Предпринимательство и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Любое государство гордиться плодами деятельности своих предпринимателей.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению материального и духовного
потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению
государства, сохранению его национального духа и национальной гордости.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. История возникновения и сущность предпринимательства. 5
1.1. История развития предпринимательства. 6
1.2. Эволюция термина «предприниматель» и «предпринимательство». 9
1.3. Основные черты и функции предпринимательской деятельности. 13
Глава 2. Условие эффективной предпринимательской деятельности. 17
2.1. Экономические условия эффективной предпринимательской деятельности. 18
2.2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности. 21
2.3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности. 24
Глава 3. Виды предпринимательской деятельности. 28
3.1. Производственное предпринимательство. 29
3.2. Коммерческое предпринимательство. 36
3.2.1. Посредническое предпринимательство. 40
3.3. Финансовое предпринимательство. 41
3.3.1. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. 43
3.3.2. Виды предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг. 46
3.3.3. Страховой вид предпринимательской деятельности. 48
Заключение. 50
Список литературы.. 53
Приложение. 56

Файлы: 1 файл

курсовик виды предпринимат.docx

— 67.25 Кб (Скачать файл)

формирования социально-экономической  базы предпринимательства, которое,

высвобождая «связанные»  факторы производства (прежде всего  труд, землю и

капитал), содействовало проявлению в полной мере предпринимательских

способностей.

В России развитие процессов  первоначального накопления капитала тормозилось

длительным господством  феодально-крепостнической системы, сдерживавшей

экономическое высвобождение  тех факторов производства, как труд и земля

[24,62-63].

Первоначально владелец капитала и управляющий предприятием были едины в одном

лице. Однако это исходное положение, когда капиталист и управляющий  –

директор были слиты постепенно и широко воспроизводятся, в особенности  в

мелком и среднем предпринимательстве. Отделение субъектов собственности  на

капитал и объектов управления, достигшие больших размеров в  корпорациях не

меняет существа процесса [19,33].

Способ формирования и  накопления капитала в России имеет  свои особенности.

Главная среди них та, что  накопление капитала у нас началось не в

производстве, а в банковском, биржевом, страховом деле. Причем, все  это

строилось преимущественно  не на реальном (имеющем материальное обеспечение)

капитале, а на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств  у одних

вкладчиков и выплате  за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше

50%) капитале, тотальной коррупции  и др. [9,65]

У Бусыгина А. В. в книге  «Предпринимательство» условиями  осуществления

предпринимательской деятельности выступают факторы производства.

Экономическая наука традиционно  к факторам производства относила землю,

капитал и труд. Предпринимательство, как особая форма экономической

активности в современных  условиях требует расширенного набора факторов

производства, то есть обязательное наличие следующих факторов: идеи,

технологии, средств производства, капитала и предпринимателя. Более  того,

именно предприниматель  осуществляет комбинирование остальных  указанных нами

факторов производства для  достижения определенных целей, а процесс

комбинирования средств  производства и есть процесс производства.

Основной задачей предпринимателя  выступает необходимость выбора самой

эффективной формы комбинирования факторов производства, позволяющий

организовать процесс  производства. [4,21-23]

    

     

2.2. Социальные условия  эффективной предпринимательской  деятельности.

 

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования

предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные

нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие

влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику

организации предпринимательства  и деловую этику, на само отношение  к

предпринимательству [11, 26].

Прежде всего, это стремление  покупателей  приобретать  товары,  отвечающие

определенным  вкусам  и  моде.  На  разных  этапах  эти  потребности  могут

меняться.  Эти  нормы  оказывают  прямое  воздействие  на  образ  жизни

потребителей.

Подлинное  предпринимательство  выступает  как   рыночное  по  своей

сущности  явление.  Оно  определяется  степенью  свободы   (под  свободой  в

экономической  науке  всегда  понимается  самостоятельность)  экономического

поведения товаропроизводителя.  Это  поведение  подразумевает  свободу

спроса   и   предложения  производимого  товара  и  товара  рабочая  сила,

свободу  инициативы  и  предприимчивости,  свободу  мышления  и  действий

[9,32].

Социальные  условия  влияют  на  отношение  отдельного  индивидуума  к

работе,  что  в  свою  очередь  влияет  на  его  отношение  к  величине

заработной  платы,  к  условиям  труда,  предполагаемым  бизнесом.

От  предпринимательской  деятельности  предприниматель  должен  получать

удовлетворение.  Он  участвует  в  решении  социальных  вопросов  трудовой

деятельности  своих  сотрудников:  охраны  их  здоровья,  сохранения,

сохранения рабочих мест и т.д. [15,17-19] .

Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области  трудовых

отношений: гарантировать  защиту интересов предпринимателей, способствуя их

высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить

всю совокупность юридических, экономических и  социальных гарантий наемным

работникам.

Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость  в коммерческих

организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с

целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо

учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в

предпринимательских структурах в определенной мере усугубляется фактом

предпочтений высокой  зарплаты (при высокой интенсивности  труда) по сравнению

с социальной защитой трудящихся [9,62-63].

Исходя из реалий конкретной социально-экономической действительности, ясно,

что большинство трудоспособных членов нашего общества лишены элементарных

средств и условий производства, следовательно, - в большинстве случаев  –

возможности активно включиться в предпринимательскую деятельность [9,55].

Важнейшее условие развития производства - наличие значительного  числа людей,

лишенных условий труда  и источников к существованию, кроме  продажи своей

рабочей силы [11,62].

Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и

повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения

современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучение и

переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация  подготовки

и переподготовки преподавательских  кадров для обучения предпринимателей,

создание сети консультативных  центров, проводящих профессиональный отбор и

ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Для подготовки и обучения современных менеджеров необходимо:

1. Процесс обучения сделать  адекватным целям подготовки  специалистов,

способных работать и управлять  в современных рыночных условиях.

2. Активизировать позитивное  и творческое отношение будущих  и настоящих

менеджеров к процессу обучения под девизом «амортизация знаний».

3. Обеспечить практическую  деятельность современного менеджера  в решении

конкретных управленческих задач в реальных обстоятельствах.

В нынешней, исключительно  сложной социально-экономической  обстановке особо

значимой становится способность  принять в условиях неопределенности, когда

ответ не лежит на поверхности, верное управленческое решение. Это  доступно

только руководителю, наделенному  умением анализировать, гибкостью,

способностью к быстрой  адаптации, и адекватной реакции  на изменения. Там же

крайне важно, чтобы менеджеры  могли работать в команде, вести  диалог,

отстаивая свою позицию. В  конечном итоге, необходимо обучить  менеджеров

преодолевать профессиональные трудности, с которыми он стакивается  в процессе

работы [2,17-18].

    

     

2.3. Правовые условия эффективной  предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство может  существовать в определенных организационно-правовых

формах. Они воплощают  организационные и правовые признаки,

являющиеся общими для  юридических лиц - предпринимательских  организаций

различных видов.

Такими признаками являются:

- во-первых,  организационная  связь любого юридического лица  с правом,

законодательством, т.е. юридическое  лицо может создаваться лишь в  порядке,

установленном законом; нарушение  установленного порядка лишает деятельность

юридического лица должных  правовых последствий;

- во-вторых, любое юридическое  лицо может формироваться в  тех

организационно-правовых формах, которые установлены законом;

     - в-третьих,  юридическое лицо правомочно  действовать лишь в рамках,

очерченных законом;

- в-четвертых, на всех  юридических лиц, к какой бы

организационно-правовой форме  они ни относились, распространяется требование

соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические  лица, являющиеся коммерческими

организациями, могут создаваться  в форме хозяйственных товариществ  и

обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных

унитарных предприятий. В  иных организационно-правовых формах коммерческие

организации создаваться  не могут.

Юридические лица — некоммерческие организации могут создаваться  в форме

потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций

(объединений), финансируемых  собственником учреждений, благотворительных  и иных

фондов (например, негосударственных  пенсионных фондов), а также в  других

формах, предусмотренных  законом. Организационно-правовые формы  некоммерческих

организаций наряду с ГК РФ (ст. 116 — 123) могут определяться и  другими

законами, например Федеральным  законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих

организациях» (в ред. от 8 июля 1999 г.).

Предусмотренное ГК РФ деление  юридических лиц на коммерческие и

некоммерческие организации  представляется, на наш взгляд, не вполне удачным.

Ограничительный перечень коммерческих и неограниченность организационно-

правовых форм некоммерческих организаций в правовой литературе вызвали

дискуссию. В частности, В.А. Рахмилович ограничение организаци­онно-правовых

форм считает оправданным, поскольку это является необходимым  условием

устойчивости оборота.

Различие между коммерческими  и некоммерческими организациями  накладывает

определенный отпечаток  на их правовой статус и правоспособность. Такое

положение ориентирует на застой в правовом регулировании.  Как известно,  в

настоящее время экономика  страны развивается в новых условиях. Возникают новые

отношения между хозяйственными обществами и товариществами,  производственными

кооперативами и другими  организациями, и возможность формирования новых

организационно-правовых форм коммерческих организаций отрицать нельзя. К тому

же не все перечисленные  в ст. 50 ГК РФ коммерческие организации (например,

унитарные предприятия), а  также организации некоммерческие являются таковыми.

Поэтому, на наш взгляд, можно  пойти по пути более конкретной выработки

отличительных признаков, как  коммерческой организации, так и  неком­мерческой,

как сделано в отношении  понятия «юридическое лицо». Это  понятие давно сложилось

и четко закреплено в законе (ст. 48 ГК РФ). Организационно-правовая форма

юридического лица — это  совокупность конкретных признаков, объективно

выделяющихся в системе  общих признаков юридического лица и существенно

отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для  коммерческой организации, можно выявить  через

призму имущественных  и неимущественных прав участников организации данного

типа, а именно на следующее:

- формирование имущества  организации;

- участие в распределении  прибыли;

- долю в имуществе организации  при прекращении членства;

- получение «ликвидационной  квоты»;

- управление организацией;

- регистрацию участников  данной организации;

- информацию о деятельности  организации;

- защиту в законном  порядке своих интересов. Обязанностью  участников

коммерческой организации  являются экономическая ответственность  за

результаты ее деятельности.

Участники некоммерческих организаций  лишаются большинства существенных прав,

в частности права на участие  в распределении прибыли, на долю в имуществе

организации при прекращении  членства, на получение «ликвидационной  квоты».

Экономическая ответственность  участников некоммерческой орга­низации за

результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет

потребительский кооператив, который по отмеченным признакам  вполне можно

отнести к коммерческой организации). Подтверждением правового статуса

потребительского кооператива  как коммерческой организации служит письмо

Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 1996 г. № С5-7/03-92 «О некоторых

положениях Федерального закона «О некоммерческих организациях», в п. 1

которого указывается, что  данный Закон не распространяется на

потребительские кооперативы, их деятельность регулируется нормами  ГК РФ,

законами о потребительских  кооперативах, иными законами и правовыми  актами.

С учетом перечисленных признаков  коммерческих и некоммерческих организаций

можно было бы более точно  определить типы юридических лиц  и не ограничивать в

законодательстве их организационно-правовые формы.

Примером может служить  складывающаяся в течение многих лет система законов,

действующих в сфере предпринимательства  США (Таблица 2 Приложение).

    

Глава 3. Виды предпринимательской  деятельности.

 

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано

по различным признакам: виду или назначению, формам собственности,

Информация о работе Предпринимательство и его виды