Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Реорганизация – это процедура смены структуры компании. Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Суть любой реорганизации (кроме выделения) такова, лицо прекращает свою деятельность, т.е. является ликвидируемым, но его права и обязательства переходят правопреемнику.
Гражданским кодексом РФ определены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. В акционерном обществе решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров.
В обществах с ограниченной ответственностью решение о реорганизации принимается общим собранием участников. Реорганизация может осуществляться как в добровольном, так и принудительном порядке. Добровольная реорганизация юридического лица происходит по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие и признаки реорганизации юридического лица……………..……..7
2. Виды и формы реорганизации юридических лиц………………….……….12
3. Процедура реорганизации (основные этапы, государственная регистрация создания и прекращения юридических лиц в результате реорганизации)..…16
4. Особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц………...23
4.1 Особенности реорганизации ЗАО и ОАО……………………………....23
4.2 Особенности реорганизации ООО………………………………………28
5. Понятие, виды, порядок ликвидации юридических лиц…………………...30
5.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц……………….……….30
5.2 Порядок ликвидации……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

гражданское курсак.docx

— 55.72 Кб (Скачать файл)

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те. в отношении которых реорганизуемое юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.

Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим реорганизацию юр. Лица в виде схемы  

2. Виды и формы  реорганизации юридических лиц

 

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами.

При принудительной реорганизации (помимо воли юридического лица) реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.3

Понятие «реорганизация юридического лица» включает в себя различные формы изменения статуса юридического лица. Это слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

В случае слияния юридического лица с другим юридическим лицом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

Присоединение – это форма реорганизации предприятия, при которой прекращается деятельность одного или нескольких предприятий с передачей всех прав, обязанностей и имущества другому предприятию. Все права и обязанности от одного юридического лица переходят к другому в соответствии с передаточным актом. При реорганизации предприятия путем присоединения, присоединяемая организация полностью прекращает свою деятельность, а правопреемником становится другое уже действующее юридическое лицо, не происходит образования нового юридического лица.

Тем не менее, права юридического лица, к которому была присоединена данная организация, изменяются, и данные изменения подлежат государственной регистрации, а договор о присоединении требует государственного утверждения. Официально, реорганизация предприятия будет считаться завершившийся после внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия. В некоторых случаях, установленных законом РФ, в частности п.3 ст.57 ГК РФ, такая форма реорганизации может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.4

При разделении создается два или более хозяйствующих субъектов, а прежний прекращает свое существование. При этом к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту (балансу) в соответствующих частях  гражданские права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Разделение – прекращение деятельности одной компании путем разделения ее на две или более новых компаний. При разделении предприятия права его и обязанности переходят к вновь возникшим ЮЛ в соответствии со специальным разделительным балансом. Предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших предприятий. В случае непредставления разделительного баланса, а также отсутствие в нем положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного предприятия, является основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Выделение характеризуется тем, что юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем качестве, но его отдельное структурное подразделение обособляется с целью создания на его базе нового юридического лица. При выделении из юридического лица нового юридического лица к каждому из них переходят в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Выделение – форма реорганизации юридического лица, при которой вместо реорганизованного предприятия создается одно или несколько предприятий с передачей данной(му) юридическому лицу части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия без полного прекращения деятельности последнего. При выделении из состава одного предприятия нескольких (одного) юридического лица к каждому из них переходят права и обязанности реорганизуемого предприятия полностью в соответствии с разделительным балансом. Предприятие считается реорганизованным только с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае, если разделительный баланс не определяет правопреемника реорганизованного предприятия, вновь возникшие юридические лица несут совместную ответственность по его обязательствам перед его кредиторами.

Преобразование юридического лица сопровождается изменением его правового статуса. При преобразовании у прекращающего свое действие юридического лица возникает один правопреемник.

Преобразование – форма реорганизации предприятия, в результате которой возникает юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При этом реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, а к созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Слияние – процесс создания новой организации и передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких компаний, с прекращением деятельности последних. Начинать реорганизацию предприятия в форме слияния нужно с принятия решения о реорганизации каждого предприятия, участвующего в процессе слияния и заключении договора. Реорганизация прямым образом затрагивает интересы кредиторов компании, вступившей в процесс реорганизации, т.к. в ближайшем времени компания-должник прекратит свое существование, поэтому кредиторы должны быть поставлены в известность о начале процесса реорганизации за раннее, и в данном случае кредиторы имеют право обязать компанию-должника к досрочным выплатам по своим обязательствам.5

Каждая форма реорганизации имеет свои отличительные черты, но все они в целом характеризуются следующими общими признаками:

формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ;

общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;

необходимым требованием при проведении процедуры реорганизации является письменное уведомление кредиторов общества о принятом решении и дача публикации в печатном издании.6

 

3. Процедура реорганизации (основные этапы, государственная  регистрация создания и прекращения  юридических лиц в результате  реорганизации)

 

Процедура регистрации юридических лиц при реорганизации включает в себя процедуры государственной регистрации и постановки на учет новых юридических лиц, возникших при реорганизации, и внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности реорганизованных юридических лиц, а также снятия с учета в органах статистики, в Фонде социального страхования и Пенсионном фонде РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:7

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

решение о реорганизации юридического лица;

договор о слиянии и присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

передаточный акт или разделительный баланс;

документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Регистрирующий орган МНС России должен внести запись о регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в течение пяти рабочих дней со дня представления документов. Таким образом, не позже, чем на шестой день со дня представления заявления должно быть выдано Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации.

Согласно п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.91 №2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. от 25.07.2002) за государственную регистрацию взимается государственная пошлина в размере 2000 руб. за каждое реорганизуемое юридическое лицо.8

Постановка на учет вновь возникших юридических лиц при реорганизации в качестве налогоплательщика осуществляется в налоговом органе по месту нахождения образованных организаций.

На основании перечисленных документов в течение пяти дней со дня государственной регистрации осуществляется постановка нового юридического лица на учет в качестве налогоплательщика с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) и выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в результате реорганизации, по месту его нахождения приведена в разделе «Типовые формы документов, используемых для регистрации, постановки на учет и снятие при реорганизации юридических лиц».

В случае если вновь возникшее юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговом органе, место нахождения которого отличается от места нахождения налогового органа, осуществившего государственную регистрацию, постановка юридического лица на учет в качестве налогоплательщика осуществляется в следующим порядке:

В адресной части заявления о постановке на налоговой учет в наименовании налогового органа указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет вновь возникшего юридического лица, и проставляется дата подачи заявления в регистрирующий орган. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации организации с указанием его фамилии, имени, отчества.

Налоговый орган, осуществивший государственную регистрацию вновь возникшего юридического лица, не позднее пяти дней с момента государственной регистрации направляет в налоговый орган по месту нахождения организации ее регистрационное дело, копию Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенную налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, выписку из государственного реестра и заявление о постановке на учет в налоговом органе.9

Налоговый орган по месту нахождения возникшего в результате реорганизации юридического лица на основании пакета документов, пересланных налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, в течение пяти дней со дня государственной регистрации осуществляет постановку юридического лица на учет в качестве налогоплательщика с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) и в тот же срок выдает Свидетельство о постановки на учет в налоговом органе.

Информация о работе Реорганизация и ликвидация юридических лиц