Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение предпринимательства. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
Изучение сущности предпринимательства;
Изучение системы государственной поддержки предпринимательства;
Изучение проблем и перспектив развития предпринимательства.

Файлы: 1 файл

405368.rtf

— 504.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Вопросы развития предпринимательства традиционно находятся в центре внимания как ученых, так и практических деятелей, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Отличительной особенностью малого бизнеса является доступность в качестве сферы деятельности широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого бизнеса не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества.

Вклад малого и среднего предпринимательства России в последние годы можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; каждый шестой, занятый в экономике, а с учетом индивидуальных предпринимателей - каждый пятый; две из пяти компаний - малые.

Серьезным испытанием стал для малого предпринимательства мировой финансовый и экономический кризис 2008 года. Малые и средние компании традиционно в России ориентированы на обслуживание потребностей внутренней экономики. И сжатие потребительского спроса стало основной проблемой предпринимательства.

Обычно с малым бизнесом связаны надежды на инновации, на ускоренное развитие среднего класса. Стоит также отметить, что именно малое предпринимательство - это реальная возможность для граждан, оставшихся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов

Целью данной работы является изучение предпринимательства. В связи с поставленной целью определим задачи работы:

  • Изучение сущности предпринимательства;
    • Изучение системы государственной поддержки предпринимательства;
  • Изучение проблем и перспектив развития предпринимательства.

Объектом исследования является организация предпринимательской деятельности в экономике. Предметом исследования являются структуры организации предпринимательской деятельности. Методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ.

предпринимательство бизнес экономика

 

1. Предпринимательство, его принципы, формы, менеджмент. Менеджер предпринимательства

 

В римском праве “предпринимательство” рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие “предприниматель” употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем не рисковал - он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы1.

В экономической литературе - во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723г., впервые появилось понятие “предприниматель”, где под ним понимался человек, берущий на себя “обязательство по производству или строительству объекта”.

В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Австрийский экономист Й. Шумпетер считал предпринимателями «не только тех “самостоятельных” хозяйственных субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию, даже если они не являются “самостоятельными”, а являются служащими акционерного общества или любой иной частной фирмы».2

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

Принятие Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" существенно изменился подход к определению понятия субъекта малого предпринимательства. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих - от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам. В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - их доля в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.

 

С принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" интерес исследователей к различным аспектам деятельности малого предпринимательства усилился. Закон вносит некоторые изменения в понятие "малое предприятие". Кроме того, он впервые вводит в оборот такие понятия, как "среднее предприятие" и "микропредприятие"3.

Важным новшеством упомянутого закона по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.

Таким образом, в настоящее время, согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:

-приобретение лицом статуса индивидуального предпринимателя, коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий) или потребительского кооператива. Необходимо отметить, что комментируемый закон, в отличие от Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, Закон закрепляет возможность получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ не было предусмотрено. Таким образом, можно констатировать, что Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ расширяет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства;

-для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Критерий "доли участия" в первую очередь направлен против признания малыми предприятиями зависимых или дочерних обществ.. В целом данный критерий практически полностью повторяет аналогичное положение ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ. Однако Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ впервые вводит в круг лиц, чья доля участия в капитале ограничивается, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, что, очевидно, является отражением протекционистской политики российского государства;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Аналогичный критерий был закреплен и в Федеральном законе от 14 июня 1995 г N 88-ФЗ. Однако согласно ст. 4 нового Закона численность работников учитывается вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, значение данного показателя является одним из критериев для разграничения субъектов малого и среднего предпринимательства на следующие категории:

-средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;

-малые предприятия - до 100 человек включительно, в том числе микропредприятия - до 15 человек;

-выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что данный критерий отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствовал в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, но, по нашему мнению, является экономически вполне обоснованным.

Таким образом, как и указывается в части 3 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим значением двух последних из перечисленных показателей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений, установленных законодательством.

Информация о работе Предпринимательство в России