Предпринимательство и его место в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

Файлы: 1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4.docx

— 93.28 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ  СТРАНЫ

1.1. Содержание  предпринимательской деятельности

Предпринимательство как  процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также  как функция управления этим процессом  имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории [1] .

Достаточно простое и  весьма емкое определение предпринимательства  дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое  дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Принято считать, что одним  из первых, кто серьезно заинтересовался  предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими  проблемами очень интенсивно занимался  Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

В современной экономической  литературе четкого определения  сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью  предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом  словаре" под общей редакцией  А.Н. Азрилияна дается следующее  определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность  юридического лица" [2] . К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [3] , Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно современному российскому  законодательству предпринимательская  деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от использования имущества - продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке[4] . Однако и это определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно  определять с различных позиций, таких как:

· деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

· инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке  товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

· прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

· процесс организационной  новации в целях извлечения прибыли;

· действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

· специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений  в существующих формах жизни предприятий  и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и  исследователей делают акцент на получение  прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство  имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением  постоянно меняющихся, постоянно  возрастающих потребностей индивидуума  или социальной группы, общества в  целом.

В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного  потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем  организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных  на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [5] , на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство — это  не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения  и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных  процессов. Это осуществление или  организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения  или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и  правил для удовлетворения сложившихся  потребностей.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно  связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных  сфер предпринимательства.

Таблица 1.1

Классификация предпринимательской  деятельности

Признаки классификации

Характеристика  предпринимательской деятельности

По сфере 

деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Сфера

потребления

По организационно-правовому  статусу

Без образования юридического лица

Частное

предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное общество

Совместное предприятие

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

Частная

Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По масштабам производства и численности работников

Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие

По территориальному признаку

Сельская,

районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь


Эволюция терминологической, содержательной сущности предпринимателя  и предпринимательской деятельности связана с историей становления  обмена, производства и распределения  товаров и услуг, с уровнем  развития научно-технического прогресса (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Эволюция понятий «предприниматель»  и 

«предпринимательство»

Дата

Автор определения

Содержание определения

1

2

3

Средние века

Предприниматель – человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов

XVII в.

Предприниматель – лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее  полную ответственность за его выполнение

1723

Всеобщий словарь коммерции,

г. Париж

Предприниматель – человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству  объекта

1725

Ричард Кантильон –  основоположник теории предпринимательства

Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий  свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя – это  плата за риск

1770

А. Тюрго

Предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом

1776

Адам Смит

Предприниматель – собственник  предприятия и реализатор рискованных  коммерческих идей. Основная функция  – организация и управление производством  в рамках обычной хозяйственной  деятельности

1797

Карно Бодо

Предприниматель – лицо, несущее ответственность за предпринимаемое  дело: тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями

1830

Жан Батист Сей

Предпринимательство – это  рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства. Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит  в центре процесса производства и  распределения, а в основе предпринимательской  деятельности лежит способность  организовать производство и сбыт продукции

1876

Фрэнсис Уокер

Предприниматель – это  тот, кто получает прибыль благодаря  своим организаторским способностям

1890

Альфред  
Маршалл

Не каждый желающий может  быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается  в природе согласно естественному  отбору, открытому Ч. Дарвином

1910

Макс Вебер

Предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал  функциональную эффективность, получение  максимальной выгоды от использования  вложенных средств и приложенных  усилий и т.п.) В основе предпринимательства  лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают  важнейшее влияние на деятельность предпринимателя

1911

Иозеф  
Шумпетер

Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а  право собственности на предприятие  не является существенным признаком  предпринимательства. Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые  комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный  чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". Предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, как только переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса

 

И. фон Тюнен

Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения  и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. (Правда, И. Тюнен считал, что предприниматель  не обязательно должен быть инноватором)

1921

Ф. Найт

Менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными, и он готов к  личной ответственности. Предпринимательский  доход – это разница между  ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной. Несмотря на неопределенность будущего, предприниматель  может "угадать" основные параметры  развития производства и обмена и  получить дополнительный коммерческий эффект

1936

Джон Мейнард

Кейнс

Предприниматель – своеобразный социально–психологический тип  хозяйственника, для которого главное "... не столько рациональная калькуляция  Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических  качеств". Основные предпринимательские  качества: умение соотнести потребление  и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в  перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние

1961

Дэвид

Макклелланд

Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

1964

Питер Друкер

Предприниматель – человек, использующий любую возможность  с максимальной выгодой

1975

Альберт Шапиро

Предприниматель – человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях риска, и несущий  полную ответственность за возможную  неудачу

1980

Карл Веспер

Предприниматель по-разному  выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков

1983

Гиффорд Пиншо

Интрапренерство – внутрифирменное  предпринимательство. Интрапренер  действует в условиях существующего  предприятия, в отличие от антрепренера, создающего новое предприятие

1985

Роберт Хизрич

Предпринимательство – процесс  создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель –  человек, который затрачивает на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение достигнутым

1988

М. Алле

Предприниматель занимает ведущую  роль в рыночной организации хозяйства

1993

Т.Ю.Горькова

Предприниматель – это  центральная фигура в бизнесе, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс


В настоящее время предпринимательство  рассматривается с разных точек  зрения: как стиль хозяйствования, как процесс организации и  осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов  рынка и т.д.

Анализируя различные  точки зрения по этому вопросу, можно  сделать вывод, что предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить больший доход, чем другие - своеобразную компенсацию за этот риск.

Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Учитывая, что предпринимательская  деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс  планирования, организации и осуществления  непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг  в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения  прибыли.

Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного  производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению  товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности (рис. 1.1).

 
 

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности  и инновационной предпринимательской  идее (рис. 1.2).

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.

Информация о работе Предпринимательство и его место в экономике страны