Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:11, курсовая работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов,
приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых
индивидуумами решений
стр.
Введение
4
1. Сущность предпринимательского риска
5
2. Классификация предпринимательских рисков
6
3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
19
4. Управление предпринимательскими рисками
24
5. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
25
Библиографический список
Следующий вид экономического риска — инвестиционный риск, который связан
со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск включает все возможные риски, возникающие при
инвестировании денежных средств.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения
курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и
фактическим осуществлением расчетов по нему. Следует отметить, что
предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также
подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние
рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков.
На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное
влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении
покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы,
услуги) и снижении уровня покупательского спроса.
Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства
из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических
процессов, что приводит к непредвиденным потерям материальных ресурсов,
снижению качества продукции и т.п. Виды рисков в производственном предпринимательстве. Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения продукции, произведенной предпринимательской фирмой. Риск характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по этой причине. Причин возникновения риска невостребованности произведенной продукции может быть много, они могут быть взаимосвязанными и взаимообусловленными. Эти причины с точки зрения условий возникновения можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние причины возникновения риска зависят от деятельности самой
предпринимательской организации, ее подразделений и отдельных работников. К
ним относятся следующие:
• квалификация производственного персонала (работников);
• организация производственного процесса;
• организация снабжения предприятия материальными ресурсами;
• организация сбыта готовой продукции;
• организация рекламы производимой продукции;
• управление предприятием;
• маркетинговые исследования рынка.
Несоответствие уровня квалификации рабочих, других категорий работников в процессе применяемой технологии производства продукции, низкая
технологическая дисциплина, слабый контроль за качеством изготовления
деталей, узлов, сборки может привести к низкому качеству продукции, а
снижение качества произведенной продукции может сказаться на падении спроса
на нее, что приведет к снижению цены продукции, а следовательно, уменьшению
выручки и прибыли, а также к падению репутации предпринимательской фирмы,
снижению ее конкурентоспособности, в результате чего фирма несет и
материальный и моральный ущерб.
Организация производственного процесса может повлиять на уровень риска
невостребованности продукции, так как нарушения в технологическом цикле
опять же приводят к снижению качества производимой продукции, к явному или
скрытому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями наносит не только
экономический, но и моральный вред предпринимательской организации. Возврат
потребителем бракованной продукции приравнивается к невостребованной
продукции, к тому же потребителю необходимо возместить причиненные убытки.
Неритмичность работы подразделений предприятия сказывается на росте издержек
производства и качестве готовых изделий. Внеплановые остановки оборудования
также отражаются на себестоимости и качестве продукции. Очень часто
предприятие для того, чтобы прекратить время простоев, прибегает к
штурмовщине и нарушению технологических процессов, что отрицательно
сказывается на конечных результатах.
Использование физически устаревших основных производственных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. В результате увеличивается время его нахождения в ремонте, снижается качество продукции и повышаются затраты на ее производство, что ведет к удорожанию продукции и снижению спроса на нее.
Причины несоблюдения технологического процесса на предприятии можно
объединить в две группы:
• зависящие от персонала предприятия: низкий уровень управления, ошибки в
планировании, недостаточное знание технологии производства данной продукции,
использование устаревшего оборудования, слабый контроль качества,
применение низкокачественных материалов, сырья, комплектующих изделий,
низкая производственная дисциплина, слабая мотивация работников и др.;
• не зависящие от предприятия: внезапное отключение электроэнергии, перебои в
водоснабжении, аварийные остановки предприятия.
Следующей причиной возникновения риска невостребованное продукции являются перебои в организации снабжения предпринимательской организации
материальными ресурсами, необходимыми для производства продукции. К
материальным ресурсам относятся: основные (сырье) и вспомогательные
(например, реактивы и химикаты) материалы, комплектующие изделия, запасные
части для ремонта оборудования, тара или упаковка, прочие материалы. В
зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и особенностей
производимой продукции материальные ресурсы могут включать в себя и другие
специфические составляющие, влияющие на технический уровень и качество
товаров. Следовательно, на уровень риска невостребованности продукции опосредованно оказывает влияние качество сырья и материалов, их своевременное поступление на предприятие, а также их цена. Замена необходимых материалов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие материалы или дороже, или не соответствуют техническому уровень изготовляемой продукции, что
приводит к увеличению ее цен) и падению спроса на нее даже при улучшении
качества. Непосредственное влияние на уровень риска не востребованности
продукции могут оказывать и другие внутренние факторы.
Риск невостребованности продукции может явиться следствием выбора неудачной организации сети сбыта и систем продвижения продукции к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности канала сбыта: пользуется производитель услугами оптовых и розничны посредников или занимается реализацией товаров конечном потребителю сам. Существует несколько каналов сбыта готовой продукции.
На этапе рыночной зрелости товара, когда спрос на него относительно
стабилизировался или стал несколько снижаться, используется напоминающая
реклама, убеждающая потребителей данной продукции в правильности их выбора.
Производственная фирма должна постоянно рекламировать производимую продукцию для поддержания объемов продаж на необходимом уровне и снижения риска невостребованное продукции. Предприятие может самостоятельно разрабатывать рекламу, создав свое специализированное подразделение, либо воспользоваться услугами рекламного агентства. При организации рекламы продукции необходимо руководствоваться украинским законодательством. Так, в соответствии с законом «О рекламе» не допускается недобросовестная, недостоверная реклама. Недобросовестной является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других юридических или физических лиц, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара и т. п. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как: природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество и место происхождения и др.
В соответствии с законом не допускается также заведомо ложная, скрытая и
неэтичная реклама.
Внешние причины риска невостребованности продукции непосредственно не зависят от деятельности предпринимательской организации, хотя в некоторых случаях данная зависимость существует. Например, в результате плохо организованного документооборота на предприятии уведомление потребителю о готовности его заказа отправлено несвоевременно, в результате чего потребитель израсходовал финансовые ресурсы на другие цели и отказался приобретать заказанную продукцию.
Демографический фактор тоже оказывает влияние на риск невостребованности продукции, особенно если речь идет о продукции, которая рассчитана на определенные демографические группы. Демофафический фактор связан с географией распределения потребителей, которая в свою очередь может стать причиной невостребованности продукции. Различные географические регионы
предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделия, а
также к его качеству.
По времени возникновения риска невостребованности продукции можно выделить
три возможных ситуации:
• возможность риска выявлена на стадии, предшествую¬щей производству продукции;
• возможность риска выявлена непосредственно на ста¬дии производства;
• возможность риска выявлена на стадии реализации про¬дукции.
В том случае, если риск обнаружен в предшествующем про¬изводству периоде,
производитель имеет возможность свести ущерб, вызванный риском, к минимуму.
Предпринимательская организация может просто не приступать к производству
данной рисковой продукции и заменить ее другой. Потери в данном случае
ограничатся затратами организации на исследование рынка, разработку рисковой
продукции.
Обнаружение риска непосредственно на стадии производства продукции может оказать негативное влияние на финансовое состояние предпринимательской
фирмы, так как в этом случае сумма ущерба включает в себя на только затраты
предприятия на разработку данной продукции и исследование рынка, но и
издержки на подготовку, освоение, производство и частичную реализацию
продукции. Это влияние усилится, если возникает риск невостребованности
основной продукции организации, то есть той продукции, которая составляет
основной объем производства. В данном случае избежать риска можно путем
внесения изменений в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с
пожеланиями потребителей. Обнаружение риска невостребованности продукции на стадии ее реализации может привести предпринимательскую организацию к банкротству, так как производство продукции за¬вершено, изменить ничего нельзя, за исключением снижения цены, чтобы хоть как-то возместить потери.
Риски по хозяйственным договорам (контрактам), включают следующие виды
рисков:
1. Риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров.
Этот риск может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных
условий контракта и в случае недобросовестности партнера. Данный риск имеет
место как из-за вероятности «переключения» партнера (поставщика или
покупателя) на конкурирующие фирмы (покупателя или поставщика), которые
могут предложить лучшие условия сделки или просто быть более оперативными и
готовыми оформить размещение заказа, могут располагать более активными и
профессиональными посредниками, так и из-за ухудшения рыночной конъюнктуры
для партнера, что делает для него сделку по ранее согласованной цене убыточной или нереальной для выполнения.
Для снижения риска в данной ситуации предпринимательской организации следует составлять протокол о намерениях, в котором определяется срок, в течение
которого договаривающиеся стороны могут вносить необходимые изменения и
указывается размер материальной ответственности сторон в случае отказа от
подписания контракта.
2. Риск заключения
отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для фирмы и отрасли.
Например, к дополнительным обязательствам, которые может потребовать
поставщик, относятся обязательства по транспортировке закупаемых товаров и
их страхованию, открытию аккредитива, предоставление банковской гарантии. Возникает данный риск в случае, когда предприятие не имеет опыта,
постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей
заключать более сложные контракты на выгодных условиях.
3. Риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или
неплатежеспособными партнерами (контрагентами), что выражается в заключении
договоров на закупки ресурсов либо оказание услуг с поставщиками
(контрагентами), которые неправомочны входить в подобные договорные
отношения или не в состоянии выполнить своих обязательств из-за тяжелого
финансового положения. Данный риск также подразумевает принятие
производственной фирмой заказов на изготовление продукции, оказание услуг
неплатежеспособным покупателям
4. Риск задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств,
который заключается в возможности появления потерь производителя, связанных с
нарушением графиков поставок, выполнения работ партнерами. Задержки
выполнения партнерами своих договорных обязательств могут происходить как по
вине партнеров, так и из-за невыполнения перед ними обязательств их контрагентами (например, транспортными, экспедиторскими и другими)
предприятиями в связи с поставкой товаров или банками при оплате продукции).
5. Риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск
загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального
ущерба гражданам. Данный риск предпринимательская фирма может снизить путем
оговаривания в контракте условий компенсации в связи с нанесением морального
или другого ущерба гражданам. Кроме этого, если ущерб окружающей среде может
быть нанесен производителем по вине его работников, в трудовых контрактах