Предпринимательство и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ предпринимательской деятельности в России и выявление особенностей государственного регулирования.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
 изучить теоретические основы организации предпринимательства;
 охарактеризовать предпринимательство России на современном этапе его развития;
 обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед предпринимательством России;
 выявить меры по государственной поддержке предпринимательства России.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы организации предпринимательства в рыночной экономике России……………………………………………….
1.1 Экономическая категория предпринимательства: сущность, функции, виды и формы……………………………………………..
1.2 Особая роль малого бизнеса в становлении предпринимательства………………………………………………..
Глава 2 Анализ развития предпринимательства в России……………….
2.1 Этапы развития предпринимательства в России………………
2.2 Анализ развития Российского предпринимательства за 2010 - 2012 года……………………………………………………………..
2.3 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике…………………………………………………………….
Глава 3 Основные формы поддержки предпринимательства в России………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и его роль в рыночной экономике.docx

— 184.62 Кб (Скачать файл)

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.

В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Впервые после НЭПа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Однако современные условия предпринимательской деятельности в Росси затруднены.

 

2.2 Анализ развития Российского предпринимательства за 2010 - 2012 года

Для анализа динамики структуры Российского предпринимательства, обратимся к показателям развития малого бизнеса в Российской Федерации в разрезе регионов.

Для оценки текущей ситуации при анализе используются следующие показатели:

1) прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2010 г. по 1 октября 2012 г.;

2) увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях за период января-сентября 2012 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 и 2011 гг;

3) рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2012 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 и 2011 гг;

4) рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2012 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 и 2011 гг.

По состоянию на 1 октября 2010 года в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, а на 1 октября 2011 г. в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем по состоянию на 1 октября 2010 г., что видно исходя из таблицы 2. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед.

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

В Приволжском федеральном округе, несмотря на положительную динамику количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении количество малых предприятий снизилось (на 0.3%).

Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на 2,6% или на 4,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном  федеральном округе (на 2,8% или на 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей).

Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2011 г. [14; С. 7]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2011 года

в расчете на 100 тыс. чел. населения

единиц

прирост / сокращение за период

01.10.2010-01.10.2011

в % от среднего по РФ

РФ

161,8

7,0

100,0

Центральный

184,7

0,6

130,9

Северо-Западный

263,3

32,8

173,1

Южный

125,4

-4,7

89,9

Северо-Кавказский

64,5

2,0

48,1

Приволжский

158,3

0,8

76,3

Уральский

136,8

20,3

78,7

Сибирский

142,0

13,9

76,5

Дальневосточный

153,8

-0,6

84,5


 

По состоянию на 1 октября 2012 г. в России было зарегистрировано 238,1 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1 октября 2011г., что видно исходя из таблицы 3. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2011 г. увеличилось на 4,6 ед. и составило 166,4 ед.

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 25,3% или 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном федеральном округе (на 11,4% или 18,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 7,2% или 10,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,5 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), Приволжском федеральном округе (на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

В Северо-Западном федеральном округе и Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается обратная динамика. Здесь количество малых предприятий за год снизилось соответственно на 6,7% и 9,1 %.

 

Таблица 3 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2012 г. [15; С. 7]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на

в расчете на 100 тыс. чел. населения

единиц

прирост / сокращение

за период

01.10.2011-01.10.2012

в % от среднего по РФ

РФ

166,4

4,6

100,0

Центральный

185,9

1,1

111,7

Северо-Западный

244,3

-18,3

146,8

Южный

132,0

6,5

79,3

Северо-Кавказский

58,7

-6,3

35,3

Приволжский

162,2

3,8

97.5

Уральский

170,7

33,8

102.6

Сибирский

152,2

10,2

91,4

Дальневосточный

171,8

18,1

103,2


 

[Составлено автором работы]

 

По итогам января-сентября 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране составила 5575,2 тыс. человек. А по итогам января-сентября 2011 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,8% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 788,3 тыс. человек, что видно исходя из таблицы 4. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,47 п.п. и составил 12,5%.

Количество занятых на малых предприятиях выросло в семи федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 9,6%) и Северо-Кавказском  (на 9,0%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,88 п.п. и 0,76 п.п. соответственно.

В меньшей степени показатель вырос в Сибирском федеральном округе (на 7,2%), Центральном федеральном округе (на 5,2%), а также в Дальневосточном федеральном округе (на 1,8%), Северо0Западном (на 1,6%) и приволжском федеральном округе (на 1,3%).

В Южном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась на 1,3%.

 

Таблица - 4 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2011 г. [14; С. 9]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

Тыс. чел.

в % к январю-сентябрю 2010 г.

 

 

%

Изменение относительно января-сентября 2010 г.

РФ

5788,3

103,8

12,5

0,47

Центральный

1657,4

105,2

12,5

0,58

Северо-Западный

697,0

101,6

13,7

0,17

Южный

494,6

98,7

13,1

-0,02

Северо-Кавказский

166,5

109,0

10,0

0,76

Приволжский

1270,6

101.3

13,0

0,27

Уральский

442,2

109,6

9,9

0,88

Сибирский

778.3

107,2

12,8

0,84

Дальневосточный

281,6

101,8

12,7

0,23

Информация о работе Предпринимательство и его роль в рыночной экономике