Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса , выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике;
- определить, роль малого бизнеса в рыночной экономике;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса
- на примере ИП « Кореневская Т.И.»

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

                                         Введение

 

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта. Развитие малого бизнеса  отвечает общемировым тенденциям к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес является основой рыночной экономики. Он является наиболее динамичной  и гибкой формой деловой жизни, неотъемлемым элементом конкурентного механизма  экономики, источником дополнительных рабочих мест, способствующим сокращению уровня безработицы в стране, значимым фактором структурной перестройки  и внедрения достижений научно-технического прогресса. Малый бизнес является на сегодняшний день одним из факторов, позволяющих осуществить решительный  поворот экономики к потребностям людей и одновременно сформировать массовый слой предпринимателей-собственников, которые в наибольшей степени  заинтересованы в проведении рыночных реформ и улучшении условий хозяйствования. Занятие собственным делом в  современном обществе рассматривается  как естественная форма проявления способностей человека, раскрытия его  талантов и творческих возможностей, реализации его гражданских прав.

Но стоит отметить, что  опыт развитых стран показывает: потенциал, заложенный в малом секторе экономики, может быть эффективно реализован только при условии активной поддержки  и заинтересованности со стороны  государства. Без такой поддержки  малое предпринимательство фактически не способно успешно отстаивать свои экономические и социальные интересы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данная тема курсовой работы является актуальной.

Целью в данной работе будет  произвести характеристику малого бизнеса , выделить специфические особенности  и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым  бизнесом в современных рыночных отношениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса  в экономике;

- определить, роль малого  бизнеса в рыночной экономике;

- выявить проблемы и  перспективы развития малого  бизнеса

-  на примере ИП «  Кореневская Т.И.»

Объектом и предметом  исследования курсовой работы являются, соответственно, малый сектор экономики, включающий в себя малые предприятия  и индивидуальных предпринимателей, и отношения, возникающие в процессе взаимодействия названных субъектов  данного сектора как между  собой, так и с государственными органами.

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес в современной  рыночной экономике

1.1 Сущность, понятие, функции  малого бизнеса в рыночной  экономике государства

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни, базирующееся на иных принципах  организации дела.

Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся  на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных  предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации .

Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Малым бизнесом в Америке  по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и  оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это  не производственное предприятие, а  торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.

Хотя «лицо» любого развитого  государства составляют крупные  предприятия и корпорации, а наличие  мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень  научно-технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма  деловой жизни.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

Так малое предпринимательство  — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в  странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке  малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде  осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить  системные риски и т. п.  Все  это опосредовано особым значением  малого бизнеса в экономике государства.

Малый бизнес играет в экономике  любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий  демонстрирует хорошую адаптацию  к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче  проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время в  создании малых предприятий большую  заинтересованность проявляют крупные  компании. Они поручают мелкому бизнесу  вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с  рынком, проводить различные научные  разработки.

1.2 Роль малого бизнеса  в рыночной экономике

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые  предприятия – это побочная сфера  экономики. Малый бизнес ограниченно  включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в  современной динамичной жизни неуклонно  возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия  создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком.

Помимо того, что малые  предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они  играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в  рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях нормального  функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов  ВНП. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с  ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья и отходов крупных  производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство  – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это  подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные  позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия  малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных  процессов в промышленности, динамично  реагируя на изменение структуры  потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

 Аналогичная картина  наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля  малого бизнеса в производстве  составляет 60-70%. Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике