Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед бизнесом в РФ.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства. 4
1.1. История предпринимательства в России 4
1.2. Сущность предпринимательства 8
1.3. Виды и формы предпринимательства 10
1.4. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике 17
Глава 2. Предпринимательство в России. 19
2.1. Этапы развития предпринимательства 19
2.2. Особенности предпринимательства в России 21
2.3. Малое предпринимательство в современной России 24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства. 28
3.1. Проблемы развития предпринимательства в условиях кризисного и посткризисного периодов 28
3.2. Перспективы развития предпринимательства в России 31
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 383.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                 2 
Глава 1.  Теоретические основы предпринимательства.                                   4

1.1. История предпринимательства  в России                                                     4

1.2. Сущность предпринимательства                                                                  8

1.3. Виды и формы предпринимательства                                                        10

1.4. Роль предпринимательства  в современной рыночной экономике          17       

Глава 2. Предпринимательство  в России.                                                         19

2.1. Этапы развития предпринимательства                                                      19

2.2. Особенности предпринимательства  в России                                           21

2.3. Малое предпринимательство  в современной России                               24

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития предпринимательства.             28

3.1. Проблемы развития  предпринимательства в условиях  кризисного и           посткризисного периодов                                                                                   28

3.2. Перспективы развития  предпринимательства в России                           31

Заключение                                                                                                          35

Список литературы                                                                                              38

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российской экономики вызвало живой интерес к развитию предпринимательской деятельности. Предпринимательство становится философией управления, способом мышления, образом поведения. Сегодня предпринимательство вторгается в любую сферу социально-экономической жизни: производственную, торговлю, образование, науку, здравоохранение, консультирование и т.д. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенных организационных форм. Предпринимательскими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

В предпринимательстве находят  свое проявление заложенные в человеке от природы стремление к самореализации, самоутверждению.  С другой стороны, лишь с развитием предпринимательства возможна социально-экономическая трансформация общества в направлении формирования рыночно ориентированного хозяйства.

Вместе с тем становление  и развитие предпринимательства в России сопровождается нестабильностью и неопределенностью внешней среды функционирования фирм, постоянными изменениями в области законодательства, отсутствием четко разработанной государственной политики поддержки бизнеса, сохранением власти монополий. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать подходы, способы осуществлять свою деятельность, развиваться, используя возможности, заложенные в самих организациях.

Добиться успеха в предпринимательстве  можно на основе предварительной (и нередко достаточно длительной) подготовки себя к этому. В любом случае усложнение современной экономической ситуации в стране и в мире в целом по сравнению с экономической ситуацией "давно минувших дней" предполагает обладание каждым вступающим в сферу предпринимательства тем минимумом знаний, навыков и умений, без которых осуществление предпринимательских функций выглядит как любительская, а не профессиональная деятельность.

Во всем выше сказанном  и заключается актуальность данной темы.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его  особенности и  обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед бизнесом в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

1.1 История предпринимательства  в России

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.                     

Оплотом развития предпринимательства  на Руси становились города, в которых  сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов  возникало множество торговых и  промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бортники, звероловы, и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

Успешный рост предпринимательской  деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Клемент, живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

 По поводу предпринимательского  кредита на Руси было особое  мнение. Считалось не по-христиански  брать высокие проценты. Однако  пришлые люди пытались заниматься  ростовщичеством под огромные  проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде.1

           В XVI-XVII веках Россия обладает  сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.

Петр I создал благоприятные  условия для реализации лучших качеств  русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.

Весьма характерно, что  большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Прохоровы, Грачевы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.

Если при Петре еще  существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли.

Русское предпринимательство  было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.

19 февраля 1861 г. манифестом  Александра II крепостное право было  отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.

 В целом темпы русского  предпринимательства в XIX веке  были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик  увеличилась почти в 13 раз,  а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз.

С момента отмены крепостного  права по 1913 г. объем промышленного  производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.

Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в  будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.

Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.

С началом гражданской  войны в стране до предела обострилась  обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения.

В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая  политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.2

Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли, но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками.

В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.

После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.

 В 1992 г. Новое правительство  России провозгласило решительный  переход к рынку. Началось создание  иного государства, в котором  достойное место должно принадлежать  предпринимателям.

 

1.2 Сущность предпринимательства

 

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Главной задачей предпринимателя  является управление предприятием, которое  включает в себя рациональное использования  ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном  риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях