Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:11, курсовая работа
Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать), как говорится, на все 100%. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов,
приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых
индивидуумами решений
стр.
Введение
4
1. Сущность предпринимательского риска
5
2. Классификация предпринимательских рисков
6
3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
19
4. Управление предпринимательскими рисками
24
5. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
25
Библиографический список
наемных работников следует оговорить условия компенсации ими данного ущерба.
6. Риск заключения контрактов на объемы текущего снабжения производства, не
обеспеченные сбытом готовой продукции. Данный риск взаимосвязан с риском
невостребованное продукции и заключается в том, что производственная фирма
вынуждена была заказать сырье, материалы, комплектующие изделия,
полуфабрикаты в количествах больших, чем требуется для изготовления готовой
продукции в объеме, который удастся реализовать.
Риски усиления конкуренции.
Причин возникновения в процессе деятельности производственной фирмы риска
усиления конкуренции множество, приведем основные, на которые фирмам следует
обращать внимание в первую очередь. К ним относятся следующие:
• утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в
результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
• несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков
сбыта и неполная информация о конкурентах или наличие неверной информации о
конкурентах;
• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за
отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ,
внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и
конкурентных товаров.
Данная причина вероятнее всего возникает в том случае, если условия экспорта
изменяются в благоприятную сторону для зарубежных производителей, что создает
для них хорошие мотивы для выхода на локальный рынок.
Кроме вышеперечисленных существуют и другие причины, влияющие на уровень
конкуренции в отдельных отраслях материального производства.
Конкуренция — соперничество в достижении своих целей — остается основной
формой борьбы производственных фирм за покупателя. В конкурентной борьбе
используются ценовые и неценовые методы. Ценовая конкуренция основывается на
извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и
реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества производимой
продукции.
Существуют и другие методы конкурентной борьбы, такие, как функциональная конкуренция, которая заключается в том, что некоторые потребности потенциального покупателя можно удовлетворить разнообразными способами. Из-за наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по некоторым важным характеристикам, возникает видовая конкуренция. Скоростная конкуренция основана на быстром изготовлении заказов по той же цене. Выбор стратегии конкурентной борьбы осуществляется производственными предпринимательскими организациями в зависимости от их финансовых и производственных возможностей, завоеванного на рынке положения и поставленных целей. Чтобы обойти конкурента, предприятиям можно порекомендовать некоторые приемы:
• при наличии равного положения с конкурентами добивайтесь внедрения даже
незначительных новшеств — это уже может быть началом вашего долговременного
успеха;
• тщательно охраняйте коммерческую тайну, особенно в части ведения дел и
положения на рынке;
• умейте определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной
борьбе свои преимущества;
• помните, что в условиях конкуренции рост объема продаж — самый важный
показатель, основной критерий эффективности вашей хозяйственной деятельности;
3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
Предпринимательская фирма — это сложная система, подверженная влиянию
различных внутренних и внешних факторов риска. Проявление их порождает
неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы
получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных
потерь.
Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса—действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации.
Внешние факторы, влияющие на уровень риска
Под внешними факторами следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.
Логичным является разделение внешних факторов на две группы:
1. Факторы прямого воздействия
Налоговая система. Экономическая практика свидетельствует о том, что
изъятие у налогоплательщика до 30% его доходов — тот рубеж, за которым
начинается процесс сокращения инвестиций в экономику. Если же налоги лишают
40—50% прибыли — это ведет
к практической ликвидации
предпринимательской инициативы и расширения производства.
Налоги съедают почти всю прибыль, в то время как мировой опыт показывает, что
абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень.
Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являются
бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие
действовать задним числом. Таким образом, уровень предпринимательского
риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность
налогового законодательства, вероятность того, что ставки налогов могут быть
изменены, как правило,-в сторону увеличения. Данное положение в налоговом законодательстве явно отрицательно сказывается на развитии отечественного предпринимательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска в связи с этим все больше предпринимателей принимают решение открыть фирму за рубежом. Взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Следующий фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовление и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям.
Основная проблема — это невыполнение договорных обязательств и по срокам, и по качеству. Однако часто договоры не выполняются по независящим от предпринимателя причинам — из-за крайне сложной экономической ситуации в стране, политической нестабильности, разрыва хозяйственных связей. Одной из
причин невыполнения договорных обязательств является несовершенство
законодательства в сфере договорных отношений, а также неспособность
законодательства регулировать практическую деятельность предпринимательских
фирм.
В результате роста неплатежей усиливается спад производства. Внутренний
рынок гибнет вследствие необеспеченности денежными средствами, при том, что
спрос остается неудовлетворенным, а производственные мощности предприятий-
поставщиков незагруженными.
Возможность задержки выполнения партнерами текущих договорных обязательств приводит к опасности потерь, связанных с нарушением графика работ, платежей и получения дохода предпринимательской фирмой. Неплатежеспособность партнеров может возникать в том случае, если они:
• не в состоянии выполнить своих обязательств из-за отсутствия необходимых
средств, в том числе из-за тяжелого финансового положения
• не в состоянии выполнить своих обязательств из-за невыполнения перед ними
обязательств их контрагентами;
• неправомочны входить в подобные договорные отношения;
• изначально не намереваются (не намеревались) выполнять свои договорные
обязательства;
• намечают в будущем преобразования в форме смены собственников или субъектов
контроля при отсутствии четкой преемственности во взятых обязательствах
после преобразования.
Конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от
предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи.
Риск и конкуренция — неразрывно связанные между собой экономические
категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает
предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую
конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет
предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией
на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска.
Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска. Успех в конкурентной борьбе
способствует лишь тому, кто определит новые потребности, выпустит новые
товары и введет новые технологии. Тем самым конкуренция создает механизм
экономического соревнования, заставляя предпринимателей пересматривать свою
стратегию.
2) Факторы косвенного воздействия обычно влияют на уровень предпринимательского
риска не так заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние этих
факторов может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать
это в процессе деятельности. Рассмотрим основные из них.
Внутренние факторы, влияяющие на уровень риска.
Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень
предпринимательского риска. В экономической литературе, посвященной
проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы факторов:
• стратегия фирмы;
• принципы деятельности фирмы;
• ресурсы и их использование;
• качество и уровень использования маркетинга.
Утечка конфиденциальной информации — еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.
На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе,
что входит в понятие «коммерческая тайна», как ее следует охранять и как
утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в
результате чего предпринимательский риск возрастает.
Под коммерческой тайной предприятия следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Коммерческой тайной предприятия не может быть информация, сокрытие которой способно нанести ущерб обществу.
Следующий внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это качество продукции, услуг. Качество
продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой
организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет
выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-
технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно
ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности
фирмы и как следствие к увеличению уровня риска. Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
4. Управление
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.
Управление рисками — специфическая область деятельности, требующая знаний в
области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности
фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других
знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту
своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует
решению основной задачи предпринимателей — в зависимости от ситуации выбрать
из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более
прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы. Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой
риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в
момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих
предпринимательских решений. Знать о существовании риска предпринимателю необходимо, но далеко недостаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность того, что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет на экономическое положение фирмы.
В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос: входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведение
предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации,
объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на
извлечение прибыли (дохода).
В зависимости оттого, к какой категории относится предприниматель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на