Роль малого предпринимательства в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Содержание работы

Введение ________________________________________________________3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
. Малые предприятия в структуре экономики_______________ 5
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем _______________________________ 12
Особенности становления малого бизнеса ________________ 19
Проблемы малого бизнеса и пути решения ________________ 25

ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в Российской Федерации _________ 35
2.2 Государственная поддержка для малого бизнеса ___________ 41
Заключение _____________________________________________________ 45
Список используемых источников __________________________________ 47

Файлы: 1 файл

Курсовая роль МП в экономике страны.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

в-седьмых, среди мер  по поддержке малого бизнеса также  отмена кассовых аппаратов для предпринимателей, которые уплачивают единый налог  на вмененный доход, упрощение участия  в аукционах по госзаказу, введение упрощенной процедуры и льготных тарифов на подключение к электросетям. Отмена кассовых аппаратов, и соответственно, отмена чеков, приведет к проблеме защиты прав потребителей и неконтролируемому использованию денежных средств предприятия.

С другой стороны, отмена кассовых аппаратов приведет к сокращению расходов на их содержание, которые составляли около 100 млн. долларов в год. Теперь эти деньги будут пущены в оборот компаний. В то же время, с тарифами на электроэнергию все сложнее. Льготные тарифы на подключение к электросетям включают в себя дополнительную оплату так называемого «входного билета», то есть возможности получения одобрения на подключение. Например, для того чтобы открыть небольшую пекарню и получить 50 киловатт мощности, надо заплатить 50 тыс. евро. Между тем именно диктат естественных монополий, как показывает опыт многих предпринимателей, – самая главная угроза для людей, решившихся начать собственное дело.

Несмотря ни на что, малый  бизнес может оказаться более  живучим в условиях глобального  кризиса: малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Гибкость и высокая приспособляемость является главным их достоинством. Именно с развитием предпринимательства власти связывают надежды на то, что экономический рост в нашей стране не остановится, в то время как другие страны окажутся в рецессии. Для малых компаний кризис - это шанс для диверсификации и мощного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГРАЖДАСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Анализ правовой  базы развития малого предпринимательства в РФ.

Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия "малое предприятие". Их можно разделить на три вида.

   Во-первых, п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Он определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.

   Во-вторых, это  определения малого предпринимательства,  содержащиеся в законодательных  актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе N. Региональное законодательство определяет малые предприятия 88-ФЗ как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.

   В-третьих, это  определение субъектов малого  предпринимательства, которые вправе  перейти на упрощенную систему  налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае, под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона N 88-ФЗ. Круг лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе N 88-ФЗ.

Определение субъектов  малого предпринимательства в российской практике дано в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ в ред. от 02.02.2006 (далее - Закон N 88-ФЗ). Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности таких субъектов.

Статья 23 Гражданского кодекса  РФ (ГК РФ) «Предпринимательская деятельность гражданина» устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ГК РФ непосредственно конкретизирует право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью, предусмотренное статьей 34 Конституции РФ, которой определено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности является следствием реализации общего конституционного права гражданина на труд, т. е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции РФ).

При этом статьей 24 ГК РФ устанавливается, что гражданин  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое  в соответствии с законом не может  быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливае6тся гражданским процессуальным законодательством.

Второй вариант –  выступить единственным учредителем  юридического лица и вести предпринимательскую  деятельность от его имени.

В ГК РФ юридическим лицом  признается организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48.1 ГК РФ), а также заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

В рамках многообразия имеющихся  форм собственности могут быть созданы  субъекты хозяйствования различных  организационно-правовых форм.

Нормативной базой для  создания и ликвидации малого предпринимательства  является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001г № 129 – ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  и Федеральный закон от 26 октября 2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия».

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).

В течение пяти лет  после признания гражданина банкротом  по его заявлению повторно не может  быть возбуждено дело о банкротстве.

В рамках исследования в  ноябре 2006года было опрошено 4350 респондентов – представителей малого бизнеса  в 80 субъектах РФ методом личного интервью по формализованной анкете.

По результатам опроса были выявлены следующие проблемы, которые тревожат сегодня предпринимателей. Наибольшие трудности в работе малого бизнеса вызывает ситуация с судебно-правовой защитой (лишь в семи из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) и доступ к производственным площадям, включая офисные помещения (благоприятная ситуация зафиксирована только в трех из 80 регионов). Так, лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе.

Существенную озабоченность  респондентов вызывает состояние конкурентной среды и уровень безопасности бизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определенным компаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных респондентов заявляют, что в их регионе существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен подобными преференциями, и только 23% полагают, что таких отраслей нет.

Наиболее актуальные риски малого предпринимательства  в целом по России:

- резкое ухудшение  общей ситуации в экономике  – 64,4%;

- рост арендных платежей  – 45,2;

- изменения в региональном  законодательстве – 28,9;

- появление крупного  монополиста – 26,3;

- необоснованные штрафы, нарушения при проверках и  т. п. – 22,1;

- незаконные попытки  отнять или ликвидировать бизнес  – 7,4;

- вымогательство со  стороны криминальных группировок  – 4,8.

Не маловажной проблемой российского малого бизнеса являются высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие

кредитных ресурсов, что  негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. (Табл. 1).

Таблица 1. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса, % к числу ответивших

Фактор

Мнение экспертов

Мнение предпринимателей

Отсутствие кредитных  ресурсов

53,1

48,6

Административные барьеры

30,6

11,4

Территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах

24,5

62,4

Низкий потребительский (платежеспособный) спрос

12,2

40

Неустойчивость государственной  политики

22,4

35,9

Нестабильность рынка  сбыта

8,2

7,3

Низкая квалификация предпринимателей (работников)

8,2

24,1

Отсутствие консультационных центров

 

4,1

Высокие налоги

 

40,8

Незащищенность прав собственности

 

19,6

Дороговизна техники, оборудования

 

26,9

Дороговизна топливных  и энергетических ресурсов

 

35,1


 

Серьезный сдерживающий фактор – низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции и услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной социальной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частными инспекциями и штрафами. Взимая довольно высокие налоги, государство взамен не обеспечивает предпринимателям сколько-нибудь эффективной поддержки.

О сложностях взаимоотношений  предпринимателей и региональных властей  свидетельствует также данные экспертного  опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли  участие 919 человек, отнесенных к категории  «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных округов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы или интересы близких к ней предпринимателей.

Другая не менее важная проблема – низкая квалификация самих  предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или  недостаточная способность персонала  принимать решения стала главной  причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

 

Рис. 1. Оценка бизнесменами административного давления государственных служб на предпринимательскую деятельность, % к числу опрошенных.

1 – Администрация  городов (районов);

2 – Правительство  края;

3 – УМНС края;

4 – Милиция;

5 – Санэпиднадзор;

6 – Пожарный надзор;

7 – Органы лицензирования;

8 – Торговая инспекция;

9 – Госархнадзор.

 

2.2. Государственная поддержка  для малого предпринимательства.

Деятельность субъектов  малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных  органов исполнительной власти. Без  специальных мер государственной  поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Поэтому в Указе Президента РФ от 04.04.96 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" такая поддержка названа важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.

У государственной поддержки  малого предпринимательства существует широкая нормативная база, основой  которой является Федеральный закон  от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ).

В соответствии с этим Законом приняты постановления  Правительства РФ, основополагающими  из которых являются федеральные  программы поддержки малого предпринимательства. Нормативные акты о поддержке малого бизнеса и программы такой поддержки существуют также на региональном и местном уровнях.

Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией и пр.

В основе мер государственной  поддержки на любом из уровней  лежат:

     - во-первых, соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основы такой поддержки. Так, на федеральном уровне это Закон N 88-ФЗ, на региональном уровне, например в Москве, это Закон г. Москвы от 28.06.95 N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве";

Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономике страны