Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:13, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед бизнесом в РФ.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства. 4
1.1. История предпринимательства в России 4
1.2. Сущность предпринимательства 8
1.3. Виды и формы предпринимательства 10
1.4. Роль предпринимательства в современной рыночной экономике 17
Глава 2. Предпринимательство в России. 19
2.1. Этапы развития предпринимательства 19
2.2. Особенности предпринимательства в России 21
2.3. Малое предпринимательство в современной России 24
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства. 28
3.1. Проблемы развития предпринимательства в условиях кризисного и посткризисного периодов 28
3.2. Перспективы развития предпринимательства в России 31
Заключение 35
Список литературы 38
На начальном этапе
либерально-демократических
По итогам первых трех кварталов 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства: количества малых предприятий (табл. 1,2) и оборота малых предприятий (табл. 3,4). 10
Таблица 1.
Таблица 2.
По состоянию на 1 октября 2012 года в России было зарегистрировано 238,1 тыс. малых предприятий, что на 8,0% больше, чем по состоянию на 1 Января 2011 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 11,6 ед. и составило 166,4 ед.
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за первые три квартала 2012 года составил 10 386,5 млрд. рублей, что на 18,5% выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 11,2%).
Таблица 3.
Таблица 4.
Итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2012 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В регионах увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличилась среднесписочная численность занятых на малых предприятиях ; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос во многих регионах; выросли инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ.
Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это недостаток нашей экономики сегодня, но зато это огромный резерв роста в будущем при правильной политике государства. МП способно относительно быстро организовать свою деятельность на должном уровне, и возможно оно станет одним из главных локомотивов российской экономики.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
3.1 Проблемы развития предпринимательства в условиях кризисного и посткризисного периодов
2010 год стал переходным
от кризисного времени к
К сожалению, 2010 год еще раз подтвердил наличие сильной зависимости российской экономики от внешней конъюнктуры. В течение первых трех кварталов 2010 г. рост ВВП был минимальным.
По итогам кризиса Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран. В 2009 г. ВВП упал на 7,8%, в то время как мировой ВВП снизился лишь на 0,6%, а выпуск в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком вырос на 2,6%. При этом в них, как и в России, кризисные явления в основном были вызваны финансовыми и торговыми шоками. Относительно более выраженную негативную динамику российской экономики можно объяснить ее большей уязвимостью к таким шокам. Перегрев экономики приводит к накоплению в ней внутренних дисбалансов, и чем сильнее «раздут» спрос, тем больше при прочих равных условиях последующая коррекция. Среди факторов такого перегрева в первую очередь назовем рост кредитов. В 2003—2007 гг. в России объем кредитования увеличился с 16,8 до 37,8% ВВП в основном за счет привлечения банками иностранного капитала. При этом заемные средства зачастую использовались для финансирования высокорискованных проектов и вложений в дорожающие активы. Падение доходности проектов и снижение стоимости активов в дальнейшем обусловили резкую коррекцию этого показателя.11
Индекс предпринимательской активности (Total entrepreneurship activity index, TEA) в России в 2009 году был существенно ниже, чем в других восточно-европейских странах с развивающейся экономикой — 3,9%. По этому показателю Россию обогнали даже такие страны как Венгрия (9,1%), Румыния (5%) и Латвия (10,5%). Однако столь низкий уровень для России был ожидаем — за все время участия в проекте, самый высокий показатель TEA был зафиксирован в 2006 году — 4,9%.
Индекс ранней предпринимательской
активности в 2009 году в России сложился
на уровне 3,9%, что незначительно выше, чем
в 2008 году (3,4%), и стал самым низким среди
группы стран с эффективностно-
Предпринимательская активность измеряется не только количеством созданных компаний, но и количеством вышедших из бизнеса. Число вышедших из бизнеса в России превысило количество начинающих свое дело. Однако выход из бизнеса не всегда предусматривает закрытие компании. В России 20% предпринимательских фирм, собственники которых покинули компанию, продолжили существовать с другими собственниками или в другой форме. Основной причиной закрытия бизнеса стала его нерентабельность. 36% опрошенных признали, что основная проблема 2008 года — нехватка оборотных средств, отошла на второй план.
Кризис принес России всплеск такого явления, как «вынужденное предпринимательство», когда люди идут в бизнес по необходимости, не имея другой возможности найти средства к существованию. В основном, к таким видам бизнеса относится уличная торговля и мелкие бытовые услуги. Однако подобная деятельность не приносит никакой пользы экономике — не создает новых рабочих мест и отличается крайне низкой производительностью.
Изменился и портрет типичного вынужденного предпринимателя. Если в середине 90-х это были люди с клетчатыми сумками — так называемые «челноки», то сейчас вынужденным предпринимательством занимаются и менеджеры среднего звена. Их бизнес — это частный извоз, помогающий выплачивать кредит за автомобиль, и консалтинговые услуги в свободное от работы время.
Среди предпринимателей «по призванию» все больше людей рассматривают мотив независимости в качестве основной побуждающей силы при решении начать свое дело. Доля таких бизнесменов с 2008 года удвоилась. Возможно, это связано с тем, что столкнувшись с сокращениями зарплат и угрозой увольнения, люди создают свой бизнес, стремясь к независимости.
Напрямую определяют предпринимательскою активность и личностные и социально-демографические характеристики — пол, возраст и уровень образования.
Среди молодых предпринимателей в 2009 году наиболее активными в России стали люди в возрасте от 25 до 34 лет. Однако эта возрастная группа существенно сократилась (с 41% до 28%), что в целом существенно выше, чем в других странах.
Одной из характерных черт российского бизнеса является то, что возраст и знания предпринимателей не связаны напрямую. В более молодых возрастных группах уверенность в знаниях увеличивается. В возрастной группе 18–24 лет об уверенности в своих знаниях заявляет каждый третий предприниматель, тогда как в группе 25-44 год так считает только каждый пятый.
Что касается технологической
составляющей российского
Самыми часто упоминаемыми факторами негативного влияния на развитие бизнеса в 2009 году стали бюрократия и коррупция. И Россия по этим показателям традиционно не осталась без внимания. Россия оказывается в отрицательной зоне не только по оценке доступности финансовых ресурсов, но и по таким факторам как государственная политика, эффективность государственных программ, доступность научно-исследовательских разработок. Несмотря на декларацию развития малого бизнеса как приоритета развития экономики России, реальная поддержка отсутствует. Причем особо отмечается, не столько недостаток законодательства, сколько возможность его вольной трактовки чиновниками, которые рассматривают малый бизнес как источник личного обогащения.
Пропорционально росту экономики росли и сдерживающие факторы, особенно это стало заметно в крупных городах, где поднялись цены на землю и офисы. В итоге, в 2008 году был зафиксирован абсолютный минимум новых предпринимателей. Для того, чтобы оказать реальную поддержку малому бизнесу, недостаточно одних субсидий и льгот, нужно обеспечить поддержку предпринимательской инициативы, пропаганду предпринимательства и обучение бизнесу, так как нехватка знаний у потенциальных предпринимателей является основной проблемой.12
3.2. Перспективы развития предпринимательства в России
Система государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прошла непростой путь становления. Впервые государственная поддержка сектора МСП приобрела программный и системный характер, охвачены не только общие проблемы, но и отраслевой аспект.
Институт проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации (ОНДП) стал основным инструментом реализации положений Концепции 2020. В рамках работы с проектами ОНДП на постоянной основе проводится оценка хода их реализации, делаются ежеквартальные и ежегодные сводные отчеты о ходе их исполнения. Проводится работа по обеспечению увязки расходных обязательств с ожидаемыми результатами деятельности.
Таким образом, проекты ОНДП позволят осуществлять оперативный мониторинг и управление реализацией положений Концепции 2020, способствуют повышению эффективности бюджетных расходов.
Особое внимание
уделено поддержке МСП в
Результатом реализации поручений Президента РФ и Правительства РФ в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства стало завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008–2010 гг. и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период.
Особое внимание в этот период уделялось контролю правоприменительной практики, которая показала, что запланированный результат мер поддержки малого и среднего бизнеса прямо обусловлен эффективностью их применения на практике.
Через 10 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Об этом заявил Владимир Путин, выступая на первом социальном бизнес-форуме в Москве, состоявшемся 27 мая 2011 года. За это время ВВП на душу населения необходимо увеличить в два раза, обеспечить опережающее развитие всех несырьевых отраслей экономики, создать до 25 миллионов рабочих мест, в том числе и за счет поддержки малого и среднего бизнеса.13
Для решения программных инициатив Деловой России по созданию 25 тысяч новых рабочих мест Председателем Правительства России, В.В. Путиным создано Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Приоритеты работы
АСИ – поддержка развития
Перспективы государственной политики по развитию МСП – существенное увеличение числа субъектов МСП, увеличение доли их продукции в ВВП, изменение структуры сектора, обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса.
На решение этих
задач направлен, разработанный
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях