Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса , выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике;
- определить, роль малого бизнеса в рыночной экономике;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса
- на примере ИП « Кореневская Т.И.»

Файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня  государственная политика в отношении  малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство  вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом  развития экономический реформ и  состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий  значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание»  крупных фирм.

1.3 Перспективы развития  малого бизнеса в рыночной  экономике

Сразу после финансового  кризиса правительство России начало активно заниматься развитием экономики  путем поддержки малого и среднего бизнеса. На протяжении всего этого  времени на территории нашего государства  регулярно составляют проекты, направленные на поддержку и развитие малого и  среднего предпринимательства. По итогам внедрения и реализации подобных программ представители ряда государственных  ведомств проводят встречи и собрания, на которых докладывают о результатах  проделанной работы в поддержку  и для развития предпринимательской  деятельности в России.

В соответствии с этим ряд  экспертов задается вопросом, действительно  ли реализация госпрограмм по поддержке  малого и среднего бизнеса в России так эффективна, как о них заявляют банкиры, госчиновники и представители действующих организаций.

Ряд исследований в этой области доказывает, что прогресс есть. Сегодня на территории Российской Федерации действуют масштабные программы, направленные на поддержку  малого и среднего предпринимательства. Реализация подобных проектов выполняется  как на государственном, так и  на муниципальном уровне. Недавно  был запущен механизм предоставления грантов для представителей малого и среднего бизнеса. Со стороны банковской системы также наблюдается активная деятельность, направленная в поддержку  и развитие малого и среднего бизнеса.  Кредитные организации регулярно  пересматривают условия предоставления кредитов для  малого и среднего бизнеса.  Благодаря этому кредитный  портфель малого и среднего бизнеса  демонстрирует ежегодный рост. Однако даже такие благоприятные заявления  относительно развития малого и среднего бизнеса в России не могут опровергнуть реальные факты. Если взглянуть на карту  малого бизнеса России «сверху», то картинка не очень радует.

Среднестатистический показатель количества субъектов малого и среднего бизнеса в России, к сожалению, растет медленно и совсем незначительно. Ежегодно он увеличивается не более  чем на два процента. В некоторых  регионах, с наиболее благоприятным  бизнес-климатом, этот рост более стремителен. Примером может служить Краснодарский  край, где ежегодно количество действующих  субъектов малого и среднего бизнеса  увеличивается на десять процентов. Однако есть и такие регионы Российской Федерации, где фиксируется не прирост  субъектов малого и среднего бизнеса, а напротив, сокращение количества действующих предприятий малого бизнеса.

Это происходит в первую очередь непосредственно из-за предпринимателей, большая часть которых по-прежнему ведет теневую экономику. К сожалению, у таких предпринимателей чаще всего нет собственной бухгалтерии, долгосрочных планов по ведению бизнеса, качественных залоговых оснований а, следовательно, нет прозрачных финансовых потоков. В современном государстве предпринимателям, придерживающимся такой политики ведения бизнеса, чаще всего не выжить, чем остаться «на плаву».

Такое поведение малого и  среднего бизнеса объясняется монополизацией рынка крупными компаниями и некорректной политикой российского государства  в отношении малого и среднего бизнеса.

Этот негативный для малого и среднего бизнеса момент волнует  не только российских финансистов, но ведущие международные финансовые институты. Последние в своих  исследованиях доказывают, что как  раз-таки монополизация российской экономики крупными компаниями является главным препятствием на пути качественного  и количественного развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Сегодня среднестатистическая доля компаний с годовым оборотом, не превышающим 400 миллионов рублей, в ВВП ряда стран мира составляет около 50%. В России же этот показатель с горем пополам дотягивает до 20%. Наличие данного факта еще  раз доказывает монополизацию российского  рынка крупным бизнесом.

В качестве примера негативного  воздействия крупных компаний на развитие малого и среднего бизнеса  в России можно привести ситуацию с приходом сетевого ритейлера на региональный рынок, представленный несколькими  стабильно работающими малыми предприятиями. Итогом подобной ситуации является падение  выручки малого и среднего бизнеса, а затем и полный уход с рынка, вызванный полным банкротством из-за сильнейшей конкуренции и отсутствия действующей поддержки со стороны  государства. В Европейских странах  подобную ситуацию ликвидируют путем введения определенных ограничений для крупных игроков рынка. Так, здесь крупные ритейлеры могут работать по будням ограниченное число часов, а в выходные дни придерживается определенных правил торговли. Подобное регулирование позволяет сохранить на рынке участников всех категорий, что в свою очередь способствует развитию полноценной экономики в стране. Российское правительство к этому еще не пришло, потому речи о нормальном развитии малого и среднего бизнеса , как и экономики в целом, быть не может.

Вторым, негативно сказывающимся  на развитии малого и среднего бизнеса  моментом можно назвать административное давление, проявляющееся в первую очередь в высоких налогах. После  того как в России были увеличены  ставки страховых взносов, некоторые  представители малого и среднего бизнеса не выдержали подобного  напряжения и ушли в тень. В данный момент фонд оплаты труда является основой расходной статьей российского  предпринимательства. Ведя теневую  бухгалтерию, предприниматели лишаются возможности получения долгосрочных банковских кредитов на развитие бизнеса.

Последней причиной для слабого  развития малого и среднего бизнеса  в Росси можно назвать отсутствие роста грантов. Ежегодно в нашей  стране банки выдают одно и то же количество кредитов для  малого и  среднего бизнеса под поручительство Гарантийных фондов, в то время  как мировая практика демонстрирует  обратное – рост грантов для малого и среднего бизнеса . Ведь, увеличивая резерв Гарантийных фондов, государство  автоматически увеличивает число  стабильно развивающихся предприятий  малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес может стать  той важной основой, с помощью  которой буден осуществлен поворот  к позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской  хозяйственной среды. Однако для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить  все задачи, для решения которых  он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного  рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении  инвестиционного проектирования и  проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать  конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень  инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой  и легкой промышленности выстроить  надежную систему правового и  информационного обеспечения (включая  стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может  быть построена на принципах открытости и совместимости с другими  государственными системами.

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие  существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим  гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие  ему оперативно реагировать на запросы  рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство  можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский  дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

 

Созданию такой атмосферы  в малой форме и возможности  эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для  многих малых предприятий.

Важным преимуществом  малого бизнеса, обеспечивающим его  эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в  случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом  малой фирмы является высокая  скорость прохождения информации. Это  обусловлено меньшим объемом  информации на малых предприятиях и  непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при  сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных  вложений в основные средства. Это  преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается  на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом  быть разоренным, т.е. велика степень  риска. Многое зависит не столько  от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Малому бизнесу практически  нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности  покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки  ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и  дилерскую сеть. По этой же причине  малые предприятия не способны проводить  научные исследования и перспективы  начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое  предприятие уязвимым с точки  зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение  малые бизнес, делают его неспособным  на равных конкурировать с крупным  производством.

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей  малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ малого бизнеса  и его роли в рыночной экономике

2.1. Общая характеристика  предприятия ИП«Кореневская Т.И.»

 

Предприятием ИП «Кореневская Т.И.» руководит индивидуальный предприниматель  без образования юридического лица (сокращенное название предприятия: «Кореневская Т.И.»). Организационно-правовая форма - индивидуальный предприниматель, без образования юридического лица. Ее предпринимательская деятельность подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей

Основным видом деятельности предприятия «Кореневская Т.И.» является:

-торговля, торгово-посредническая, посредническая и иная коммерческая  деятельность;

-закупка-продажа компьютерных  комплектующих и сопутствующих  товаров.

Основной целью работы ИП «Кореневская Т.И.»  является получение  прибыли, как ключевой показатель предприятия.

Рост прибыли на данном предприятии обуславливается следующими факторами:

-удовлетворение потребителя  или пользователя услуг;

-позиция на рынке, часто  связанная с желанием рыночного  лидерства;

-условия благосостояния  работающих на предприятии и  развитие хороших отношений среди  персонала;

-публичная ответственность  и имидж организации;

-высокий уровень труда; 

-минимизация издержек  и т.д.

Директор предприятия  ИП «Кореневская Т.И.»:

-имеет печать, фирменный  бланк, товарный знак, эмблему  и прочие реквизиты;

-имеет право открывать  расчетный и другие счета в  учреждениях банков;

К основным торговым функциям предприятия ИП «Кореневская Т.И.»  следует отнести:

-рекламирование товаров  и услуг;

-оказание торговых услуг  покупателям;

-составление заявок на  завоз товаров;

-формирование ассортимента  товаров;

-изучение покупательского  спроса на товары.

Информация о работе Роль малого бизнеса в рыночной экономике