Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:13, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед бизнесом в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства. 4
1.1. История предпринимательства в России 4
1.2. Сущность предпринимательства 8
1.3. Виды и формы предпринимательства 10
1.4. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике 17
Глава 2. Предпринимательство в России. 19
2.1. Этапы развития предпринимательства 19
2.2. Особенности предпринимательства в России 21
2.3. Малое предпринимательство в современной России 24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства. 28
3.1. Проблемы развития предпринимательства в условиях кризисного и посткризисного периодов 28
3.2. Перспективы развития предпринимательства в России 31
Заключение 35
Список литературы 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства.
1.1. История предпринимательства
в России
1.2. Сущность предпринимательства
1.3. Виды и формы
1.4. Роль предпринимательства
в современной рыночной
Глава 2. Предпринимательство
в России.
2.1. Этапы развития
2.2. Особенности
2.3. Малое предпринимательство
в современной России
Глава 3. Проблемы и перспективы
развития предпринимательства.
3.1. Проблемы развития
предпринимательства в
3.2. Перспективы развития
предпринимательства в России
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование российской экономики вызвало живой интерес к развитию предпринимательской деятельности. Предпринимательство становится философией управления, способом мышления, образом поведения. Сегодня предпринимательство вторгается в любую сферу социально-экономической жизни: производственную, торговлю, образование, науку, здравоохранение, консультирование и т.д. Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенных организационных форм. Предпринимательскими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
В предпринимательстве находят свое проявление заложенные в человеке от природы стремление к самореализации, самоутверждению. С другой стороны, лишь с развитием предпринимательства возможна социально-экономическая трансформация общества в направлении формирования рыночно ориентированного хозяйства.
Вместе с тем становление и развитие предпринимательства в России сопровождается нестабильностью и неопределенностью внешней среды функционирования фирм, постоянными изменениями в области законодательства, отсутствием четко разработанной государственной политики поддержки бизнеса, сохранением власти монополий. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать подходы, способы осуществлять свою деятельность, развиваться, используя возможности, заложенные в самих организациях.
Добиться успеха в предпринимательстве можно на основе предварительной (и нередко достаточно длительной) подготовки себя к этому. В любом случае усложнение современной экономической ситуации в стране и в мире в целом по сравнению с экономической ситуацией "давно минувших дней" предполагает обладание каждым вступающим в сферу предпринимательства тем минимумом знаний, навыков и умений, без которых осуществление предпринимательских функций выглядит как любительская, а не профессиональная деятельность.
Во всем выше сказанном и заключается актуальность данной темы.
Основная цель данной работы
состоит в том, чтобы охарактеризовать
предпринимательство в России на
современном этапе его
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 История предпринимательства в России
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Оплотом развития предпринимательства
на Руси становились города, в которых
сосредотачивались массы
Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Клемент, живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.
По поводу
В XVI-XVII веках Россия обладает
сильно развитой торговой
Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.
Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей - Морозовы, Прохоровы, Грачевы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Если при Петре еще существовали некоторые ограничения и стеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II ликвидируется необходимость получения "разрешительных указов" на открытие предприятия и его устройство. Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Она отменяет все возможные ограничения. Одновременно объявляется об уничтожении монополий и введение полной свободы торговли.
Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.
19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60-70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и пореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.
В целом темпы русского предпринимательства в XIX веке были просто поразительны. С 1802 по 1881 годы численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более, чем в 8 раз. Только за 1804-1863 годы производительность труда увеличилась почти в пять раз.
С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10-12 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.
Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.
С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения.
В марте 1921 г. в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.2
Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли, но широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которые во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне - кулаками.
В июне 1926 г. был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием.
После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 г. 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений в 1986 г. предусматривал создание совместных предприятий.
В 1992 г. Новое правительство
России провозгласило
1.2 Сущность предпринимательства
Под предпринимательством,
или предпринимательской
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды.
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях