Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
 изучить теоретические основы организации предпринимательства;
 охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития;
 обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
 выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации предпринимательства в рыночной экономике России……………………………………………….
1.1 Экономическая категория предпринимательства: сущность, функции, виды и формы……………………………………………..
1.2 Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………………………………………………..
Глава 2 Анализ развития предпринимательства в России……………….
2.1 Этапы развития предпринимательства в России………………
2.2 Анализ развития Российского предпринимательства за 2010 - 2012 года……………………………………………………………..
2.3 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике…………………………………………………………….
Глава 3 Основные формы поддержки предпринимательства в России………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.docx

— 184.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

Глава 1 Теоретические основы организации предпринимательства в рыночной экономике России……………………………………………….

 

5

1.1 Экономическая категория предпринимательства: сущность, функции, виды и формы……………………………………………..

 

5

1.2 Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………………………………………………..

 

10

Глава 2 Анализ развития предпринимательства в России……………….

14

2.1 Этапы развития предпринимательства в России………………

14

2.2 Анализ развития Российского предпринимательства за 2010 - 2012 года……………………………………………………………..

 

20

2.3 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике…………………………………………………………….

 

32

Глава 3 Основные формы поддержки предпринимательства в     России………………………………………………………………………

 

35

Заключение………………………………………………………………….

37

Список используемой литературы………………………………………...

40


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы: во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды. От чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.

Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В настоящее время в мировой экономике ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Все, выше перечисленное, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.

Для достижения этой цели необходимо решить задачи:

  • изучить теоретические основы организации предпринимательства;
  • охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития;
  • обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
  • выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.

Первая глава работы посвящена характеристике предпринимательства как основы функционирования рыночной экономики. Вторая глава содержит анализ динамики мелкого и среднего предпринимательства, анализ проблем развития предпринимательства в России. В третьей главе представлены формы поддержки предпринимательской деятельности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы организации предпринимательства  

              в рыночной экономике России

    1. Экономическая категория предпринимательства: сущность,

функции, виды и формы

Движущим фактором поступательного развития экономики всегда выступало предпринимательство.

Предпринимательство – самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является:

  • самостоятельная;
  • реализуемая деятельность на свой страх и риск;
  • направленная на систематические получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность;
  • осуществляемая деятельность лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве.

С учетом совокупности факторов – экономических и социальных, важным аспектом современного предпринимательства является формирование условий (или среды) предпринимательства, позволяющих осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.

Среду предпринимательства определяют ряд факторов:

  • экономическая свобода;
  • личная заинтересованность;
  • возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;
  • адекватные месту и времени формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;
  • развитая рыночная инфраструктура.

Рыночная экономика по своей природе объективно предполагает ориентацию предпринимательской деятельности на прибыль, выступающую как прирост капитала. Прибыль является важнейшей целью, движущим мотивом предпринимательской деятельности.

Но существуют и другие цели:

    • достижение лидирующего положения в отрасли или на рынке;
    • обеспечение стабильных условий для реализации и развития предпринимательской функции;
    • в отдельных случаях – подвижническая деятельность (социально-экономическая эволюция и др.), вместе с тем она не может составлять своей сути предпринимательства, чаще всего является вспомогательной деятельностью.

Для понимания природы и механизмов функционирования предпринимательства важно определить его функции. Они отображены на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. − Основные функции предпринимательства [5; С. 42].

 

 

Вышеперечисленные функции, ориентированные на следующее:

  • рационализацию производства, использование сберегающих технологии;
  • решение социальных проблем – в форме, проводимой на наиболее крупных предприятиях социальной политики, ориентации производства на наилучшее удовлетворение потребительского спроса, рост благосостояния.

Функции – это то, что объединяет различные виды предпринимательства. А для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.

Классифицировать предпринимательство можно по двум основаниям (рис. 2):

    • по масштабам;
    • по характеру деятельности.

По масштабам выделяются:

  • индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи – крестьянское хозяйство, торговая лавка и т.д.);
  • коллективное предпринимательство – инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.).

По характеру предпринимательской деятельности выделяются:

  • коммерческие предприятия – «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности»
  • некоммерческие организации – «не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками».

Рис. 2. – Классификация предпринимательства [составлено автором работы]

Допускается создание объединение коммерческих и (или) некоммерческих организации в форме ассоциации и союзов. В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности коммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой – в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.

Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т.д.

Также существует другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

 Согласно этой классификации, выделяют производительную и  посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя включает  в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице 1.

 

 Таблица 1 - Виды, формы, функции предпринимательства

Виды предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

  1. Промышленное 

Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг 

Производственно-Коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании

  1. Торговое 

Купля-продажа товаров и  услуг 

Торгово-коммерческие

 организации, товарные  биржи

  1. Банковское 

Купля-продажа валюты,

 ценных бумаг, кредит,

 работа с вкладами 

Банки, фондовые биржи,

 страховые и трастовые 

 компании

  1. Аграрное 

Производство

 сельскохозяйственной

 продукции и ее сбыт 

Различные виды

 кооперативов, единоличные

 фермерские хозяйства

  1. Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги 

Консультативные организации, фирмы, компании

  1. Силовое

Защитные функции

Вневедомственные охранные

 фирмы и т.п.


 

Как видно, в таблице 1 наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.

 Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

 Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость  и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике