Предпринимательство как особый тип экономического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

В древние времена оказание услуг как массовое экономическое явление было слабо развито или не раз¬вито вовсе. Товарный обмен и торговля осуществля¬лись в основном в виде готовых результатов сельско-хозяйственного или ремесленного труда. Развитая сфе¬ра услуг является характерным индикатором постинду¬стриального экономического уклада. Парадигма фор¬мирования сферы услуг как расширяющейся и все бо¬лее значимой отрасли экономики базируется на разви¬тии предпринимательства. Смысл се состоит в том, что слабое разделение труда приводит к небольшим или малозначимым рискам.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности видов предпринимательской деятельности в сфере услуг 5
2.Предпринимательство как особый тип экономического мышления 11
3. Малое предпринимательство 15
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

0243 развитие предпринимательства в сфере услуг СГМУ 2012.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Воздействие этих факторов на территориальную организацию  сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

В целом территориальная организация  платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три  типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.

Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность – особый инструмент предпринимательства. Инновация (нововведение) является скорее экономическим или социальным понятием, нежели техническим. Само предпринимательство, как действие, направленно на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. Более того, в ходе нововведений создается ресурс. Ресурса как токового не существует до тех пор, пока человек не отыщет в природе что-либо полезное и не наделит его экономической ценностью. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха.7

В теории и обыденной жизни предпринимателей нередко характеризуют как людей  инициативных, решительных, хватких, быстро ориентирующихся в деловой и  житейской ситуации с обостренной  ситуацией и даром предвидения  возможных результатов и последствий  от принимаемых решений. Расчетливость, как в делах, так и в быту – характерная черта преобладающего числа предпринимателей. Таким образом, предпринимательство – это не только особый вид экономической деятельности, связанный с формированием и использованием капитала, это еще определенный тип и стиль поведения, характерная социальная психология, образ мыслей, интересов и культуры в самом широком смысле этого слова.

Наиважнейшие характерные черты, которые должны быть присущи предпринимателю, чтобы можно было гарантировать ему успех даже в самом рискованном предприятии:

1) энергия, умение заставить  себя работать;

2) умение думать;

3) умение строить взаимоотношения  с людьми;

4) знание техники и  технологии.

Что характеризует преуспевающих  предпринимателей:

- видение или мечта, которую они ежедневно преследуют;

- безграничная вера  в их продукты или виды услуг;

- изобретательность;

- упорство, настойчивость;

- нацеленность на успех;

- понимание своих сил  и слабостей;

- понимание значения  тонких изменений, их влияния  на успех в бизнесе;

- желание расти;

- понимание главенствующей  роли потребителя;

- понимание, что проблемы  неизбежны, а их появление предсказуемо.8

 

3. Малое предпринимательство

 

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.

Наряду с этим у  малого бизнеса появляются некоторые  реальные шансы конкурировать с  фирмами. Отмечаются следущие преимущества малого предпринимательства в сфере услуг:

  • более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
  • повышенная скорость оборота капитала.9

Эти преимущества позволяют  малому бизнесу:

  • ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
  • ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
  • полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
  • наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый  бизнес позволяет создать условия лля повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

В последние десятилетия  в промышленности индустриально  развитых стран проявилась тенденция коптимизации размеров предприятии, сосредоточенных на одной территориальной площадке.

В связи с падением серийности производства и разбуханием  номенклатуры производимых изделий развитие новых несложных производств, второстепенные производственные операции, разного рода обслуживание, были переданы крупными корпорациями специализированным мелким и средним фирмам, которые благодаря узкой специализации добились значительных успехов в своей деятельности.10

Сложился своеобразный симбиоз монополий мелких и средних  фирм в гибком обеспечении меняющихся потребностей рынка. Подобное разделение труда позволило повысить общую рентабельность производства как монополий, так и предприятий малого бизнеса. В Японии до 70% предприятий малого бизнеса кооперированы с монополиями, в США - 30-40%.

Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, малое предприятие подчинено работодателю — крупной фирме, которая диктует, что конкретно изготавливать, в каком количестве, в какие дни и часы поставлять продукцию, по какой цене.

В России малое предпринимательство  в производственной сфере начало развиваться лишь в конце XX в., однако уже приобретен и позитивный опыт.

В качестве примера относительно успешной работы в малом бизнесе можно привести деятельность подмосковного предприятия "Скорость", которое возникло в конце 1990 г. на базе небольшого цеха московского оборонного завода, оказавшегося под угрозой закрытия в связи с резким снижением военных заказов. С руководством завода был заключен договор о создании на базе цеха малого предприятия, учредителем которого оставался завод.

В договоре устанавливалось  обязательство малого предприятия в первоочередном порядке заключать договоры с предприятием-учредителем, который, в свою очередь, взял на себя обязательство обеспечивать в полном объеме материально-техническими ресурсами свои заказы малому предприятию, не располагавшему ни современной техникой, ни квалифицированными кадрами. Устанавливался порядок ценообразования и расчетов на поставляемую заводу-учредителю продукцию. В остальном малое предприятие получало полную самостоятельность.

Первое, за что взялось  предприятие "Скорость", - поиск  заказов на продукцию, которую оно могло производить. Начался процесс всеобщей диверсификации этого небольшого производства. За короткий срок в соответствии с заказами было освоено производство оконных и террасных рам, дверей, подсвечников, сковород, деталей легковых автомобилей, деревянного бруса, паркетной доски и других изделий. На операциях, где не хватало мощностей, использовался трехсменный режим работы по графику без остановки оборудования в выходные дни.

Со всеми работниками, поступающими на предприятие, заключался контракт на 3 года с обязательным испытательным сроком в течение 3 мес. В контракте указывались основные экономические и административные меры воздействия за нарушения сторонами договора, несоблюдение правил внутреннего распорядка, техники безопасности, отказ работника от выполнения порученных работ.

В течение одного года предприятие значительно увеличило объем производства и собственный доход. Производительность труда повысилась почти в 3,5 раза, а реальная средняя заработная плата — более чем в 2,5 раза.

В дальнейшем коллектив  предприятия выкупил имущество у завода-учредителя, приобрел новое деревообрабатывающее и литейное оборудование, ряд отделочных машин и механизмов.

Трудности, с которыми в первую очередь столкнулось  предприятие "Скорость", — это недисциплинированность поставщиков и потребителей, вопросы взаимных расчетов, сложности информационного и правового обеспечения, высокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми оно располагало, дороговизна получения кредита.

Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других прпнзволстпенных ресурсов, посколько мелкие партии которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной деятельности малого предпрития.

В послевоенной Японии, где  разрушенная экономика начала возрождаться путем образования миллионов мелких и мельчайших фирм, успешно работающие отдельные предприниматели вскоре становились совладельцами крупного капитала, вкладывая свой доход в акции фирмы-патрона. В 1950 г. 70% всего количества выпущенных в Японии акций принадлежала физическим (т. е. частным) лицам. Однако процесс концентрации производства и капитала привел к тому, что уже в 1993 г. частные лица владели всего 30% акций страны. По отношению к чистой прибыли корпораций доля дивидендов по акциям в 1991 г. составляла 10%, а по отношению к национальному доходу - 2,6%. Большая часть акций перешла, таким образом, в руки юридических фирм. Считается, что "снижение удельного веса акционеров - физических лиц - и высокая концентрация акций в руках юридических лиц представляет собой интернациональное явление и нет никаких признаков того, что эта тенденция будет ослабевать". Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета крохотного индивидуально-частного бизнеса заканчивается. Очевидно, что в дальнейшем он сможет существовать не как основное, а как вспомогательное производственное предпринимательство. Эти подтверждает российский опыт.

Основной правительственный  замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 80-х — начале 90-х гг. связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого законодательно создавались необходимые экономические условия для развития малого бизнеса: выдавались льготные кредиты, снижались налоги, а в первый год образования малые предприятия вовсе не платили налогов.11

Вместе с тем, неразвитость малого производственного предпринимательства отражает серьезные недостатки в структуре экономики страны, которые трудно исправить на основе перемещения и диверсификации крупного капитала. Насыщение рынка товарами мелких партий, развитие сферы производственно-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей — это сфера деятельности в основном малого предпринимательства.

Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия  малых производственных предприятий. Из создание снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.12

 

Заключение

 

Рынок услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2010 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.

Территориальная организация  рынка услуг определяется целым  рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы  услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.

Информация о работе Предпринимательство как особый тип экономического мышления