Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:50, реферат
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в Республике Татарстан;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как
одно из конкретных форм проявления общественных
отношений способствует не только повышению
материального и духовного
Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования, высокой налоговой нагрузки и т.д.
Важность развития предпринимательства в России нельзя переоценить.
Во-первых, предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, создавать атмосферу
конкуренции. В-четвертых, он создает
ту среду и дух
Важной функцией предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов.
Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.
Но предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо:
- качественное улучшение
информационно-методической
- проведение инвентаризации
бездействующих
- разработка и распространение
на этой основе различных
- обеспечение правовых
и организационных основ
Во всем вышесказанном и заключается актуальность избранной нами темы исследования.
Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой дипломной работы служат труды ведущих в области исследования предпринимательства отечественных и зарубежных ученых.
Среди этой массы исследований можно выделить труды, которые имеют теоретический характер, исследуя законы функционирования предпринимательства. Это работы следующих авторов Б.А. Райзберга, В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара и др.
При этом имеются труды, которые представляют собой практической руководство по организации собственного дела. Это, прежде всего, труды Б.С. Баженова, Ю.А.Баженова, И.Лебедевой и др.
Можно отдельно выделить блок литературы, предметом исследования которых является государственная политика в области предпринимательства. Среди таких трудов можно назвать таких авторов как М. А. Букаминой, И.М. Ивановой, Р. Макинтайр, М. Н. Масленникова и др.
Большое значение при анализе развития предпринимательства в Российской Федерации играют нормативно-правовые акты. Существует Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в РФ», который закладывает основы нормативно-правового регулирования частного предпринимательства в России и, соответственно, в Республике Татарстан. Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и предпринимательством, хотя и имеет свои недостатки.
Федеральные программы поддержки
предпринимательства занимают важное
место в регулировании
Так как наш предмет исследования лежит в области развития предпринимательства в Республике Татарстан в работе имеется анализ «Программы поддержки предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы», которая отражает особенности современного периода становления сектора предпринимательства и специфические задачи, которые ставит республика в области создания условий наиболее благоприятных для развития предпринимательства.
В качестве методов исследования в дипломной работе использовались системный анализ, сравнительный метод, прогнозирования и др.
Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового
регулирования и организации
предпринимательства в
- анализ проблем в области развития предпринимательства.
Объектом исследования в работе является предпринимательство как социально- экономическое явление.
Предмет исследования – развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы
к пониманию сущности предпринимательства
1.1. Сущность понятий: "предпринимательство", "предприниматель"
Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Для того чтобы исследовать
предпринимательство как
При этом нужно отметить,
что ни за рубежом, ни в России еще
пока не создана общепринятая экономическая
теория предпринимательства, хотя потребность
в такой теории давно уже стала
весьма насущной. "Три волны" развития
теории предпринимательской функции
- так условно можно
"Первая волна", которая
возникла еще в XVIII в., была связана
с концентрацией внимания на
несении предпринимателем
"Вторая волна" в
научном осмыслении
И первая, и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на многофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями, которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.
"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития
теории предпринимательской функции
можно отнести к "четвертой
волне", появление которой связывается
с переносом акцента на управленческий
аспект в анализе действий предпринимателя,
а, следовательно - с переходом на
междисциплинарный уровень
Рассмотрим имеющиеся современные трактовки понятия «предпринимательство» в рамках «четвертой волны» развития бизнеса.
Итак, в основе
российского законодательства лежит
следующее определение
В Большом энциклопедическом словаре содержится следующая трактовка предпринимательства: предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[5]. Это определение достаточно четкое. Но с точки зрения науки менеджмент нам более подходит следующая трактовка исследуемой категории.
В ряде научных работ под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником[6]. Здесь трактовка предпринимательства тесно переплетается с понятием предприниматель, идет привязка к конкретному человеку.
Тоже самое можно сказать
и в отношении следующей
Итак, в работе под предпринимательством
понимается особый вид экономической
активности, которая основана на самостоятельной
инициативе, ответственности и
В основу этого определения
легло такое понятие как
В работе к предпринимательству будут относиться субъекты малого и среднего бизнеса.
Малое предприятие (фирма) может быть отнесено к категории как к малого, так и среднего предпринимательства, в зависимости от критериев оценки тех или иных международных и государственных органов, от нормы критериев оценки, различных для предприятий, работающих в разных отраслях экономики одной страны. Поэтому под субъектом предпринимательства будем подразумевать субъекты и среднего предпринимательства.
Согласно Федеральному закону от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
§ коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек;
§ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
В виду отсутствия статистических данных о численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (в квартальном разрезе) и объеме оборота обзор в основном относится только к первой группе субъектов предпринимательства.
Предпринимательской формой участия индивида в общественном производстве является одна функциональная общественная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
Информация о работе Предпринимательство в Республике Татарстан