Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:48, реферат
Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.
В предпринимательстве
· новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию (табл. 1.3.);
· действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции (рис. 1.3).
Результатом каждого типа
предпринимательской
· получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;
· удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
· накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
· улучшение социальных условий сотрудникам организации;
· оптимизация спроса покупателей на продукцию организации;
· оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления и т.д.
Рис. 1.2. Общая схема
Таблица 1.3.
Классификация инновационной деятельности
Критерий |
Виды инноваций |
Распространенность |
- Единичные |
Место в производственном цикле |
- Сырьевые |
Преемственность |
- Открывающие |
Охват доли рынка |
- Локальные |
Потенциал и степень новизны |
- Радикальные |
Сфера деятельности предпринимателя |
- Технологические ( |
Для достижения целей определяются
и решаются конкретные задачи предпринимательской
деятельности в рамках текущей или
перспективной политики предприятия.
Политика организации определяет направление
и методы осуществления
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление- это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.
Достижение роста прибыли, например, требует решения комплекса таких задач, как обеспечение процесса производства необходимыми факторами производства; поиск источников финансирования; анализ выживаемости предприятия в меняющихся условиях конкуренции; удовлетворение потребностей покупателей или клиентов; увеличение объема продаж; снижение численности работников; разработка маркетинговых стратегий; выбор поставщика; выбор партнера по бизнесу; повышение ликвидности организации; разработка мероприятий по охране окружающей среды и т.д.
Экономическая сущность
предпринимательской
Основным субъектом
предпринимательской
· с потребителем
как основным его контрагентом;
· с государством,
которое в различных ситуациях может выступать
в качестве помощника или противника;
· c наемными работниками;
· с партнерами по бизнесу.
Взаимодействие
Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства являетсясделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды.
Сделка считается заключенной
сразу же после подписания договора,
содержание и форма которого зависят
от направления и формы
Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.
В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.
Основными формами сотрудничества в сфере товарообмена (встречная торговля) являются: бартер, бартерные операции; встречные поставки; коммерческая триангуляция (бартерные операции, в которых участвуют три стороны и более).
В сфере торговли применяются следующие формы взаимоотношений: обычная сделка; форвардная сделка; сделка о передаче информации; сделка об установлении прямых производственных связей; сделка спот; сделка об экспорте товара; сделка об импорте товара.
Взаимодействие
Осуществлять
а) граждане России, не ограниченные по
закону в своей деятельности;
б) граждане иностранных государств и
лица без гражданства в пределах полномочий,
установленных законами РФ;
в) объединения граждан – коллективные
предприниматели (партнеры).
Российское законодательство
запрещает занятие
Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и лицом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения.
Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями.
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
В конкурентной экономике учитываются не только внешние затраты (оплата счетов поставщиков и зарплата по тарифным соглашениям), но и внутренние (потенциальный доход от альтернативного использования капитала - сдачи в аренду, ссуды и т.д.). Затраты при этом рассматриваются как плата, достаточная, чтобы сохранить за предпринимателем финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Они включают и нормальный предпринимательский доход. Поэтому даже минимальная прибыль сверх этих совокупных затрат обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Не останавливает производство и временная нерентабельность, если размеры убытка меньше постоянных затрат, на которые приходится идти независимо от объема работ (% по прежним ссудам, содержание зданий, управленческого аппарата и т.д.).
Доход вместе с субвенциями (целевым финансированием определенного мероприятия) из бюджета и благотворительных фондов обеспечивают самоокупаемость, включение в затраты среднего предпринимательского дохода – высокую оплату менеджеров, а достижение социального эффекта – престиж в обществе и снижение коммерческого риска. Общественные и религиозные организации создают предприятия, которые не распределяют свой доход среди учредителей в виде дивидендов и т.д., а используют его для социальных и благотворительных целей. В результате они освобождаются от многих налогов. Имеет место и бесприбыльное предпринимательство, особенно в сфере экологии, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, образования.
Таким образом, современное
предпринимательство нельзя сводить
к усилиям изолированных
Правовой фундамент
· Конституция РФ от 12.12.1993
г., которая гарантирует единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции,
свободу экономической
· Гражданский кодекс РФ
(ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это
своего рода «конституция»
· Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
· Федеральные законы Российской
Федерации общего назначения: «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ» от 12.05.1995 г., «О конкуренции
и ограничении
Не рассматривая критически
существо этих документов, отметим, что
в России создана современная, достаточная
и полная нормативно-правовая база
для предпринимательской
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это прежде всего рынок [7] , рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным [8] .
Предпринимательская среда (рис. 1.4) - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.
Информация о работе Предпринимательство и его место в экономике страны