Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа
Любое государство гордиться плодами деятельности своих предпринимателей.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению материального и духовного
потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению
государства, сохранению его национального духа и национальной гордости.
Введение. 3
Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства. 5
1.1. История развития предпринимательства. 6
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство». 9
1.3. Основные черты и функции предпринимательской деятельности. 13
Глава 2. Условие эффективной предпринимательской деятельности. 17
2.1. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности. 18
2.2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности. 21
2.3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности. 24
Глава 3. Виды предпринимательской деятельности. 28
3.1. Производственное предпринимательство. 29
3.2. Коммерческое предпринимательство. 36
3.2.1. Посредническое предпринимательство. 40
3.3. Финансовое предпринимательство. 41
3.3.1. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. 43
3.3.2. Виды предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг. 46
3.3.3. Страховой вид предпринимательской деятельности. 48
Заключение. 50
Список литературы.. 53
Приложение. 56
деятельностью, которая отвечает собственному выбору.
Интересно проследить эволюцию термина «предприниматель» (в средние века –
антрепренер) и «предпринимательство»:
1725 год Ричард Кантильон: предприниматель – это человек,
действующий в условиях риска.
1797 год. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое
дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
1876 год Френсис Уокер; следует различать тех, кто
предоставляет напиток и получает за это проценты, и тех, кто
получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
1934 год Иозеф Шу; предприниматель - это новатор, который
разрабатывает новые технологии.
1961 год Дэвид Маклелланд; предприниматель - это
энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
1964 год Питер Друкер; предприниматель - это человек,
использующий возможность с максимальной выгодой.
1975 год Альберт Шапиро; предприниматель - это человек,
проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы.
Действуя в условиях рынка, он несет ответственность за возможную
неудачу.
1985 год Роберт Хидрич; предпринимательство – процесс
создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель –
это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы,
берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск,
получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в
книге «Рыночное предпринимательство»
деятельностью, которая связана с вложением средств, в целях получения
прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой».
Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из
удачных. [15.11-13]. Однако эта формулировка отличается и от той, что
дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 года «О
предприятиях и предпринимательской деятельности»; «Предпринимательская
деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную,
самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли. Было
установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется
гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в
пределах организационно-правовой формой предприятия. [17,6-7].
По мнению Бусыгина А.В., предпринимательство - есть искусство ведения
деловой активности, есть, прежде всего, мыслительный процесс,
реализуемый в форме делового проектирования. В профессиональном
смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается, как умение
организовать свой бизнес и достаточно успешно осуществлять функции,
связанные с ведением дела [16,25].
1.3. Основные черты
и функции
«Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно
можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики
предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVII веке, была связана с
концентрацией внимания на несение предпринимателем риска. Французский
экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII века впервые
выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики
предпринимательства.
«Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением
инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого
направления является один из крупнейших представителей мировой экономической
мысли Йозеф Шумптер (1883-1950).
И первая, и вторая «волны» развития теории предпринимательской функции были
основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к
излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства.
Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением «третьей
волны» в результате теоретических изысканий Й. Шумптера, а также
неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями
которой были Л. Мизес и Ф.Хайек.
«Третья волна» отличается сосредоточием внимания на особых личностных
качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической
и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений,
наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как
регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской функции можно
отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с
переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий
предпринимателя, а, следовательно – с переходом на недисциплинированный
уровень анализа проблем предпринимательства [14,13-15].
Сироткин С.П. основные черты предпринимательской деятельности:
1. Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот.
2. Управление, надзор и контроль за процессами производства и
обращения капитала.
3. Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению
максимальной прибыли.
4. Учет и использование рыночной конъюнктуры – конкуренции спроса и
предложения и т.п., вплоть до вкусов потребителей.
5. Свобода принятия хозяйственных решений с целью обеспечения
технических и экономических способов и методов предпринимательской
деятельности с наименьшими издержками производства.
6. Направленность производителей, как оферентов – носителей предложения
на удовлетворение потребностей, конкурентов – носителей спроса, на
обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей
производительности труда.
7. Способность к экспериментам, новаторству и риску для достижения
максимального успеха [19,222].
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и
действуют одновременно. Сущность предпринимательской деятельности через
выполнимые его функции. «Функции предпринимательства» - это
осуществление по производству и отменными операциями между
предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды [22,21]
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов
производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью
получения прибыли;
2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и
задающий тон деятельности фирмы и принимающий на себя бремя
ответственности за успех их проведения;
3. Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе
новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
4. Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на
него ради достижения цели бизнеса [20,320-321].
К перечисленным функциям можно добавить:
1. Поддержку предпринимательству.
инициативы и опыта управлении, что является функцией менеджмента.
2. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между
предприятием и его контрагентами, что является функцией менеджмента.
3. Связи с общественностью
(так называемые «паблик-
управление отношениями между предприятием и общественными структурами или
средства массовой информации. [22,24-25].
Таким образом, можно выделить достоинства и недостатки предпринимательской
деятельности.
Несомненными достоинствами
частнопредпринимательской
1. Простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2. Свобода действий (не
связанная с необходимостью
решений и т.д.);
3. Сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом);
Среди очевидных недостатков
частнопредпринимательской
первую очередь:
1. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с
недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения
кредитов);
2. Отсутствие развитой
системы внутренней
управленческих функций (особенно в условиях малого и среднего производства
наиболее типичного для данной формы собственности);
3. Существование неограниченной
ответственности (когда
банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и своей личной
собственностью) [13,188].
Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет
понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством.
Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием
всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения
потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция
предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить,
«доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за
это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль,
предпринимать, значит, затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело,
приступить к совершению чего-либо значительного.
Глава 2. Условие эффективной
предпринимательской
За словами «
сложный организм, представляющий
собой производственно-
задача которой производить продукцию, работы и услуги. Рыночная среда
заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет
покинуть сферу бизнеса. Поэтому для формирования предпринимательской
деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и
правовые.
2.1. Экономические условия
эффективной
Экономические условия - это, в первую очередь, предложение товаров и спрос на
них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных
средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или
недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной
платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных
ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина
заемных средств, за которыми готовы обратиться предприниматели для
финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им
кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих
инфраструктуру рынка, с
помощью которой
деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это банки,
занимающиеся оказанием финансовых услуг; поставщики, снабжающие сырьем,
материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией,
машинами и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и различные продавцы,
предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные,
юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по
трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения,
обучающие рабочих и специалистов-
транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации
[15,14-15].
Элементы процесса предпринимательства представлены в таблице 1 (см. Приложение).
Само по себе предпринимательство складывается из определенного типа
хозяйственного поведения. Предпринимательство охватывает производственную,
коммерчески-посредническую, торгово-закупочную, инновационную,
консультативную деятельность и операции с ценными бумагами.
Для эффективного функционирования и осуществления активной
предпринимательской деятельности хозяйствующих единиц в рыночной экономике
необходимы соответствующие условия:
1. Максимальная свобода
хозяйственной деятельности
товаропроизводителей.
2. Полная ответственность
за результаты своей
равных правах всех видов собственности.
3. Конкуренция производителей
как фактор стимулирования
услуг.
4. Свободное ценообразование на рынке.
5. Открытость экономики,
ее интеграция в системе
право предпринимателя осуществлять внешнеэкономические операции [24,56-57].
Бурное развитие всех форм предпринимательства требовало определенных
экономических и социальных условий, а также предпосылок.
Первоначальное накопление капитала и явилось тем необходимым условием