Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:49, курсовая работа
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Введение ________________________________________________________3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
. Малые предприятия в структуре экономики_______________ 5
Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем _______________________________ 12
Особенности становления малого бизнеса ________________ 19
Проблемы малого бизнеса и пути решения ________________ 25
ГЛАВА 2 БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Анализ правовой базы развития малого предпринимательства в Российской Федерации _________ 35
2.2 Государственная поддержка для малого бизнеса ___________ 41
Заключение _____________________________________________________ 45
Список используемых источников __________________________________ 47
В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу “ориентации на нужды”. Им жизненно необходимо предлагать что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Это обусловлено наличием у малого бизнеса по сравнению с крупных определенных преимуществ:
· дух инициативы и динамизма - малое предприятие рождается на основе технической инициативы или новой идеи его создателя; успех и рост предприятия будут зависеть от того, опирается ли его создатель на тех, с кем он работает;
· специализация, приспособление к производственным формам (небольшие серии, субподрядные работы), формам распределения (близость торговли к потребителю) или необходимым формам обслуживания;
· гибкость предприятия, заключающаяся в несложной структуре, быстрой словесной коммуникации как во внутренних, так и во внешних отношениях;
· создатель предприятия, рискующий своим капиталом, должен постоянно доказывать право на существование благодаря своей фантазии и новациям, риску и постоянной инициативе. Поэтому малые предприятия являются одной из движущих сил рыночной экономики.
Малые предприятия принимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новых или модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.
Общеизвестная гибкость
малых предприятий помогает им при
неудаче в одной сфере
По объемам производства
и реализации, прибыли, уровню доходов
работников, платежеспособности малые
предприятия имеют более
Важное экономическое преимущество малых фирм заключается в относительной дешевизне их продукции, возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более дешевых средств производства. Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а себестоимость производства ниже. У них меньше сроки строительства, для них нужен относительно небольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательства также относятся такие характеристики, как:
· оперативность реагирования на спрос;
· более
экономичное использование
· повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;
· более низкий уровень запасов;
· высокий
уровень социально-
· снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
· простота
в управлении (отсутствие жестких
иерархических структур, возможность
быстрой корректировки целей
и перераспределения
Одним из главных преимуществ малых предприятий, как уже отмечалось, - способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.
Эти преимущества позволяют малому бизнесу:
· ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
· ускорить
внедрение научно-технических
· полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
· наладить выпуск продукции малыми сериями.
Таким образом, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, дух предпринимательства, более низкие управленческие и эксплутационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала - вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие за последнее десятилетие.
Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.
1.2. Роль малых предприятий в
решении экономических,
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.
В первую очередь, источником экономического развития России являются предпринимательство и малый бизнес. Именно они определяют существо рыночных отношений.
В странах с рыночной
системой хозяйствования в секторе
малого предпринимательства
Роль малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся.
Во-первых, сглаживание
колебаний экономической
Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие “этажи” хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний.
Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборотной стороной эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, оно не производит мелкосерийный товар.
Лишь малые предприятия готовы использовать любую возможность для бизнеса. Так, специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но лишь если успех обещает сверхвысокую прибыль.
Перед малыми предприятиями стоит задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнение “свободной ниши”, образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные особенности каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные товары и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть “ниша” для малого предпринимательства.
Другими словами, без малого предпринимательства возникла бы “лоскутная экономика”. Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, другие же игнорировались. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним - основа стратегии малых предприятий.
Во-вторых, не менее важна
роль малых предприятий в формирован
В последние годы в экономической прессе появился новый термин - “генерика”. Им обозначают растущую группу небольших компаний, занимающуюся копированием продуктов ведущих фирм. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Практически любое
эффективное лекарство в наше время представлено на рынке в двух вариантах: оригинальный препарат и его многочисленные копии с той же самой химической формулой. Почему более дешевыми оказываются препараты малых фирм, а не их могущественных конкурентов? Основную роль играют два момента:
- копируя уже известные
лекарства, “генерика” не
- монополии искусственно завышают цены, а малые фирмы этого не делают.
Таким образом, деятельность
малых фирм выступает серьезным
ограничителем произвола в
Малые предприятия представляют значительную силу, способную воздействовать на общую структуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны малых предприятий, крупным достаточно было бы заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Никто не мешал бы им совместно повышать цены, сохранять несовершенные технологии и так далее. Всему этому препятствует малый бизнес, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою.
В-третьих, развитие конкуренции создает систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
В-четвертых, присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране.
Малое предпринимательство успешно функционирует на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность.
В-пятых, изменение технологий и структуры отдельных отраслей промышленности, ускоряя процесс перераспределения капиталов из устаревших отраслей в наиболее перспективные и быстроразвивающиеся.
В-шестых, формирование диверсифицированной
и качественной системы бытовых,
организационных и
В-седьмых, развитие инновационного потенциала экономики.
Малые предприятия восприимчивы к новым идеям. Здесь на одного сотрудника приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на одного работника крупного предприятия. Малые предприятия более гибки, быстрее переключаются на разработку, апробацию и производство новой продукции, от которой крупный бизнес зачастую отказывается из-за высокой степени риска. Темпы освоения новых видов изделий или услуг у малых предприятий на 30 % выше, а эффективность (при гораздо меньших затратах) выше в 8 раз. По оценкам Национального научного фонда США малые фирмы производят в 6 раз больше нововведений в расчете на одного занятого, чем крупные, им требуется в среднем 2,2 года, чтобы выйти со своим новшеством на рынок, тогда как крупным - 3,5 года. У малых фирм относительно невысокие издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции.
В-восьмых, расширение налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней.
Большая часть собираемых в мире налогов приходиться именно на малые предприятия.
В-девятых, ускоренное освоение инвестиций.
Стремительно развивается
специфическая форма
Таким образом , высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, бысрый рост сферы услуг, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, с другой стороны, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги более высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет важнейший вклад малых предприятий в экономику.
Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономике страны