Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение предпринимательства. В связи с поставленной целью определим задачи работы:
Изучение сущности предпринимательства;
Изучение системы государственной поддержки предпринимательства;
Изучение проблем и перспектив развития предпринимательства.
3. Роль малого и среднего бизнеса в повышении деловой активности.
Особенности малых и средних форм предпринимательства предопределяют необходимость особого подхода к нему со стороны кредитных организаций. Исходя из сложившейся экономической ситуации в России, вряд ли можно развивать малый бизнес, кредитуя его на тех же условиях, на которых кредитуют крупный бизнес. Поэтому одной из наиболее важных и наименее изученных проблем в сфере МП является проблема льготного кредитования.
Когда речь идет о размере кредита, то имеется в виду следующее. Для получения льготного кредита, например для создания своего бизнеса, субъект МП представляет бизнес-план или проект. Субъект МП должен вложить в проект определенную часть своих средств, т.е. кредит предоставляется не на всю сумму проекта. Чем больше процент от суммы, на который предоставляется кредит, тем более льготным является кредит. Вопрос, сколько процентов от стоимости проекта должен кредитовать банк для признания кредитного договора льготным, обычно остается на усмотрение самих банков. Кроме того, в договоре может быть предусмотрено право изменения сторонами первоначально согласованного размера кредита5.
Льготный порядок предоставления кредита заемщику может выражаться в следующем. Заемщику может быть дано право в силу обоснованных причин не использовать кредит полностью или частично. В условии о сроке пользования кредитом льгота обычно заключается в предоставлении долгосрочного кредита с возможностью досрочного его погашения. Кредиты предоставляются на срок два-три года. Одним из условий кредита может быть льготный период его погашения, т.е. отсрочка его погашения (в некоторых случаях с заемщика в этот период взимается пониженная процентная ставка). Например, в кредитном договоре может быть предусмотрено, что кредит возвращается в конце срока или ежемесячно, равными долями начиная с четвертого или пятого месяца.
Льготный порядок уплаты процентов заемщиком выражается, например, в том, что проценты выплачиваются ежеквартально начиная с первого квартала или ежемесячно начиная с четвертого или пятого месяца.
Льготный размер процентных ставок по кредитам, а также льготный срок действия кредитных договоров может быть установлен специальными законами. В соответствии со ст. 29 Закона о банках при банковском кредитовании процентные ставки устанавливаются кредитором по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом.
На сегодняшний день льготное кредитование субъектов МП осуществляют:
специализированные банки;
государственные региональные и муниципальные ФПМП;
частные фонды поддержки малого предпринимательства и международные небанковские финансовые организации;
кредитные кооперативы.
Кредитование, в том числе и льготное, имеет множество видов: краткосрочное, долгосрочное, гарантированное, государственное, банковское, потребительское, коммерческое и т.д.
Несовершенство финансово-кредитных институтов в нашей стране, и в первую очередь банковского кредитования, негативно сказывается на развитии российского МП. Такое положение объясняется тем, что в России в условиях рыночной экономики практика банковского кредитования насчитывает лишь одно десятилетие, в то время как в развитых зарубежных странах в этой сфере существуют вековые традиции.
Развитие банковского кредитования МП невозможно без соответствующего правового регулирования. К сожалению, в законодательстве данной сферы имеется немало проблем. Согласно проводившемуся опросу, положительно оценивают влияние ГК РФ 38% опрошенных, действия арбитражных судов - 30%, федерального банковского законодательства и нормативного регулирования Банка России - 16%. Отрицательное воздействие тех же факторов приходится соответственно на 19, 17 и 17% опрошенных. На фактор отрицательного воздействия местных органов власти и местного законодательства пришлось 13% ответов. В ряде случаев критически оценивается деятельность федеральных властей (8%). Такой высокий процент опрошенных, негативно оценивающих правовую среду, безусловно, свидетельствует о недостаточной проработанности законодательных и нормативных актов, что является препятствием для финансирования предприятий малого бизнеса.
Существуют особенности малого бизнеса, делающие его привлекательным для банковского кредитования. Одной из таких особенностей является большая, чем у крупных хозяйствующих субъектов, зависимость МП от заемных средств, в том числе от кредитов банка. Это объясняется многими факторами: объективной ограниченностью свободных финансовых ресурсов, ускоренной оборачиваемостью оборотных средств, меньшими возможностями для долгосрочного планирования движения денежных потоков. В последние годы постоянно усложняются технологии финансового менеджмента, маркетинга, бухучета. Невозможность содержания в штате высококвалифицированных специалистов в этих областях определило усиление спроса со стороны субъектов МП и на консультационную поддержку со стороны обслуживающего банка.
Наиболее важным, на наш взгляд, является следующее преимущество. Оценить риски при кредитовании малого предприятия гораздо легче, чем при выдаче средств крупной компании, так как легче понять структуру бизнеса, не требуется долгого времени для его оценки. Проанализировать его намного проще, чем в случаях с холдингами, где множество "дочек", и одни могут иметь прибыль, другие - убытки, и в результате трудно понять, что же на самом деле происходит с финансовыми потоками внутри холдинга.
Тем не менее в коммерческих банках кредитуется всего 1% малых предприятий. Более чем 90% малых предприятий не могут начать работу без заемных средств. Однако только треть предпринимателей, обратившихся за кредитом, получают его
Таким образом, взаимоотношения российских банков и субъектов МП носят на первый взгляд парадоксальный характер. С одной стороны, банки должны быть заинтересованы в предоставлении кредитов субъектам МП, поскольку получают за них проценты, т.е. прибыль, но тем не менее они кредитуют малые предприятия весьма неохотно. С другой стороны, малые предприятия очень нуждаются в кредитах, но избегают обращаться за ними в банк. Исследование, проведенное в России ОЭСР, показывает, что более 70% малых и средних предприятий финансируются за счет своих собственных или иных ресурсов, таких как кредиты поставщиков. Результаты исследования, проведенного Ассоциацией региональных банков России (в исследовании участвовало 85 банков из 36 регионов), позволяют обобщить практику кредитования малого бизнеса.
Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю приходится 57,9% их совокупного кредитного портфеля. У предпринимателей, выбравших другое поле деятельности, шансов меньше. Малые предприятия промышленности получают лишь 10% от общего объема кредитов, предприятия в сфере услуг - 8,7%, строительства - 5%, науки - 1,5%, жилищного строительства - 0,7%, другие, в том числе и в сельском хозяйстве, - 16,2%. Причем за последние три года в таком отраслевом предпочтении мало что изменилось.
Проблемы существуют и у тех, кто кредиты выдает, и у тех, кто их хочет получить. Банки не заинтересованы в выдаче кредитов субъектам МП по целому ряду причин.
Во-первых, для банков работа с малыми предприятиями, которые берут небольшие кредиты, неэффективна. Рассмотрение большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке для банков нерентабельно. Это связано с отсутствием отработанных технологий по кредитованию малых предприятий. Банку гораздо проще оформить один кредит или кредитную линию на сумму несколько миллиардов рублей или десятков миллионов долларов, чем возиться с маленькими кредитами. Связано это с тем, что банки используют устаревшие методики определения кредитоспособности заемщиков. Кредитование малого бизнеса осуществляется быстрее в тех банках, где используется экспресс-анализ, скорринг (определение вероятности возврата кредита заемщиком с помощью электронной экспресс-оценки платежеспособности клиента). К сожалению, для небольших банков это дорогое удовольствие.
Во-вторых, обычно для получения кредита субъекту МП необходимо представить перспективный, выгодный инвестиционный проект или бизнес-план. В некоторых кредитных организациях это является обязательным условием предоставления кредита. Составление же качественного бизнес-плана требует обращения к определенным специалистам в консалтинговые фирмы, поскольку малые предприятия не имеют возможности содержать в своем штате высококвалифицированных специалистов в данной области. Такое обращение стоит совсем недешево, а гарантий, что кредит будет получен, нет. У большинства малых предприятий, а тем более у вновь образованных, нет на это средств. Поэтому, несмотря на достаточно большое количество предлагаемых субъектами МП перспективных для финансирования проектов, они не представляют собой товарный продукт для продвижения на рынке капиталов, а являются "полуфабрикатом", который не находит своего инвестора или кредитора. В связи с этим у финансирующих структур создается ложное представление об отсутствии проектов, в которые стоит вкладывать деньги.
Необходимо также иметь в виду следующее: если предприниматель самоустраняется от разработки бизнес-плана, то дело, как правило, обречено на провал, поскольку опытный банкир сразу поймет, что предприниматель не владеет ситуацией. Поэтому предпринимателю необходимо принимать самое активное участие в составлении бизнес-плана. И здесь, пожалуй, самим банкам надо иметь квалифицированных экспертов, способных "сопровождать" проект малого предприятия в кредитном процессе, как это делают западные банки.
Третья причина отказа банков от работы с субъектами МП - это залоговое обеспечение кредита. Малый бизнес имеет специфическую структуру активов, в которой минимален вклад недвижимости, что могло бы служить залогом возврата кредита.
В настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах реализовать заложенное имущество достаточно сложно. На это уходит много времени и средств. К тому же недостаточно развита инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Кроме того, у банков нет действенных инструментов возврата кредитов еще и потому, что в судебных инстанциях дела о банкротстве предприятий рассматриваются годами. В этом случае проще следить за процессом банкротства одного крупного предприятия, чем десятка мелких. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита, что не под силу многим субъектам МП.
В отношении предоставления обеспечения наиболее часто поднимаются вопросы, связанные с регулированием прав собственности. Нормы, имеющие непосредственное отношение к обеспечению ссуд, содержатся не только в гражданском законодательстве, но и в семейном. Все нажитое в браке имущество ПБОЮЛ рассматривается семейным правом как совместное имущество супругов, что серьезно затрудняет передачу его в залог.
Субъекты МП не могут стать клиентами банков также по целому ряду причин.
Во-первых, это низкая залогоспособность. Малые предприятия, как правило, обладают небольшим капиталом, по крайней мере на начальном этапе своей деятельности. Если они имеют какие-то основные производственные фонды, то в большинстве случаев это не их собственность, а арендованное ими имущество. По данным статистики, 70% потенциальных заемщиков имеют основные капиталы не более 4 - 5 тыс. долл. Поэтому им нечего предоставить банку в качестве залога для того, чтобы получить кредит.
Впрочем, субъект МП может обратиться с просьбой о выдаче необеспеченного кредита, а банк - удовлетворить ее. Согласно Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г. N 285-р при кредитовании в общем порядке обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения. Однако действие Регламента не распространяется на проектное финансирование, инвестиционное кредитование и кредитование коммерческих банков. Таким образом, теоретически субъекты МП в вышеуказанных случаях могут получить необеспеченный кредит.
Вторая проблема - это короткая кредитная история или ее полное отсутствие. Предприятие, созданное несколько недель, месяцев или лет назад, имеет гораздо меньше шансов на получение кредита, по крайней мере, на тех же условиях, что и предприятие, которое давно уже действует на рынке, неоднократно брало кредиты, в том числе в данном конкретном банке, и его знают как клиента. В России нет такой долгой истории развития частного малого бизнеса, как на Западе, и у нас также нет долгой истории развития частного банковского сектора.
По мнению многих специалистов, одной из основных причин, по которым субъекты МП не обращаются в банк, являются высокие процентные ставки за кредит. По нашему мнению, такой проблемы сейчас уже не существует. Если 12 лет назад ставки при получении кредита были действительно высоки (иногда они доходили до 240 - 270%), то сейчас ситуация изменилась. На сегодняшний день ставка рефинансирования Банка России ничтожно мала по сравнению с тем, что было раньше, - 13% годовых. Известно, что на частном, небанковском, рынке предприниматели берут деньги под 120% годовых и считают это нормальным вложением собственных средств.