Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социально-экономической роли предпринимательства в Республике Беларусь, проблем его функционирования и выявление путей улучшения среды функционирования.
Предметом и объектом исследования является предпринимательская деятельность субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
В связи с поставленной целью, предметом и объектом исследования можно выделить следующие задачи работы:
– изучение сущности предпринимательства, его видов и роли в социально-экономическом развитии страны;
– изучение нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь;
– рассмотрение становления и развития предпринимательства в Беларуси;
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Виды предпринимательства
1.3 Социально-экономическая роль предпринимательства в Республике Беларусь
2 СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность
2.2 Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование инфраструктуры, нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки предпринимательства
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
Регистрирующие органы
по-прежнему осуществляют контроль над
содержанием учредительных
Она позволит значительно
упростить процесс регистрации
как для предпринимателей, так
и для регистрирующих органов. Но
главное, существенно снижает
2. Большой перечень
оснований для отказа в
Перечень оснований для отказа в регистрации не уменьшился и составляет 10 пунктов. Например, в Российской Федерации отказ в регистрации по общему правилу возможен только в двух случаях: при непредставлении необходимых документов и представлении документов в ненадлежащий орган. Наличие же обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.
Основаниями для отказа в регистрации в общем случае должны быть а) подача неполного комплекта документов или б) подача документов в ненадлежащий орган.
Она позволит исключить
возможность субъективного
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.
Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию, поэтому снижение государственных нотариальных пошлин позволит сократить общие расходы на процедуру.
4. Большое количество
требуемых для регистрации
Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим (9). Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу. Для регистрации юридических лиц в перечне документов, представляемых в регистрирующий орган, достаточно оставить следующие:
а) заявление, оформленное в установленном порядке;
б) копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации;
в) учредительные документы (по два экземпляра копии устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора);
г) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации;
д) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию;
е) эскизы печатей в двух экземплярах [3, с. 19].
Данная мера существенно сократит количество организаций и учреждений, которые необходимо посетить предпринимателю для того, чтобы сформировать пакет необходимых документов. В результате также сократятся затраты времени и денег при регистрации бизнеса.
5. Принятие решения о регистрации коллегиально — заседанием исполнительного комитета
Создание единого
Кроме того, при внесении
изменений в действующее
Реализация представленных ниже рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны.
Для совершенствования процедуры регистрации следует принять Закон о регистрации, в котором:
1. Отменить требование по проверке содержания учредительных документов, введя заявительный принцип регистрации.
2. Снизить размер гоcударственных нотариальных пошлин, взимаемых при регистрации (удостоверение подлинности подписей учредителей, подписей на банковских карточках, копий учредительных документов), а также сократить перечень документов, требующих нотариального заверения.
3. Сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган и ввести стандартные формы (бланки) для оставшихся.
4. Сократить перечень оснований для отказа в регистрации.
5. Создать единый регистрирующий орган (ввести институт регистраторов) с целью исключить необходимость принятия коллегиального решения о регистрации.
Также может быть существенно упрощена процедура лицензирования, если будут приняты такие меры, как:
- упрощение порядка продления и внесения изменений в действующую лицензию;
- внесение изменений в соответствующие положения о лицензировании с целью устранения формулировок, допускающих свободное толкование лицензионных требований.
Прежде всего, реализация подобных мер позволит существенно сократить издержки, связанные с получением лицензий для тех субъектов хозяйствования, кто уже подтвердил свою способность заниматься данным видом деятельности.
Данные меры также сократят и сроки получения лицензий предприятиями, ранее не имевших их, так как требования к соискателям лицензии станут прозрачными и понятными, а субъекты хозяйствования не должны будут предоставлять различные дополнительные документы, о которых нет прямого упоминания в положениях, регламентирующих порядок лицензирования.
Кроме того, данные меры
существенным образом устранят почву
для злоупотреблений и
Также к значительному совершенствованию процедуры лицензирования приведет сокращение лицензируемых видов деятельности. Как показывает опыт стран-соседей, от лицензирования, например, розничной торговли и общественного питания можно отказаться, не боясь, что это увеличит угрозы населению, государству или окружающей среде. В то же время наличие необходимости получать лицензию на розничную торговлю пли общественное питание может привести к существенным потерям выручки предприятий МСБ, т.к. они вынуждены будут простаивать в ожидании лицензии, не имея возможности осуществлять хозяйственную деятельность [3, с. 22].
Таким образом, изменения процедуры лицензирования, которые могут привести к более существенному сокращению сроков, стоимости и сложности процедуры, возможны при реализации следующих действий:
1. Упразднить лицензирование
розничной торговли и
2. Применить упрощенный
порядок продления и внесения
изменений в действующую
3. Свести лицензионные требования к подтверждению способности заниматься данным видом деятельности и ликвидировать формулировки, допускающие свободное трактование лицензионных требований.
Анализируя существующую систему разрешений в Республики Беларусь во второй главе, был сделан вывод о том, что она громоздка и неэффективна. Данную проблему можно в значительной степени решить, если будет создана сводная систематизированная база данных всех видов разрешений, которые требуются для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и утвержден единый перечень действующих разрешений. Это позволит существенно сократить затраты времени субъектов хозяйствования на получение разрешений, а следовательно, сократить издержки как бизнеса, так и государства.
В ряде случаев серьезной проблемой для бизнеса является недостаточная нормативная детализация этапов и последовательности получения разрешительных документов. Так, в результате отсутствия регламентации разрешительных процедур на стадии согласования места размещения объекта предпринимательской деятельности, получение разрешений в семи инстанциях (СЭС, МЧС, ГАИ и других) допускает возможность усмотрения чиновников. Это создает дополнительные риски для начала деятельности и (или) ведет к увеличению издержек субъектов хозяйствования, так как чиновники могут затребовать ряд дополнительных документов, информацию о которых невозможно получить предварительно. К аналогичным последствиям может привести недостаточная регламентация других этапов разрешительных процедур.
Как показывают данные исследования, отсутствие унифицированной процедуры получения заключений и согласований на стадии ввода отремонтированного (реконструированного) объекта в эксплуатацию также может создать сложности при получении разрешений в девяти разрешительных органах.
Подобных сложностей
для МСБ можно избежать, если будет
проведена инвентаризация действующих
норм и требований, применяемых при
выдаче разрешений, а также если
будет обеспечен свободный
Следует отметить, что поскольку главная функция разрешений состоит в предотвращении рисков потенциально опасных ситуаций для здоровья, жизни людей и окружающей среды, необходимо классифицировать разрешения по степени риска, представляемой деятельностью того или иного субъекта хозяйствования. Это позволит (1) отменить необходимость получения разрешения на виды деятельности, не представляющие потенциальной опасности, а также разрешения, дублирующие функции альтернативных систем безопасности (сертификация, гигиеническая регистрация и регламентация); (2) ввести декларативный (уведомительный) принцип получения разрешений для объектов бизнеса с низким либо незначительным уровнем риска. Рассмотреть возможность использования по отдельным видам разрешений принципа контроля сроков их выдачи «молчание – знак согласия». Подобный опыт уже успешно применяется в ряде стран, система государственного регулирования в которых исторически имеет много общего с белорусской (например, на Украине).
Следует особо подчеркнуть,
что совершенствование разрешит
Кроме того, реформирование разрешительной системы необходимо, потому что существующая система ведет к созданию большого бюрократического аппарата, что идет вразрез с политикой государства о дебюрократизации.
Необходимо отметить, что как на республиканском, так и на местном уровне государственными органами признается наличие серьезных проблем в разрешительной системе для бизнеса. Осознание необходимости их решения подтверждается, в частности, фактором закрепления на республиканском уровне задач по проведению анализа правоотношений в процессе выдачи разрешений субъектам хозяйствования и по подготовке плана действий по упорядочению и упрощению законодательства в указанной сфере.
На взгляд автора, следует
принять следующие
1. Провести инвентаризацию действующих технических норм, применяемых в процессе выдачи и контроля использования разрешений, подлежащих получению субъектами бизнеса.
2. Создать сводную систематизированную базу данных всех видов разрешений, требуемых для начала и в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Утвердить законодательным актом единый перечень действующих разрешений.
3. Произвести классификацию видов действующих разрешений по критериям безопасности (уровня риска) видов деятельности и действий.
Информация о работе Пути улучшения среды функционирования предпринимательства