Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:40, курсовая работа
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Эволюция теории предпринимательства в сфере туризма позволяет рассматривать туристское предприятие как систему корпоративного предпринимательства. Существуют разносторонние подходы к определению сущности предпринимательства в туризме, при этом мнения совпадают в понимании его первопричины – желания и стремления различными способами извлечь прибыль.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТУРИЗМА…………………………………………………………………………5
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…………………………………………………………12
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………...
Однако после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - в России взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей, национализированы все крупные предприятия (в том числе туристские организации), экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика в 1921-1926 гг. Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь свернулось, и лишь в 1990-е гг. началась его «реанимация».
В октябре 1990 г. принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», восстановивший в правах частную собственность, что послужило фактором интенсивного развития всех видов и форм предпринимательства, в том числе туристского бизнеса. В декабре 1990 г. принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» - первый правовой акт, регламентирующий все виды бизнеса в России. Именно он является основой ныне действующего Гражданского кодекса РФ.
В 1996 г. издается первый узкоотраслевой Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»3.
Только в конце XX в.; общество приходит к осознанию важного значения туристского бизнеса экономики. Развитие экономических отношений, переход к рыночной системе хозяйствования предопределяют необходимость правового регулирования туристского бизнеса.
Итак, делая вывод по главе, можно говорить о том, что наибольшее развитие предпринимательства в сфере туризма в России приходится на XVII век, во времена правления Петра I (I689-I725), когда по всей Руси создаются мануфактуры, бурно развиваются промышленность и транспорт, расширяются международные экономические отношения, а как следствие, наблюдается рост путешествий с торговыми и политическими целями. В качестве субъектов предпринимательства выступали собственники трактиров и постоялых дворов.
Туризм (от фр. Tourisme - Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы4.
Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т.п.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Точное определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:
- туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
- туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
- туризм - это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
- туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма:
«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству собственников и другим признакам.
По формам собственности турбизнес может быть частным, муниципальным, государственным. В туристском секторе экономики преобладает частная форма собственности.
По количеству собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, в свою очередь, представлен организационно-правовыми и организационно-экономическими формами. В числе первых - товарищества, общества, кооперативы и др., вторых - концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
По степени новаторства турбизнес может быть классическим и инновационным.
Классический турбизнес - это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большей степенью предсказуемости, нежели инновационное предпринимательство. Однако добиться существенных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции5.
Инновационный турбизнес - модель предпринимательской деятельности, которая сводится к созданию новшеств посредством использования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель, занимаясь инновационной деятельностью, стремится идти в ногу со временем. При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и несет в себе значительную долю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.
Каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Каждой модели присущи черты, определяемые сферой бизнеса.
По сфере и назначению турбизнес можно подразделить на производственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.
Виды турбизнеса представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной стандартной отраслевой классификации и Международной классификации основных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальное соответствие законам отраслевого управления в условиях рынка.
Производственный турбизнес представлен в ОКДП следующими видами деятельности: туроперейтинг, гостиничное обслуживание, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживание туристов и др. Коммерция представлена в ОКДП, прежде всего турагентской деятельностью, финансы - страхованием туристов, консалтинг - юридическим обслуживанием туристских организаций и туристов.
Приведенные виды турбизнеса формируют систему предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме.
Дадим краткую характеристику основных видов предпринимательства в данной сфере.
Туроперейтинг - основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства - вовлечение организаций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексного обслуживания туристов.
Туроперейтинг относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создается туристский продукт, который впоследствии реализуется самостоятельно туроператором или через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.
Туроператорская деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе.
Для туроперейтинга характерна коллективная форма бизнеса. В туризме действует множество туроператоров в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Наиболее распространенными формами предпринимательства являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых форм обоснован, прежде всего, ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала.
Малое количество туроператоров на российском рынке существенно сдерживает развитие внутреннего и въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и в первую очередь низким спросом на внутренние туры со стороны как россиян, так и иностранных граждан.
Турагентская деятельность - это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе, посредничество в социально-культурном сервисе и туризме. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.
Турагентская деятельность относится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области туристские агентства выступают посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура6.
Для турагентского предпринимательства характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. Наиболее распространенными формами турагенств являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обоснован, прежде всего, ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала.
В настоящее время на российском рынке преобладают турагентства, которые создаются в виде представительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необходимую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовый капитал.
Многие туроператоры и турагенты объединяются в ассоциации по интересам (например, Национальная туристская организация). Подобные ассоциации формируют инфраструктуру спроса на туристскую продукцию по регионам России, способствуют развитию въездного и внутреннего туризма, внедряют международные стандарты обслуживания в России, формируют единое информационное пространство, а также решают ряд других существенных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.
Гостиничная деятельность - это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.
Гостиничное хозяйство - это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.
Гостиничная деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам услуги размещения. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.