Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:48, реферат
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").
Эффективность функционирования
и развития предпринимательства
в значительной степени обусловлена
внешней средой (табл. 1.4.):
· государственной политикой в данной
области;
· деятельностью местной (региональной)
законодательной и исполнительной власти;
· внешними условиями конкретных регионов.
Необходимо определенное благоприятное
состояние внешней среды, которое достигается
за счет соответствующих регулирующих
воздействий, вырабатываемых субъектами
управления.
Для развития предпринимательства
необходим переход к более
тонкому и эффективному регулированию
данного процесса, адекватному сложившимся
условиям. При этом необходим учет
конкретных особенностей и возможностей,
приоритетности целей социально-экономического
развития страны, регионов и отдельных
социально-демографических
Предпринимательство как
особая форма экономической
· консультационное сопровождение процесса
создания и функционирования новых предпринимательских
организаций на начальном этапе (1-3 года
с момента образования организации);
· оказание определенной финансовой поддержки
вновь создаваемой структуре или предоставление
такой структуре определенных льгот (обычно
в сфере налогообложения);
· оказание технической, научно-технической
или технологической помощи маломощным
в финансовом отношении предпринимательским
структурам.
Государственной поддержкой
охватываются обычно создаваемые
Для российской экономики, идущей
трудным путем реформирования, задача
развития и поддержки
а) создание системы информационного обеспечения,
обучения и переподготовки кадров, нормативной
базы, финансовой инфрастуктуры и т.п.;
б) налоговые льготы и послабления;
в) целевые фонды, финансирование из федерального
и местных бюджетов, зарубежная финансовая
помощь на поддержку предпринимательских
структур в России.
В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.
Не вдаваясь в подробности,
можно говорить о двух формах предпринимательства:
· частной;
· государственной [9] .
Таблица 1.4
Характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы
Факторы |
Основные характеристики |
Природные |
Уровень развитости, использования
потенциала природных ресурсов. Источники
топливно-энергетических ресурсов и
сырья. Экологические показатели, их
нормативы и уровень их соблюдения.
Развитость системы государственного
контроля охраны окружающей среды и
регулирования интенсивности |
Демографические |
Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность |
Экономические |
Финансовое положение
рабочих, служащих и пенсионеров, их
покупательная способность. Показатели
финансово-кредитной системы. Экономическая
конъюнктура и инфляция. Развитость
системы налогообложения, ее адекватность
к потребительской корзине |
Политико-правовые |
Развитость правовой защиты
населения и законодательства, сопровождающего
предпринимательскую |
Научно-технические |
Состояние и развитие научно-технического
прогресса в базовых отраслях
экономики. Развитость приватизации и
инновационных процессов |
Социально-культурные |
Развитость рыночного
менталитета населения, культурные
и нравственные показатели потребителей,
организационная и |
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления [10] , которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства (см. рис. 2.2).
Основное отличие
У государственного предпринимательства
существуют свои специфические потенциальные
источники сверхприбыли, обусловленные
относительно крупными размерами госпредприятий,
авторитетом и экономической
мощью государства. В этой связи
на первый план выходят не столько
рисковые моменты (в максимальной мере
представленные в малом предпринимательстве),
сколько такие факторы, как: 1) значительные
и стабильные объемы закупок сырья,
материалов, комплектующих и т.п.,
предполагающие льготные параметры
оплаты и скидки; 2) доступность кредитов
на особо выгодных условиях; 3) экономия
на масштабах производства; 4) широкие
возможности получения нового оборудования,
включая лизинговые; 5) устойчивая сеть
деловых связей, приобщенность к
источникам исчерпывающей информации
о потенциальных рынках сбыта, партнерах,
в том числе зарубежных. Эти
преимущества государственных коммерческих
предприятий как субъектов
Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.
Подведем итоги:
1. Предпринимательство –
это особая форма
2. В основе эффекта
предпринимательства лежит
3. Цель предпринимательства
сводится к извлечению дохода
через производство и поставку
на рынок товаров, работ или
услуг, а также к
4. Предпринимательская
5. Основным субъектом
предпринимательской
6. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.
7. Различают две основные
формы предпринимательства –
частное и государственное,
[1] В западной экономической теории введение в предпринимательство и его развитие связывают не только с Р. Кантильоном, но и с А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смитом, Ж. Б. Сэем, а также с К. Марксом, И. Шумпетером, А. Маршаллом Ф. Хайеком, Л. Мизесом, И. Кирцнером, М. Вебером, В. Зомбартом, П. Дракером и другими исследователями. Эти ученые и возглавляемые ими школы определили основные моменты и характеристики предпринимательства — несение риска и экономической неопределенности (Р. Кантильон и Ф. Найт), выведение системы из состояния равновесия и приведение ее к этому состоянию (Л. Мизес и Ф. Хайек), революционная смена факторов производства (Ж. Б. Сэй и И. Шумпетер), организация практической реализации новаторской идеи (И. Тиммонс и П. Дракер, Ф. Тоссиг и Г. Шмоллер), использование в процессе производства различного рода инноваций в целях увеличения разницы в величине индивидуальной и рыночной стоимости товара (К. Маркс).
[2] Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.
[3] Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.
[4] Гражданский кодекс РФ.
[5] "То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, — вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех" [Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. М., Прогресс, 1992].
[6] Нынешняя российская практика привела к тому, что определение "предприниматель" закрепилось за каждым человеком, вступившим или вступающим в сферу деловой активности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественной трансформации риск, ответственность и пр. свойственны любому индивидуальному товаропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело.
[7] Рынок — это совокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересов и действий.
[8] Бытующие в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны. Предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, от которого зависят его прибыль, благополучие и перспектива.
[9] Имеется в виду не столько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства.
[10] По некоторым оценкам, государству принадлежит до половины всех имеющихся в стране активов, в том числе более или менее крупные пакеты акций в приватизированных предприятиях.
Информация о работе Предпринимательство и его место в экономике страны