Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:12, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса , выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике;
- определить, роль малого бизнеса в рыночной экономике;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса
- на примере ИП « Кореневская Т.И.»
Введение |
Малое предпринимательство
- один из ведущих секторов, во многом
определяющий темпы экономического
роста, состояния занятости населения,
структуру и качество валового национального
продукта. Развитие малого бизнеса
отвечает общемировым тенденциям к
формированию гибкой смешанной экономики,
сочетанию разных форм собственности
и адекватной им модели хозяйства, в
которой реализуется сложный
синтез конкурентного рыночного
механизма и государственного регулирования
крупного, среднего и мелкого производства.
Малый бизнес является основой рыночной
экономики. Он является наиболее динамичной
и гибкой формой деловой жизни, неотъемлемым
элементом конкурентного
Но стоит отметить, что
опыт развитых стран показывает: потенциал,
заложенный в малом секторе экономики,
может быть эффективно реализован только
при условии активной поддержки
и заинтересованности со стороны
государства. Без такой поддержки
малое предпринимательство
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данная тема курсовой работы является актуальной.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса , выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность,
понятие, функции малого
- определить, роль малого бизнеса в рыночной экономике;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса
- на примере ИП « Кореневская Т.И.»
Объектом и предметом исследования курсовой работы являются, соответственно, малый сектор экономики, включающий в себя малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, и отношения, возникающие в процессе взаимодействия названных субъектов данного сектора как между собой, так и с государственными органами.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в рыночной экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Малый бизнес – это бизнес,
осуществляемый в малых формах, опирающийся
на предпринимательскую
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательская
деятельность как малый бизнес —
это предпринимательская
Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса
наиболее динамично осваивает новые
виды продукции и рыночные «ниши»,
способствует приближению производства
товаров и услуг к потребителю,
развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса. Важными особенностями
малого предпринимательства являются
широкое использование
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций
показывает, что в развитых рыночных
экономиках, и в условиях постсоциалистических
народно-хозяйственных
В целом государства в
странах с развитой рыночной экономикой
особое значение придается поддержке
малого предпринимательства. Как показывает
анализ опыта США, Великобритании, Германии,
Японии, а также постсоциалистических
стран (Венгрия, Польша), — везде
осуществляются определенные меры по
содействию саморазвитию малого предпринимательства,
помогающие ему войти в рынок,
найти источники
Малый бизнес играет в экономике
любой страны довольно большую роль.
Он является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту
систему отношений путем
Мелкий бизнес присутствует
во всех сферах и областях экономики.
Сегодня преимущества малого бизнеса
по сравнению с другими секторами
экономики выражены намного ярче,
чем недостатки. В этом заключается
специфика малого предпринимательства
– пробуждаться в период общего
экономического спада, решая многие
экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий
демонстрирует хорошую
В настоящее время в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
1.2 Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Говоря о роли малого бизнеса,
следует подчеркнуть, что малые
предприятия – это побочная сфера
экономики. Малый бизнес ограниченно
включается в хозяйственную структуру,
конкурентную среду и в общественное
разделение труда. Причем роль его в
современной динамичной жизни неуклонно
возрастает. Как показывает опыт развитых
стран, если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит
крупным и средним компаниям,
а тесно взаимодействует с
ними, участвует в ускорении
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Так, в США предприятия
малого бизнеса, производящие около 40%
валового продукта, обеспечивают занятость
почти половины трудоспособного
населения, осваивая вдвое больше нововведений,
чем крупные фирмы. Они представляют
собой основные генераторы инновационных
процессов в промышленности, динамично
реагируя на изменение структуры
потребления. Малые фирмы активизируют
структурную перестройку
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике