Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
 изучить теоретические основы организации предпринимательства;
 охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития;
 обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
 выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации предпринимательства в рыночной экономике России……………………………………………….
1.1 Экономическая категория предпринимательства: сущность, функции, виды и формы……………………………………………..
1.2 Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………………………………………………..
Глава 2 Анализ развития предпринимательства в России……………….
2.1 Этапы развития предпринимательства в России………………
2.2 Анализ развития Российского предпринимательства за 2010 - 2012 года……………………………………………………………..
2.3 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике…………………………………………………………….
Глава 3 Основные формы поддержки предпринимательства в России………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.docx

— 184.62 Кб (Скачать файл)

 

[Составлено автором работы]

 

Итак, проанализировав все четыре показателя, можно сделать следующие выводы:

1) по итогам трех лет (2010 – 2012 гг.) в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается положительная динамика;

2) в январе-сентябре 2011 г. относительно аналогичного периода предыдущего года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ повысилось на 5,2% и в 2012 году еще повысилось на 3%. Повышение количества зарегистрированных МП сопровождалось повышением и других показателей. Так, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях повысилась на 3,8% в 2011 году и на 9,9% в 2012. Объем оборота МП увеличился на 23,5% в 2011 году и на 18,5% - в 2012 году. Кроме того, увеличились объемы инвестиций в основной капитал на МП: показатель повысился на 5,7% в 2011 году и на 31,9% - в 2012 году;

3) итоги деятельности  малых предприятий за три года (2010 – 2012 гг.) в региональном разрезе можно рассматривать как в целом положительные.

2.3 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь МП, тогда как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  и материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства.

2. Пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом.

3. Нехватка ресурсов, прежде всего финансовых.

4. Сложность доступа к  деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.

5. Неурегулированными остаются  вопросы, связанные с защитой  прав работников, занятых в малом бизнесе

6. Отсутствие положительного  имиджа отечественного предпринимателя.

7. Нестабильность экономической ситуации в стране.

8. Недобросовестность крупного бизнеса.

9. Доступ к кредитным  ресурсам и высокая ставка  кредитования (22%).

10. Правовая неграмотность самих предпринимателей.

11. Отсутствие явного развития  производства.

12. Высокая планка единого социального налога (26%).

13. Недостаточность кадрового потенциала.

14. Длительное оформление  документации, особенно на землю.

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.

Кризис в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестрочный период. Длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.

Предпринимательский дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно - экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья.

Создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях.

Ускорить научно-технический прогресс.

Составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

 

Глава 3 Основные формы поддержки предпринимательства в России

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

    1. организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
    2. Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.

1. Налоговые освобождения (также освобождения по сборам  и платежам), исключительная форма  поддержки, которая может предоставляться  в том случае, если указанная  сумма будет направлена на  финансирование конкретных социально  значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

2. Налоговые льготы. При  этом скидки должны устанавливаться  по таким налогам как НДС, налог  на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого  фонда. Установленная скидка должна  компенсироваться а) ростом поступлений  по подоходному налогу (на основе  четкого финансового расчета) либо  б) соответствующим сокращением  расходов на систему социальной поддержки безработных.

3. Налоговый кредит должен  предоставляться предприятиям, отнесенным  к категориям «перспективные»  и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений.

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то:

- Старое предприятие не  может полностью войти в состав  нового (например, просто перерегистрировавшись).

- Переданные новому предприятию  производственные мощности не  могут превышать трети производственных  мощностей старого предприятия.

- На базе одного старого  предприятия не может быть  создано больше двух новых, пользующихся  предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение проделанной работы следует еще раз отметить важность и актуальность предпринимательства в экономике любой страны, в том числе, и России.

В первой главе, изучив сущность предпринимательства, его функции, пришли к выводу, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

Во второй главе, рассмотрев этапы развития предпринимательства в России и сделав анализ динамики структуры Российского предпринимательства за 2010 – 2012 года, можно сделать вывод, что итоги деятельности малых предприятий за три года в региональном разрезе можно рассматривать как в целом положительные.

Однако на пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических, ведущих к торможению развития предпринимательства.

Налоговая система и налоговая политика в России являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной инфраструктуры для поддержки бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования предпринимательства, так как сама система требует изменений.

Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.

Таким образом, можно сказать, что предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в России «среднего» класса.

Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно лишь при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов предпринимательства.

 

Список используемой литературы

  1. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса. // Экономика и жизнь. − 2007. − №11.
  2. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. – СПб.: СПбГУ, 2005.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ. Ч. 1. Ст. 2.
  4. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы. // Федеральная газета. − 2007. − №1-2.
  5. Елисеев А.С. Современная экономика. Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
  6. Ивачев И.Л. Малый бизнес. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
  7. Лебедева Л.В. Малый бизнес и его роль в создании новых рабочих мест ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. № 8. С. 17-20.
  8. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: ГМП Фармико, 2006.
  9. Макроэкономика: Учеб. Пособие / под ред. Зеньковой Л.П. – Мн.: Новое знание, 2002. – С. 23.
  10. Методика Национального института системных исследований проблем предпринимательства. «Эксперт Урал» №12 (275) /26 мар 2007.
  11. Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.: Эксмо, 2008.
  12. Нестеров А.А, Белоусов В.Д, Шептухина И.И. Экономическая теория, часть 2, 2006. – С. 131.
  13. Опалева, О. И. Эволюция взглядов на сущность и функции предпринимательской деятельности: от возникновения до наших дней / О. И. Опалева // Финансы и кредит, 2010. - N 35. - С. 69-73.
  14. Сайдуллаев Ф.С. Шестоперов А.М. Динамика развития предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2011 года. / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. – М.: НИСИПП, 2012.
  15. Сайдуллаев Ф.С. Шестоперов А.М. Динамика развития предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2012 года. / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. – М.: НИСИПП, 2013.
  16. Самойлов В.О. Салихов Б.В. Частная собственность как социально-экономическая основа реализации предпринимательского потенциала. // Финансы и кредит. − 2006. − №15.
  17. Сизов, В. С. Кто он - предприниматель?: эволюция предпринимательской деятельности и ее содержание в условиях новой экономики Российское предпринимательство, 2008. - N 9, вып. 2. - С. 4-8.
  18. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. // СОЦИС. − 2007. − №2.
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" / Собрание законодательства РФ. − 2009.
  20. Чепуренко А. Малое предпринимательство в социальном контексте. – М.: Юнити-Дана, 2006.
  21. Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях. // СОЦИС. − 2009. − №10.
  22. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
  23. http://www.managment.aaanet.ru/economics/rossiya-razvitie2.php

Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике