Предпринимательство в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в Республике Татарстан;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.45 Кб (Скачать файл)

· собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему  постоянный и гарантированный доход;

· наемного работника, продающего свою рабочую силу;

· индивидуального производителя;

· государственного или муниципального служащего;

· менеджера;

· пенсионера;

· учащегося или студента;

· безработного;

· занятого оборонно-охранной деятельностью;

· вовлеченного в экономически преступную деятельность[8].

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  активности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Предпринимательство характеризуется  обязательным наличием инновационного момента,  такого как производство нового продукта, новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.

Основным субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Это следующее центральное понятие  нашего дипломного исследования. Поэтому  остановимся на трактовке понятия  «предприниматель» подробнее.

В рамках юридического похода к определению понятия «предприниматель»  предприниматель - это владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель  в экономической, финансовой сфере.

В рамках психологического подхода - предприниматель – это  предприимчивый и практичный человек[9].

В работе под предпринимателем будет пониматься тип руководителя, который:

- стремится изменить  динамику развития деятельности;

- активно ищет  новые направления деятельности  и возможности расширения номенклатуры  продукции;

- добровольно  принимает на себя риск.

Данное определение наиболее полно демонстрирует социально-экономическую  роль предпринимателя как новатора, как единицу, лежащую в основе развития страны и т.п.

Движущим мотивом предпринимательской  деятельности является получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических  мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение  личности, когда предпринимательство  становится не просто деятельностью, а  образом жизни.

Прежде всего, среди субстанциональных  качеств, которыми должен обладать предприниматель, нужно назвать следующие умения (способности):

· принимать нестандартные  новаторские решения в стандартных  и    особенно   в неопределенных ситуациях;

· генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

· оперативно оценивать инновации  с позиции их конечной эффективности;     оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;

· рисковать;

· анализировать информацию и делать правильные с позиции  рыночной  конъюнктуры выводы[10].

Эти способности предпринимателя  реализуются в совокупности основных способностей его практической деятельности. Среди них:

·  изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;

·  определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

· выявление, исходя из намеченной производственной программы необходимых  сырьевых ресурсов и рынков, где  нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;

·  выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;

·  организация и управление производством товаров, намеченных к продаже (См.  рис. 2).

Рисунок 2

Взаимосвязь предпринимателя  и предпринимательской деятельности     

 

 

Нужно отметить, что предприниматель  — не единственный субъект предпринимательской  деятельности, хотя он и является основным.

В систему предпринимательской  деятельности наравне с предпринимателем входит также:

1.потребитель как основной  контрагент предпринимателя,

2.государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

3.наемный работник (если, конечно, предприниматель работает  не в одиночку),

4. партнеры по предпринимательству (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (См. рис.1). 

Рисунок 1  

Субъекты предпринимательской  деятельности

 
   




 

  

 

 

  

 

 

 

 
 
 

Итак, разберем поочередно взаимосвязь  и взаимовлияние каждого субъекта предпринимательской деятельности.

1. Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия  предпринимателя на потребителя  выступают следующие факторы:

• новизна товара и его  соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности  товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные  характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться  услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность  рекламы товара и т. д.

2. Роль государства как  субъекта предпринимательского  процесса может быть различной  в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в  то же время и не способствует этому  развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

3.Наемный работник как  реализатор идей предпринимателя  также относится к группе субъектов  предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому  экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

4. В современных условиях  хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

В условиях рынка от предпринимателя  требуется умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с  другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель  рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Осуществление предпринимательской  деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации - предпринимательской  среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Бытующие еще в некоторой  части нашего общества опасения, что  предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель  в условиях рынка не может не ориентироваться  на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.

Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической  свободы, наличие (или возможность  появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических  связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых  ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся самостоятельных  предприятий[11].

Развитие предпринимательства  ведет к росту национального  богатства и благосостояния нации (но не наоборот).

Формирование предпринимательской  среды - проблема не только национальная, но и межстрановая. В рамках замкнутых  межгосударственных группировок происходит процесс создания единого предпринимательского пространства, т. е. условия для осуществления  предпринимательских функций становятся во всех этих странах все более  схожими. Например, весьма актуальной для России остается проблема ее включения  в европейское и мировое предпринимательское  пространство. Только в случае такого включения может приостановиться  процесс "утечки" российского  капитала за рубеж.

Для появления предпринимательства  как общественного феномена, а  тем более для превращения  его в основную  организационную форму производства, необходима определенная предпринимательская среда, а значит и определенные условия, среди которых целесообразно выделить следующие:

1.Наличие соответствующих  имущественных прав на условия  и результаты производства.

Предприниматель обязательно  должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в  результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная  заинтересованность для осуществления  предпринимательской деятельности. Что же касается капитала и земли, то здесь возможны варианты. Эти  экономические ресурсы могут  быть собственностью предпринимателя, а могут быть получены им в пользование  на основе различного рода договоров: аренда, лизинг и др. Сегодня абсолютное большинство предпринимательских  структур сочетают использование как  собственных, так  и привлеченных средств.

2. Определенная экономическая  правовая и политическая среда.  Формальное признание имущественных прав на условия и результаты производства может уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности. Конечно, абсолютной свободы в распоряжении своим имуществом собственник не имеет никогда. Но различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны обеспечивать достаточный «коридор свободы».

Для предпринимателя важным для осуществления своей активности является получение достаточной  самостоятельности  при:

- выборе вида хозяйственной  деятельности;

- определении потребителей  товаров и поставщиков pecypсов;

- определении цен;

- распоряжении полученным  доходом. 

Если, к примеру, устанавливаются  очень высокие налоги на прибыль  или жестко регламентируются цены, предписывается, что производить  и кому поставлять, регламентируется, какая доля прибыли должна использоваться на потребление, а какая реинвестироваться, т.е. возвращаться в производство, то в такой экономической среде  трудно рассчитывать на высокую предпринимательскую  активность. Создание благоприятной  для предпринимательства среды  предполагает наличие определенных правовых гарантий со стороны государства. Это означает:

- юридическую защиту прав  предпринимателя, возмещение убытков,  причиненных ему действиями, нарушающими  эти права;

- государственный арбитраж  как способ разрешения спорных  экономических ситуаций;

Информация о работе Предпринимательство в Республике Татарстан