конкуренция основана на быстром изготовлении заказов по той же цене.
В последнее время в экономической литературе появилось такое понятие, как «новая конкуренция»'. Характерные черты новой конкуренции — это неценовые факторы и предельное сокращение времени на создание новинок. Качество товара в данном случае рассматривается в первую очередь с точки зрения будущих потребителей, а не вытекает из технологических или иных возможностей производителя. Подобная позиция основывается на концепции маркетинга, главный принцип которого — «производить то, что продается, а не продавать то, что производится».
Выбор стратегии конкурентной борьбы осуществляется производственными предпринимательскими организациями в зависимости от их финансовых и производственных возможностей, завоеванного на рынке положения и поставленных целей. Чтобы обойти конкурента, предприятиям можно порекомендовать некоторые приемы:
• при наличии равного положения с конкурентами добивайтесь внедрения даже незначительных новшеств — это уже может быть началом вашего долговременного успеха;
• тщательно охраняйте коммерческую тайну, особенно в части ведения дел и положения на рынке;
• умейте определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества;
• помните, что в условиях конкуренции рост объема продаж — самый важный показатель, основной критерий эффективности вашей хозяйственной деятельности;
• умейте сокращать сроки отгрузки продукции и увеличивать скорость предоставления услуг;
• концентрируйте свои усилия на создании новых сегментов рынка;
• как можно больше
разнообразьте ассортимент
• постоянно увеличивайте ценность, потребительские свойства своей продукции;
• постоянно совершенствуйте управление фирмой.
II. Практическая часть.
В процессе деятельности у концерна возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учроеждениями. Следовательно возможны следующие виды рисков:
Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин его возникновения можно назвать:
• возможное снижение предполагаемых объемов производства;
• рост материальных и других затрат;
• уплата повышенных отчислений, налогов;
• перспектива неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
• отказ покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
• срыв заключенных соглашений относительно представления займов, инвестиций или кредитов и т.д.
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.