Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:30, курсовая работа
Цель – изучение развития ресторанного бизнеса в России до начала XIX века. Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач, основными из которых являются:
– рассмотреть особенности развития ресторанного бизнеса;
– изучить основные классификации предприятий общественного питания и основные услуги ими предоставляемые;
– исследовать историю развития предприятий питания в России;
– дать характеристику развитию ресторанного дела в XVIII столетии.
Введение
3
Глава 1. Особенности развития ресторанного бизнеса
4
1.1. Место и роль предприятий ресторанного бизнеса в современной экономике
4
1.2. Классификация предприятий питания и услуги ими предоставляемые
11
Глава 2. Происхождение и история развития предприятий питания в Росси
18
2.1. Становление национальной кухни на Руси
18
2.2. Развитие ресторанного дела в XVIII столетии
26
Заключение
34
Список использованной литературы
35
Ресторанное дело решает или смягчает важные проблемы урбанизованного общества. В условиях кардинальных изменений в характере производительных сил современного города и территориальной организации размещения населения предприятия отрасли выступают реальным инструментом решения важных социально-экономических задач на уровне территории, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан [18].
В мегаполисах, крупных культурных и туристских центрах ресторанное дело играет особую роль. Основными клиентами предприятий отрасли выступают туристы в рамках внешнего и внутреннего туризма. При этом многие заведения ресторанного типа функционируют на территории туристских комплексов, заповедников, дворцово-парковых ансамблей и т.п. Объекты туристской инфраструктуры: музеи, театры, центры развлечений и т.п. – все больше строят философию своего бизнеса на принципах комплексного маркетинга, предполагающих совместное стратегическое планирование деятельности совместно с предприятиями сферы ресторанного бизнеса. В результате формируется тот комплексный социально-культурный продукт, который так важен в части развития культурного туризма [9].
Велика роль отрасли и в процессах взаимопроникновения национальных культур. Предприятия ресторанного дела выступают своеобразными проводниками национального кулинарного искусства, национальной кухни, национальных традиций приготовления и потребления пищи. Речь идет о решении строго определенных глобальных социальных задач на планетарном уровне. Изначально, формируясь вне отраслевой экономики, эти задачи переносятся на уровень конкретных предприятий [3].
Таким образом, подводя итоги, следует сделать вывод, что сфера ресторанного бизнеса играет важнейшую роль в решении многих глобальных социально-экономических задач страны и региона. Также общественное питание является динамично развивающейся отраслью экономики.
1.2. Классификация предприятий питания и услуги ими предоставляемые
Созданная изначально для
удовлетворения нужд потребителей система
предприятий общественного
Изучению вкусов потребителей,
попыткам максимально полно удовлетворят
Классификация предприятий
общественного питания
• по признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и предприятия, работающие самостоятельно;
• в зависимости от предлагаемого ассортимента – комплексные, универсальные, специализированные предприятия;
• в зависимости от метода обслуживания – предприятия с обслуживанием официантами, самообслуживанием, смешанным обслуживанием[5].
Типизация предприятий питания выполняется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются особенности интерьера, музыкального сопровождения, столовой посуды, белья, приборов. К основным типам предприятий общественного питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую (рис. 3).
Существующий стандарт (ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям питания различных типов и классов. Он распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, а также граждан-предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере предприятий общественного питания[1].
С 1 января 2009 г. введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" Данным стандартом установлены классификация предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов. Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[18] .
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ 30602, а также следующие термины с соответствующими определениями:
– предприятие общественного питания: предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия;
– тип предприятия общественного питания: предприятие с характерными условиями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции общественного питания и технической оснащенностью;
– класс предприятия общественного питания: совокупность отличительных признаков предприятия конкретного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания[12].
Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
- предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);
предприятия выездного обслуживания;
- предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения[12].
Настоящий стандарт устанавливает
классификацию предприятий обще
При определении типа
предприятия общественного
Под услугой общественного питания понимается результат деятельности по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга. Задачей общественного питания являются обслуживание различных контингентов потребителей и предоставление им услуг[4].
Услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий включают:
• изготовление блюд, кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий по заказам потребителей в сложном исполнении с дополнительным оформлением;
• изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии;
• услуги повара или кондитера по изготовлению блюд на дому.
Услуги по организации потребления и обслуживания включают:
• организацию и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
• организацию питания участников конференций, симпозиумов и семинаров;
• услуги официанта по обслуживанию на дому;
• доставку кулинарной продукции по заказам;
• обслуживание на рабочих местах;
• обслуживание в пути следования пассажирского транспорта;
• услуги мойщицы посуды на дому.
Услуги по реализации кулинарной продукции:
• реализация кулинарной продукции через магазин;
• комплектование наборов кулинарной продукции в дорогу;
• музыкальное обслуживание. Информационно-консультативные услуги включают:
• консультации специалистов по изготовлению и оформлению кулинарной продукции и сервировке стола;
• организацию обучения кулинарному и кондитерскому мастерству, сервировке стола.
Прочие услуги общественного питания включают:
• прокат столового белья, посуды и приборов;
• вызов такси;
• парковку личных автомобилей;
• пользование телефонной связью[12].
Предприятия общественного
питания предоставляют
Ресторан – изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.
Бар – изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе – изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.
Столовая – изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для реализации и организации их потребления.
Закусочная – изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления[12].
Различные типы предприятий
общественного питания
- организация и обслуживание: торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий: участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха и т. д.;
- услуги официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
- доставка кулинарной
продукции, кондитерских
- бронирование мест в зале предприятия общественного питания;
- продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;
- организация рационального комплексного питания[12].
Оказываются услуги и по организации досуга клиентов предприятий общественного питания (например, проведение концертов, программ варьете в ресторанах); информационно-консультативные услуги (консультации шеф-поваров по приготовлению оригинальных и изысканных блюд, диетсестры по вопросам меню при различных видах заболеваний в диетических отделениях и столовых и т. п.). Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества.
Таким образом можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует множество различных классификаций предприятий общественного питания. Большинство специалистов выделяют следующие: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятия быстрого обслуживания (буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинария). Кроме того предприятия общественного питания предоставляют различные услуги организации потребления продукции и обслуживания.
2.1. Становление национальной кухни на Руси
Вплоть до XI века, как отмечают многие специалисты особенности русской национальной кухни, приготовление пищи в России было делом сугубо семейным. Хотя существует мнение, что первые профессиональные повара появились при княжеских дворах уже в Х веке, а затем – в монастырских трапезных [6].
Национальная русская кухня подчинялась скорее обычаю, нежели искусству. Кушанья были просты и однообразны. Хотя стол и отличался изобилием, многие блюда были похожи одно на другое. Повсеместно, начиная от царских хором и кончая последней мужицкой избой, стол делился на постный и скоромный. Различали блюда по продуктам, из которых они готовились, – мучнистые, молочные, мясные, рыбные, растительные. Первое место в русской кухне всегда занимали пироги. Они были пряжёные (из квасного теста, иногда из пресного) и подовые (всегда из квасного теста). В скоромные дни начинку делали из баранины, говядины, зайчатины. В постные рыбные дни – из сигов, снетков, стерляди, осетра и других хордовых рыб, а в постные нерыбные дни – из грибов, мака, гороха, капусты и репы. В постные дни пекли пироги на растительном масле - конопляном, льняном, маковом или ореховом [6].
Информация о работе Развитие ресторанного бизнеса в России до начала XIX века