Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в Красноярском крае на современном этапе его развития, выявить его особенности и обозначить проблему.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.10 Кб (Скачать файл)

Учредительным документом производственного  кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива  является то, что он не вправе выпускать  акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос  при принятии решений общим собранием.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные  и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия  неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия  или другими лицами.

В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  государственного или муниципального унитарного предприятия находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Унитарное  предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным  казенным предприятием.

 

1.4 История становления малого бизнеса и этапы его развития

 

В современном Красноярском крае на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества.

Предыстория развития современного малого предпринимательства связана  с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.

Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания.

 

 

Оборот малых предприятий (без микро предприятий) по видам экономической деятельности (Красноярский край), (тыс. руб.)

 

 

 

Январь-март 2008 года

В % к итогу


Всего

48748987,1

100,0

Из него:

   

Сельское хозяйство охота  и лесное хозяйство

1326214,8

2,7


Рыболовство, рыбоводство 

8180,2

-

Добыча полезных ископаемых

172023,7

0,4

Обрабатывающие производства

3094158,9

6,3

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

304422,6

0,6

Строительство

2249298,3

4,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий

35619141,3

73,1

Гостиницы и рестораны

566273,0

401,0

Транспорт и связь

1221692,5

2,5

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3476192,6

7,1

Образование

3709,4

-

Здравоохранение и предоставление соц. услуг

415929,0

0,9

Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг

291750,8

0,6


 

 

Для периода 1985—1987 гг. характерно зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных  творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных  подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный  характер, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон  «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление  ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий  с участием иностранного капитала (1987 год).

Во время этапа 1987-1988 гг. сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей, принимающих  в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот период назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Рост кооперативного движения получил мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 г.У В этом документе нашел  законодательное воплощение новый  подход к экономической политике, так как закон выражал и  брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм.

В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В  этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий  и хозяйственного расчета, перечислялись  следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал  возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные  предприятия. Предприятия могли  объединяться в союзы, хозяйственные  ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие  само могло устанавливать цены на свою продукцию.

Начало 90-х годов характеризуется  дальнейшим ростом внимания широкой  общественности и экономистов к  возможностям малого предпринимательства  как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд  основополагающих документов: Постановление  СМ СССР №790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерах  по поддержке и развитию малых  предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х  годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности  выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматривается ряд льгот  по материально-техническому снабжению  для малых предприятий.

В условиях проведения радикальных  рыночных реформ малое предпринимательство  прошло следующие этапы.

Первый этап: 1992-1994 гг.

Этот этап характеризуется  продвижением вперед в понимании  сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства  в создании конкурентоспособной  экономической среды новой хозяйственной  системы. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ «Об организационных  мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г., Приказ федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от г.; Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы.

Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая  в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992-1994 гг.) привел к созданию «командного  номенклатурного капитализма». Это  полностью отвечает интересам очень  узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.

Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса  в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в  деятельности малых предприятий  — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия  распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном  уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса.

Второй этап: 1995-1998 гг.

На этом этапе отчетливо  прослеживается нацеленность экономической  политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей  стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности  регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается  разработка и реализация всей международной  помощи в этой области.

Вводится в практику хозяйственной  деятельности новый Гражданский  кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный  закон РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.

В 1995 году положение в  малом предпринимательстве характеризовалось  следующими показателями: малых предприятий  в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.

Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства  РФ от 18.12.1995 г. №1256).

Цель этой Программы заключается  в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства  в производственной, инновационной  и других сферах экономики.

Третий этап: 1999-2001 гг.

Для этого этапа становится характерным обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки  на федеральном уровне. Именно это  провозглашает своей целью Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства на 2000-2001 гг. События августа 1998 года стали  этапной вехой для развития малого отечественного бизнеса. Малые и  средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать  главными пострадавшими от августовского  кризиса. По официальным данным, после  августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий  фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей  страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3-5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и  эти предприятия сократили численность  персонала, снизили оплату его труда.

В основе всей системы программных  направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию  нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен  на разработку концепции формирования правового поля государственной  поддержки малого предпринимательства.

Для этого разрабатываются  следующие первоочередные законы:

Закон об обществах взаимного  страхования создает правовые условия  для страхования рисков предпринимательской  деятельности.

Закон о фондах поддержки  малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении  прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Он также нацелен на более  эффективное управление системой региональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.

Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого  правового поля и льготных условий  для высоко рискованного малого бизнеса  с использованием интеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает  реализацию схем привлечения, аккумулирования  и направления средств частных  инвесторов на развитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействовать  продвижению ценных бумаг на фондовый рынок.

Четвертый этап (2002 г. - по настоящее  время) — в целом ожидаемое  широкомасштабное развитие малого бизнеса  в России не состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути входа на рынок, с одной  стороны, и неудавшийся попытки  уменьшить административные барьеры - с другой. Рост внутреннего спроса и ускорение темпов роста экономики  коренным образом повлияли на ситуацию в инвестиционной сфере, однако инвестиционные расходы концентрируются в сырьевом секторе, предприятия которого получили в 2000-2001 гг. наибольшую выгоду от использования  положительной внешнеторговой конъюнктуры.

С 2002 года важнейшие изменения  произошли в сфере налогообложения. Основным направлением реформирования стало упрощение налоговой системы, снижение налоговой нагрузки на производителей, улучшение инвестиционного климата  в стране.

С июля 2002 года вступил в  силу новый Федеральный закон "О  государственной регистрации юридических  лиц", который существенно упрощает процедуру выхода на рынок для  юридических лиц, ликвидируя двухступенчатую  систему регистрации малых предприятий.

В целях совершенствования  налогообложения субъектов малого предпринимательства принят Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О  внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  законодательные акты Российской Федерации  о налогах и сборах, а также  о принятии утративших силу отдельных  положений законодательных актов  Российской Федерации".

Информация о работе Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края