Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Введение ________________________________________________________3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
. Малые предприятия в структуре экономики_______________ 5
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем _______________________________ 12
Особенности становления малого бизнеса ________________ 19
Проблемы малого бизнеса и пути решения ________________ 25
ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в Российской Федерации _________ 35
2.2 Государственная поддержка для малого бизнеса ___________ 41
Заключение _____________________________________________________ 45
Список используемых источников __________________________________ 47
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г.НЯГАНИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Студентка 3 курса ОЗО СОП,
Специальность: «Экономика»
______________________
Проверил: ____________
_____________________
Оценка:_______________
Подпись:______________
Дата:_________________
Нягань – 2013
Содержание
Введение ______________________________
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Анализ правовой базы развития малого
предпринимательства в Российской Федерации
______________________________
2.2 Государственная поддержка для малого бизнеса ___________ 41
Заключение ______________________________
Список используемых
источников ______________________________
Введение
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Во-первых,
он обеспечивает необходимую
мобильность в условиях рынка,
создает глубокую
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих,
- создавать атмосферу
В-четвертых
(и это, пожалуй, самое
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие
мелкого предпринимательства
Развитие малого
бизнеса отвечает общемировым
тенденциям к формированию
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Малые предприятия в структуре экономики
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.
Средний бизнес в большей
степени зависит в своей
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.
В России до 1995 года в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со средней годовой численностью до 200 человек, в науке - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы- до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, то есть работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.
С 1996 г. к малым в промышленности, строительстве, транспорте стали относиться предприятия с численностью 100 человек, в сельском хозяйстве - до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в прочих отраслях - до 50 человек.
Эти изменения и мировая практика свидетельствует о некой условности разделения предприятий по размерам. Совершенно очевидно, что одного критерия численности работающих для отнесения к малому предприятию не достаточно. Целесообразно, например, использование трех показателей - численности работающих, объема валовой продукции, размера прибыли, как в странах Европейского Союза. Для отнесения к категории “малых” достаточно, чтобы предприятие соответствовало одному из них.
В нашей стране в течение продолжительного времени пропагандировались преимущества крупного производства. При определенных положительных сторонах такая абсолютизация приводила к отсутствию условий для формирования конкурентных отношений. В то же время возможности малых предприятий очень велики, особенно в современных условиях. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка. Наличие достаточно большого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестраивать структуру хозяйственного комплекса.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В США, Японии, Германии и других развитых странах малые и средние предприятия образуют устойчивую, как бы двойную структуру: “малое плюс большое”. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и инновационных разработках. Известно, что японские супергиганты опираются на тысячи семейных предприятий и микрофирм с высоким уровнем подетальной (пооперационной) специализации и ответственности, с высочайшим уровнем компьютерного обеспечения. Отношения последних с государством и крупным бизнесом регламентируются отработанной десятилетиями правовой базой. Малый бизнес доминирует в производстве, строительстве, услугах, а ныне - и в высоких технологиях. Исключение в какой-то мере, особенно в США, составляют аэрокосмическая и электронная отрасли, в определенной степени - автомобильная промышленность.
Большой и малый бизнес имеют свои сферы приложения капитала. Так, для большого бизнеса необходимы емкий рынок, высокостандартизированная продукция, которая может быть запущена в массовое производство, наличие стабильного и продолжительного спроса, значительные финансовые средства, многочисленная рабочая сила. В то же время нередко возникают условия, благоприятные для занятия бизнесом малыми фирмами и по различным причинам неприемлемые для крупных компаний:
· региональная дифференциация рынка;
· необходимость
какого-либо специализированного
· важность персонального обслуживания;
· удобство обслуживания;
· нерегулярность спроса;
· ограниченный спрос на некоторые виды продукции;
· умение приспособиться к специализированному спросу;
· зависимость сбыта продукции и услуг от изменчивости моды и вкусов;
· оперативность и гибкость управленческих структур.
В современной высокоразвитой экономике получила развитие новая объективная тенденция - отход от гигантомании, быстрый рост числа малых предприятий. Современная практика хозяйствования показывает, что технический прогресс, более полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий.
По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.
Для крупных фирм характерны следующие недостатки. Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десятки лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.
Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономике страны