Предпринимательство в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование процессов становления и развития предпринимательства в России и Республике Татарстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение учебно-методической и научной литературы, статей, журналов и других материалов по теме работы, информации ресурсов Интернета по вопросам работы;
- исследование понятия и основных характеристик предпринимательства;
- исследование предпринимательства как элемента современной рыночной системы;
- исследование правового регулирования и организации предпринимательства в Республике Татарстан;
- анализ проблем в области развития предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 105.45 Кб (Скачать файл)

7. Повышение устойчивости  и конкурентоспособности предприятий. Данное положение объясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.  Успех  предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

Мелкие фирмы также  охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске  принципиально нового изделия снижается  значение крупных лабораторий с  устоявшимися направлениями исследований.

Малые фирмы стремятся  как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки  зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс  производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами  и среднего предпринимательства.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом  работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение  осуществляется компаниями, обладающими  необходимыми для этого финансовыми  и материальными ресурсами.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий[41].

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления  крупными предприятиями вызывает потребность  в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Вследствие конкуренции, они вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

На малых предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, они с меньшими затратами  удовлетворяют потребности в  дефицитных видах товаров и услуг  на основе разработки местных источников  и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Обобщая все вышесказанное, обратим внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего, в  результате изменения количества субъектов  рынка, повышения квалификации и  степени приобщенности все более  и более широких слоев населения  к системе предпринимательства.

8. Взаимодействие  малого и крупного бизнеса,  способное помочь выжить в  современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать  на ноги вновь созданным частным  предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках.

Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые  предприятия функционируют на небольших  сегментах рынка, в избранных  ими нишах с ограниченной номенклатурой  изделий. 

Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке  не может быть удовлетворен крупным  производством из-за малой емкости  самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и  индивидуализация спроса. В сфере  личного потребления все большую  роль играют специфические потребности  сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут  только небольшие фирмы, так как  для компаний-гигантов при выпуске  многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке  нового продукта, малая фирма может  превратиться в крупную. Если спрос  относительно стабилен, она может  контролировать свою нишу в течение  достаточно долгого времени.

Для крупных предприятий  необходимы и выгодны: емкий рынок  со стабильным и продолжительным  спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые  предприятия имеют возможность  быстрее и лучше приспосабливаться  к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме  того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в  крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных  комплексов. По отношению к ним  малые предприятия выступают  в качестве поставщиков комплектующих  изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции  и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики  крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной  или иной специализации, где они  достигают высоких результатов  за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной - двух операций в  сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую  продукцию на базе комплектующих  изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части  комплектующей продукции на своих  сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение  в сотрудничестве крупных и малых  предприятий получила в современных  условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит  в том, что крупная фирма предоставляет  малой фирме исключительное право  использовать свой технологический  опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет  также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать  его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Примерами могут служить сеть магазинов «Пятерочка», «Магнит» и  т.п.

9.Участие в  развитии инфраструктуры городов  и районов.

10.Благотворительная  деятельность.

В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение  роли предприятий  предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Понимание этих факторов привело  к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий  и программ, политики государственной  поддержки, направленных на развитие  и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических  инструментов могли бы быть применены  на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия  на развитие  предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям.

 
 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотелось бы сказать следующее.

Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

Основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать  с потребителем как основным его  контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель  функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель  нуждается в эффективных партнерским  связях: только в таком случае он может эффективно действовать в  рамках того или иного фрагмента  целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда  все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой  своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:  

- возможность более  гибких и оперативных решений.  По сравнению с крупными корпорациями  в малом предпринимательстве  упрощена структура принятия  управленческих решений, это дает  возможность быстро и гибко  реагировать на конъюнктурные  изменения, в том числе путем  маневра капитала при переключении  с одного вида деятельности  на другой. 

- ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок.  предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. 

- поддержание занятости  и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна  для нашей страны; процесс приватизации  уберет балласт с предприятий  и мелкий предпринимательство  мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую  силу. 

-выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют  производственный процесс, передавая  его фазы  предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск. 

- небольшой первоначальный  объем инвестиций. У малых предприятий  меньшие сроки строительства;  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального  сочетания машинного и ручного  труда. 

- экономическая  эффективность производства в  малых предприятиях. 

- инновационный  характер малых предприятий. Многие  экономисты отстаивают идею об  исключительной роли  предпринимательства в развертывании научно-технической революции.

На современном  этапе повышение роли предприятий  предпринимательства в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Предпринимательство является важным фактором в решении  экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих  мест, расширение ассортимента и повышение  качества выпускаемых товаров или  предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих  производств, поддержание инновационной  активности.

Вот почему становление  и развитие  предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.

Учитывая проблемы и перспективы развития  предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке  предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством. 

В целом же российское  предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

И напоследок подчеркнём, что малое предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного  механизма. Этот предпринимательский  уклад придает рыночной экономике  должную гибкость, мобилизует крупные  финансовые и производственные ресурсы  населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.  

 

 

         

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Источники 

 

1. Федеральный закон  от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке  предпринимательства в Российской Федерации» // газета "Российская Федерация" от 29 июня 1995 г. N 1348.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Татарстан