Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:13, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед бизнесом в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства. 4
1.1. История предпринимательства в России 4
1.2. Сущность предпринимательства 8
1.3. Виды и формы предпринимательства 10
1.4. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике 17
Глава 2. Предпринимательство в России. 19
2.1. Этапы развития предпринимательства 19
2.2. Особенности предпринимательства в России 21
2.3. Малое предпринимательство в современной России 24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства. 28
3.1. Проблемы развития предпринимательства в условиях кризисного и посткризисного периодов 28
3.2. Перспективы развития предпринимательства в России 31
Заключение 35
Список литературы 38
Трест — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
Транснациональная компания (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30% ее общего объема и имеющая филиалы в двух и более странах.4
1.4 Роль предпринимательства
в современной рыночной
Переход экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Свобода предпринимательства
наравне с частной
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых, он обеспечивает
необходимую мобильность в
Необходимо дать свободу для развития предпринимательства. Оно может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Развитие мелкого
Вывод: современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ
2.1 Этапы развития
Существует неправильное мнение, что предпринимательство — удел лишь отдельных частных лиц, мелких фирм; такой взгляд характерен для экономики прошлых времен.
Простота основных потребительских изделий, несложная технология изготовления, относительно небольшие масштабы производства и потребления — вот та среда, в которой действовал предприниматель в прошлом, не подвергаясь особенному риску и имея небольшой капитал. На современной стадии развития экономики положение коренным образом изменилось.
Появились новые формы собственности: общественная и государственная. За последнее время почти полностью видоизменились производство и быт людей, а потребность поиска все более эффективных сфер приложения труда и капитала осталась. Поэтому по-прежнему сохранилась надобность в предпринимательстве — изменились лишь его формы, многократно увеличились масштабы, в основном в связи с развитием производительных сил.
Все чаще новое доходное дело оказывается не по силам не только одному человеку, но даже крупному предприятию. Поэтому предпринимательство становится делом коллективным. Конечно, остается место и малому, в том числе индивидуальному, предпринимательству, но его деятельность ограничивается в основном коммерцией, сферой обслуживания и частично сельским хозяйством. Промышленность и финансы переходят в руки крупного капитала, представленного многочисленными коллективами.
Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован прежде всего на какие-то достижения. Вложив в собственное предприятие огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, предприниматель в малом бизнесе, как правило, демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний. Поэтому человек, владеющий большим капиталом и заинтересованный в развитии крупных компаний, стремится придать менеджменту предпринимательские черты.6
Изначально
Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
Ко второй половине XIX в. появилась, необходимость проведения различий между предпринимателем и капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступают в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являются капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем будут стираться, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления.
Понятие «предпринимательство» в последнее время получило, таким образом, новое содержание. В современном мире предприниматель — это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.
Изучение проблем
2.2 Особенности предпринимательства в России
В России становление и развитие предпринимательства имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление. Становление и развитие рыночной экономики в России изменило социальную структуру общества, привело к появлению новых слоев и социоструктурных образований. Речь идет о наемных работниках и работающих не по найму. Среди последних выделяются работодатели, самостоятельно занятые, члены производственных кооперативов на семейном предприятии, т. е. те, кто по определению Федеральной службы государственной статистики, называется «работодателями». В 2005 г. эта группа составляла 894 тыс. человек, или 1,3 % всего занятого населения. За последние два года она выросла на 83 тыс. человек (0,1 %).
Таким образом, российские предприниматели составляют немногим более 1 % активной части населения. В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. На сегодняшний день производственным предпринимательством занято приблизительно 4 %, финансовой деятельностью — 3 %, коммерческой — 93 %. Предпринимательство в России зарождалось, прежде всего, в сфере торговли, где главным источником дохода является разница в ценах при покупке и продаже товаров. Сегодня почти не происходит миграции предпринимательских кадров, успевших продемонстрировать свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.
Во многих странах предпринимательский
талант активно используется в теневой,
а не в легальной экономике. По
данным МВД РФ, в начале 90-х гг.
в теневой экономике
В настоящее время наиболее выраженной причиной угроз российскому бизнесу является коррупция. Как показывают многочисленные опросы предпринимателей, каждый шестой из них сталкивается с открытым давлением местных властей на стадии организации своего дела, каждый третий — в процессе текущей деятельности и почти все — в момент закрытия предприятия. Более трети предпринимателей полагают, что в последние годы произошло усиление чиновничьего рэкета. По целому ряду серьезных экспертных оценок, от 30 до 50 % своей прибыли коммерческие структуры направляют на обеспечение «особых» отношений с представителями государственной власти. По данным Мирового банка, 40 % предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15 %, в азиатских — 30 %, в странах СНГ — 60 %. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 128-е место из 158 среди наименее коррупционных государств. Высокий уровень преступности и коррупции в стране препятствуют цивилизованному развитию бизнеса и притоку иностранных инвестиций.8
Существует четыре типа предпринимателей: авторитарный, капиталистический, демократический и театральный. Характерная черта авторитарного типа предпринимателя - полная самодостаточность, отсутствие желания сравнивать себя с другими. Самым одномерным является капиталистический тип предпринимателя. Это очень богатый (по мировым меркам) человек, который сам приобрел капитал, хорошо образован, "хозяин жизни". Наиболее распространенным в сфере малого и среднего бизнеса является демократический тип предпринимателя. Этот образ выступает в виде свободного простого человека. Наименее деятельным в сфере бизнеса является театральный тип предпринимателя, образ которого - персонаж. Данный тип существует вне социальной среды и своей деятельности. Он публичен.
Таким образом, было отмечено четыре основных типа предпринимателей, каждый из которых значительно отличается друг от друга. Существуют и смежные образы предпринимателей со своими общими чертами и различиями.
В изменении сознания и стиля жизни российских предпринимателей, можно выделить следующие основные тенденции: сознание российского предпринимателя стало после 1998 года (августовский кризис) более реалистичным, зрелым и адекватным; несмотря на то, что ярко выделяется слой "обеспеченных" предпринимателей, материальный уровень жизни снизился у остальной части слоя, т.к. "материальная обеспеченность" перестала быть основным стимулом и ценностью; наблюдается сокращение свободного времени предпринимателя; стили жизни и их динамика достаточно сильно дифференцированы по группам в зависимости от материального положения и системы ценностей предпринимателей.
Феномен предпринимательства в России отличается своей специфичностью, природа которой лежит в особенностях становления данного класса. Стремясь к стандартам западного, образцового предпринимательства, российский бизнесмен не в силах игнорировать давно сложившиеся патриархальные традиции, арсенал накопившихся социальных ресурсов, амбициозность конкурентов, возможность самореализации и "переустройства мира на свой лад".9
Таким образом, без создания экономических, политических, правовых и других условий для свободного предпринимательства России сложно будет выйти из глубокого экономического кризиса и войти в мировую экономику в качестве равноправного партнера. Предпринимательство должно выступить важнейшим фактором сначала остановки падения производства в стране, а затем его подъема, главным импульсом экономического роста. Страны с развитой рыночной экономикой ведут активную политику поддержки предпринимателей. В формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль современного государства. Необходим механизм поддержки и развития предпринимательства. Под таким механизмом понимается совокупность норм и действий по обеспечению стабильных, непротиворечивых взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Эти нормы и действия должны дать возможность самостоятельно и прибыльно работать, конкурировать с другими структурами, выплачивать в государственный бюджет необходимые налоги, получать своевременную помощь от государственных организаций без вмешательства во внутренние дела предприятия.
2.3 Малое предпринимательство в современной России
Развитие малого предпринимательства в бывшем СССР началось с принятием в 1987 г. Закона о кооперации, в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий.
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях