Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социально-экономической роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Предметом и объектом исследования является предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
– изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Виды предпринимательства
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь
2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства
Следует отметить, что в нашей стране существует Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который занимается кредитованием и микрокредитованием субъектов малого бизнеса на льготной основе.
Размер кредита/микрокредита, выплачиваемого из фонда, составляет в среднем около 10 млн. р., максимальный размер лизинга – 20 млн. р.. Срок предоставления кредита/микрокредита, как правило, от 30 дн. до 12 мес., лизинга – от 12 мес. до 18 мес.
При этом кредитные средства выделяются на конкурсной основе в соответствии с Порядком конкурсного отбора, утвержденным Правлением фонда. При конкурсном отборе учитываются такие основные характеристики проекта, как:
Перечень документов, необходимых для получения финансовой поддержки, следующий:
При выдаче долгосрочных кредитов, помимо указанных документов, представляются бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости кредитуемого проекта, другие документы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
По усмотрению фонда могут быть получены и другие документы, не вошедшие в данный перечень.
В качестве обеспечения кредитных обязательств кредитополучатели могут представлять:
- банковскую гарантию;
- поручительство юридических и физических лиц;
- залог: основных средств, товаров в обороте, личного имущества предпринимателей и личного имущества поручителей [23].
Ознакомившись с данными
условиями получения
Для реальной поддержки малого бизнеса и большей доступности кредитов и микрокредитов для предпринимателей представляется необходимым несколько сократить длинный перечень необходимых условий получения кредита на небольшие суммы (до 10 млн. руб.).
Для повышения эффективности кредитования субъектов малого предпринимательства необходимо:
- расширить возможности по оказанию государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, по кредитам в СКВ (ОКВ) с условием начисления процентов в СКВ (ОКВ) и погашением их в белорусских рублях;
- разработать новый вид государственной финансовой поддержки путем частичной компенсации расходов на выплату процентов за пользование банковскими кредитами, в том числе в СКВ (ОКБ), направляемыми на приобретение сырья и материалов, используемых для изготовления продукции собственного производства, в целях увеличения его объемов;
- создать механизмы залогового обеспечения, используемые для гарантии малым предприятиям при предоставлении кредитов банками или финансовыми компаниями на долевой основе в сочетании с собственными гарантиями малых предприятий, что значительно облегчит доступ к кредитным ресурсам;
- создать механизмы компенсации рисков, связанных с финансированием малого предпринимательства, формировать страховые фонды.
Совершенствование системы
финансово-кредитной поддержки
В Беларуси созданы такие
институциональные условия
Доминирующему государству свойственна тенденция к максимальной консолидации средств в бюджете, что ведет к высокой налоговой нагрузке и ухудшению финансового положения предприятий. В результате государство вынуждено из бюджета поддерживать предприятия. Согласно оценке, в 2001 – 2004 гг. ежегодный объем чистых субсидий составлял в среднем 6% ВВП. Хотя это несколько меньше, чем в период до 2001 г., данный показатель остается чрезвычайно высоким и сопоставим с общим объемом государственных расходов на образование (6,3% ВВП в 2004 г.). В 2003 г. промышленным предприятиям Республики Беларусь, главным образом государственным, были предоставлены налоговые льготы и льготные кредиты на общую сумму 445,2 млрд. р. и 40 млн. у.е., а также бюджетное субсидирование на общую сумму 109,4 млрд. р. и 10 млн. у.е., что составило 1,9% от ВВП 2003 г. Однако лишь 14 предприятий промышленности из 360, которым была оказана государственная поддержка в той или иной форме, использовали эту помощь на обновление основных фондов и реструктуризацию производства. Остальные предприятия использовали полученные льготы на пополнение оборотных средств, снижение кредиторской задолженности, улучшение структуры баланса и пр., в частности, вследствие явной недостаточности предоставленных сумм. Поэтому особенно остро встает вопрос об эффективности государственной поддержки этих предприятий [22, с. 108].
Практика показывает,
что в Республике Беларусь крупная
государственная поддержка
Какую-либо поддержку со стороны государства получало лишь около 20% предпринимательских структур частного сектора. В большинстве случаев она ограничивается предоставлением некоторых льгот по налогообложению малых и средних предприятий. При этом большинство предпринимателей (63,2%) даже не осведомлены о тех небольших кредитах, которые выборочно предоставляет Белорусский фонд поддержки предпринимателей, а 18,9% считают, что эти суммы слишком мизерны, чтобы принимать их во внимание. В то же время свыше 50% государственных и около 45% акционированных предприятий, которые продолжают контролироваться государством, получают государственную поддержку в виде льготных кредитов, реструктуризации налоговой или другой задолженности, списания долгов и иных субсидий [22, с. 110].
Проведенное еще пять лет назад исследование показало, что применяемый в республике механизм изъятия и последующего распределения финансовых ресурсов подрывает эффективность работы хорошо работающих предприятий и плодит иждивенческие настроения у юридических и физических лиц, получающих средства из бюджета.
Таким образом, государственные льготы и преференции оказываются в основном государственным предприятиям, находящимся в наиболее критическом финансовом положении. Однако величина этих преференций обычно настолько мала, что дает лишь возможность «держаться на плаву», сохраняя занятость на этих предприятиях. Повышению эффективности государственной помощи предприятиям промышленности могло бы способствовать не ее распыление по многим направлениям, а сосредоточение на наиболее важных из них, которые могут серьезно повлиять на конкурентоспособность продукции выбранных предприятий. Продолжение существующей ныне практики, когда менее эффективные предприятия получают больше льгот и преференций, не способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Из всего вышесказанного следует, что при оказании государственной поддержки предпринимательскому сектору следует учитывать следующие моменты [22, с. 111]:
а) государственная поддержка должна быть ориентирована прежде всего на структурную перестройку материального сектора экономики для выпуска конкурентоспособной продукции. Для этого требуется увеличить капиталовложения в наиболее перспективные отрасли производства и добиться улучшения технологической структуры промышленности на базе перехода к более высоким технологическим укладам. Серьезную государственную поддержку следует оказывать частным предприятиям, которые в большей степени, чем государственные предприятия, ориентированы на эффективное хозяйствование;
б) приоритеты государственной поддержки должны вытекать из общей стратегии развития той части материального сектора, которая ориентированна на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства. Прежде всего имеются в виду информационные технологии; микроэлектроника и оборудование для ее производства; приборостроение; точное машиностроение; новые материалы различного назначения; техника для быта; биологические и тонкие химические технологии; продукция для медицины и сельского хозяйства; мембранные технологии, важные для экологии и ресурсосбережения.
Способствовать развитию
предпринимательства также
Все эти меры будут способствовать развитию предпринимательства в Республике Беларусь, а следовательно, и социально-экономическому развитию государства в целом.
Информация о работе Пути улучшения среды функционирования предпринимательства